Контрольная работа по «Юридической психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 06:41, контрольная работа

Описание работы

Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения малолетних и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников. «Кривая возраста» — одна из самых устойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в психологии несовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовной ответственности с достижением определенного возраста, но и существованием возрастных этапов нравственного формирования личности и, главное, тем, что для каждого возрастного периода онтогенеза характерен «свой», набор потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации.

Содержание работы

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 3
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ 5
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 10
4. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 11
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДОПРОС 14
6. ПСИХОЛОГИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ 18
7. СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

юрид. психология 1.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА


 

Факультет инновационных технологий обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 3
  2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ 5
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 10
  4. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 11
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДОПРОС 14
  6. ПСИХОЛОГИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ 18
  7. СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

 

        Социальная детерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, на личность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включается человек и которые определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностью социальные роли определяют ее место в обществе. Но так как эти функции малолетних, как и несовершеннолетних в целом, по существу, лишь декларируются в официальных программах и документах, а на самом деле их социальные роли, мягко говоря, занижены, то противоречия здесь налицо, а значит, имеются и причинные явления несогласия, которое может быть выражено в противоправной форме. Известно, что одна и та же социальная среда формирует разные человеческие личности. Формирование личности малолетнего с противоправными установками происходит при активном восприятии ею негативных явлений социальной среды, которая накладывает отпечаток на потребности человека, его интересы, мотивы, цели, эмоции и волю. В конечном счете, личность приобретает отклоняющуюся направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальным и другим нормам.

Особенностью  личности малолетних является результат  преломления в их сознании сложной  системы общественных отношений, в  рамках которой проходит их жизнедеятельность.

Для большинства  психологических подходов характерно, прежде всего, рассмотрение личности правонарушителя  в качестве социального типа, обладающего определенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуации совершением преступления. Общественная опасность личности выявляется в процессе ее социальной деятельности. Антиобщественное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Однако отличие состоит не в специфических физических и психических возможностях субъекта, а в мотивации поведения.

      Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения малолетних и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников. «Кривая возраста» — одна из самых устойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в психологии несовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовной ответственности с достижением определенного возраста, но и существованием возрастных этапов нравственного формирования личности и, главное, тем, что для каждого возрастного периода онтогенеза характерен «свой», набор потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации.

      Малолетних, допускающих антиобщественное  поведение, можно разделить на  три типа.

1. Случайный  — к ним в первую очередь  относятся малолетние, которые совершили правонарушения под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (50%).

2. Неустойчивый  — к этой группе малолетних  относятся те, которые совершают  проступки под влиянием взрослых  или своих сверстников (27%).

3. Злостный  — для этой группы характерны  крайние формы пренебрежения нравственными оценками, общественным мнением, активная деятельность по созданию конфликтных ситуаций (23%). Указанные типы малолетних, допускающих антиобщественное поведение, носят условный характер, поэтому можно встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. Другими словами, не каждый малолетний, совершивший проступок, может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу.

 

2.ОСОБЕННОСТИ  ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

 

В изучении личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, принятой программной методической посылкой является выделение особенностей, отличающих правонарушителей от сверстников с устойчиво положительным поведением. Однако реализация этого положения во многих конкретных психологических исследованиях приняла несколько односторонний характер. Поиск отличий идет, прежде всего, в социально-демографической, культурно-образовательной и в меньшей степени — в характерологической сфере. Уделяется внимание также системе потребностей, интересов, ценностных ориентации, мотивов, но как бы взятых у изолированного малолетнего или совокупности изолированных малолетних для получения типичных характеристик.

Вместе  с тем для характеристики личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, особую значимость имеет  тщательное изучение сферы его общения, которая тесно связана со становлением мотивационно-потребностной сферы личности.

Таким образом, особенности социализации личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, в конкретный период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса. Кроме того, этот возраст выступает переходным периодом, который может закончиться его разрушением или, наоборот, укреплением и дальнейшим развитием.

Для того, чтобы определить предмет и методику изучения личности малолетнего под  данным углом зрения, необходимо выделить основные формы общения. К числу  таких можно отнести:

а) взаимодействие малолетних в процессе учебной деятельности (в ходе учебной деятельности малолетний удовлетворяет свою потребность в общении в двух направлениях: в процессе общения в классном и школьном коллективах и в процессе общения с педагогами);

б) взаимодействие малолетних в практике их поведения  во внеучебное время (во внеучебное время  общение происходит в основном по трем направлениям: в семье, в группах свободного общения и в группах организованного общения — различные секции, кружки и т.д.).

На этапе  первичной и промежуточной социализации, охватывающей детство и подростковый период, направляющая и ведущая роль принадлежит воздействию среды, точнее говоря, микросреды — семьи  и ближайшего окружения.

С увеличением  возраста ребенка влияние семьи, как показывают проведенные нами исследования, заметно уменьшается. Далее срабатывает одна из следующих тенденций: происходит усиление влияния со стороны школы либо неформальной группы сверстников, т.е. повышается значимость взаимоотношений с товарищами. У малолетних, допускающих антиобщественное поведение, имеет место нарушение нормального соотношения сфер общения, которое заключается в доминирующей роли сферы свободного общения. Это объясняется прежде всего неблагоприятной психологической атмосферой в семьях этих несовершеннолетних (проведенные исследования показывают, что неблагоприятную обстановку в семье имеют 72% малолетних, допускающих антиобщественное поведение), что затрудняет социально полезное общение ребенка и создает у него чувство неудовлетворенности общением в семье.

