Контрольная работа по "Общая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Методы психологии - Виды психологического инструментария, пользуемого профессиональными психологами в психологических исследованиях.
Б.Г. Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы интерпретации.

Файлы: 1 файл

закончин контр по психолог.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

          УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Общая психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Мамаева Ольга Анатольевна

учебная группа № 1-ПЗ-47с, курс 1,

Проверил: Е.А.Васильева

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Санкт-Петербург

 

2013

                                            1. Методы психологии.

   Методы психологии - Виды психологического инструментария, пользуемого профессиональными психологами в психологических исследованиях. 

Б.Г. Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы интерпретации.

1) Организационные методы включают сравнительный - то есть сравнение одного явления, проявляющегося у разных объектов;  лонгитюдный метод - изучения одного объекта на протяжении длительного времени; и комплексный метод - при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами.

2) Эмпирические методы - добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники , социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т. д.).

3) Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4) Интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

                         2. Деятельность, ее роль и структура.

    Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. 

Структура деятельности: Основными составляющими деятельности являются действия и операции.

     Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель

     Операция – способ осуществления действий. К способам действий относятся навыки, умения, привычки.

    Навыки – частично автоматизированные действия, которые образуются в результате неоднократного повторения. Виды навыков: моторные, сенсорные, умственные, коммуникативные.

    Умение - это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия.

    Привычка – часть деятельности человека, которая выполняется им механически.

                           К основным видам деятельности относятся:

  • Общение – вид деятельности, которая направлена на обмен информацией между общающимися людьми. Цель общения – установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно - воспитательное влияние людей друг на друга.
  • Игра – вид деятельности, целью которой является сама осуществляемая деятельность, а не практический результат. Виды игр: индивидуальные и групповые; предметные и сюжетные; ролевые; игры с правилами.
  • Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
  • Труд – целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

              3. Роль психических познавательных процессов в жизни человека (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

      Психические познавательные процессы - представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. Выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.

      Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.

      Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью.

      Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. 

    Вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной. Кроме того, в зависимости от используемого приема запоминания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую (запоминание смысла получаемой информации) память.

     Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека.

     Воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов.

       Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.

       Мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Т

        Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

        4.Роль эмоциональных процессов в жизни человека (аффектов, эмоций, чувств, настроений, страсти и стресса).

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

       Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

      Чувства. Они носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Элементарные чувства: радость, гнев, страх, интерес, удивление, стыд, вина. Высшие чувства: 1) интеллектуальные – радость от познания, удивление; 2) моральные – долг, благородство, альтруизм, благодарность, доброта; 3)эстетические – чувство прекрасного – безобразного. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.

     Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

     Страсть - представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

     Настроение- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

  1. Роль волевых процессов в жизни и деятельности человека

    Воля – это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.

Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.  
Волевые процессы - психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий.

К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности (планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка).

В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

  1. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Информация о работе Контрольная работа по "Общая психология"