Применительно к контингенту правонарушителей при распределении предметов  по степени значимости первое место  занимают предметы, не требующие большого умственного напряжения. В частности, на первое место у них и их друзей смещен такой предмет, как физкультура. Преобладание интересов, связанных с развлечениями и физическими занятиями, отмечается и у молодых преступников. Узость и односторонность интересов и потребностей характеризует и отношение правонарушителей к труду. С несформированностью интереса к трудовой деятельности связано смещение на последнее место для малолетних, допускающих антиобщественное поведение, и их друзей такого предмета, как труд. Несформированность интереса к трудовой деятельности констатируется и у малолетних нарушителей по отношению к внеучебному времени. В частности, среди малолетних нарушителей только 6—8% имели постоянные обязанности по дому, тогда как в контрольной группе таких малолетних — 51%.

В настоящее  время малолетние не спешат создавать  близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. Наличие друзей, у которых общая деформация личности зафиксирована по тем же направлениям, что и у малолетних, допускающих антиобщественное поведение, существенно сужает поток получаемой ими позитивной информации, способствует более углубленному развитию уже имеющихся личностных деформаций и появлению новых, затрудняет возможность коррекции личности этих малолетних по линии семьи и школы.

У современного малолетнего затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые способствовали бы его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация. В системе сформированных потребностей у малолетних нарушителей слабо выраженными оказались необходимые для социальной адаптации потребности в учебной и трудовой деятельности, положительном контакте со сверстниками, авторитете и уважении окружающих. Не выявляются у них и потребности в различных видах интеллектуальной (помимо учебной), трудовой, спортивной и общественной деятельности, что не дает оснований предположить возможность стабильной положительной социальной адаптации для большинства малолетних, допускающих антиобщественное поведение, в будущем.

Криминогенная деформация личности друзей малолетних нарушителей находит свое выражение  в совершении не только антиобщественных, но и аморальных поступков: 42% из них  употребляли спиртные напитки, 18% —  наркотики, 14% — допускали половую  распущенность, 38% относились в школе  к числу активных дезорганизаторов.

Отклоняющееся поведение друзей не могло не оказать  влияния на совершение общественно опасных деяний малолетними. Не случайно малолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, в 88% случаев совершали общественно опасные деяния совместно с друзьями.

Результаты  изучения сферы общения прямо  выводят в ряд важных проблем  оздоровление микросреды и системы  отношений. Точно так же, как ребенку  для освоения языка необходимо постоянно  «купаться» в океане человеческой речи, для восприятия азбуки и грамматики социального поведения ему требуется пребывать в потоках разнообразных жизненных образцов, ролей, знаков человеческого мира, которые ему дает прежде всего микросреда.

Малолетний  должен постоянно ощущать сопротивление  реального жизненного материала: видеть, что его поступок одобряется или  осуждается, страдать и блаженствовать, переживать горе и радость. Без этого  он не приобретает умения слышать и понимать других людей, сочувствовать им. Азбуку и грамматику социального поведения невозможно объяснить, преподать, как таблицу умножения или физический закон. Знания сами по себе не делают законопослушной личности. Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают малолетнего, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для малолетних эти отношение микросреды необычайно важны и даже судьбоносны. Кроме того, малолетним необходимы разнообразные жизненные образцы и роли взрослого мира, т.е. контакты с близкими людьми разного пола и возраста. Это гораздо важнее для нормальной социальной адаптации малолетнего, чем даже образование, бытовые условия, достаток или бедность. Работники детских домов (точно так же, как и сотрудники спецшкол) любят говорить о том, что здесь их воспитанникам обеспечены условия, которых они в своей прежней жизни не имели. Но подавляющее большинство жителей казенных приютов — люди с отклоняющимся поведением, среди них невероятно высока доля самоубийц и правонарушителей. Решение сложных задач профилактической работы с малолетними требует их психолого-педагогической классификации, т.е. разработки типологии как инструмента дифференцированного подхода к личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО         

Повседневная  работа следователя невозможна без  знания психологии лица, совершившего преступление, анализа его поведения  в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий.  Особенно это касается общения с несовершеннолетними в процессе расследования преступлений. И в этом смысле, основным качеством, которым должен обладать следователь, является умение разбираться в психологии подростков; владеть психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. Для этого необходимо знание психологии, овладение разработанными криминалистической тактикой        приемами.                                                                                               Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего, необходимо выделить социально-психологическую характеристику, которая включает общие (т.е. типологические черты несовершеннолетних), особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды). В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется как личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных. эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя. Личность несовершеннолетнего не есть «уменьшенная модель личности взрослого.  

 

 

 

4. ПСИХОЛОГИЯ  ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

Предварительное расследование — это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Именно на этапе предварительного следствия создаётся модель прошлого события преступления.  
На предварительном следствии процесс познания отличается определённой неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддаётся регулированию. Объём информации, скорость , время её поступления во многом зависят от обстоятельств, в ходе которых осуществляется познание. Процесс познания начинается с получения следователем необходимой информации о предмете исследования с помощью органов чувств. Полученная информация подвергается логической обработке, а полученные выводы — проверке практикой. Что касается полной картины совершённого преступления, то она во всех случаях воссоздаётся опосредованным путём, поэтому знание, которое должен получить в ходе расследования следователь, всегда появляется как результат сложной мыслительной работы. 

Информация о работе Контрольная работа по «Юридической психологии»