Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 23:43, контрольная работа
Методы психологии - Виды психологического инструментария, пользуемого профессиональными психологами в психологических исследованиях.
Б.Г. Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы интерпретации.
Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.
Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью.
Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.
Вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной. Кроме того, в зависимости от используемого приема запоминания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую (запоминание смысла получаемой информации) память.
Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека.
Воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов.
Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.
Мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Т
Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.
4.Роль эмоциональных процессов в жизни человека (аффектов, эмоций, чувств, настроений, страсти и стресса).
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства. Они носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Элементарные чувства: радость, гнев, страх, интерес, удивление, стыд, вина. Высшие чувства: 1) интеллектуальные – радость от познания, удивление; 2) моральные – долг, благородство, альтруизм, благодарность, доброта; 3)эстетические – чувство прекрасного – безобразного. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Страсть - представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.
Настроение- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.
Воля – это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.
Воля выражается в
способности человека к сознательному
регулированию и активизации своего поведения.
Любое действие всегда в той или иной степени
сопряжено с психическим регулированием,
т. е. волевым процессом.
Волевые процессы - психические процессы, связанные
с осознанием целей и с затратами волевых
усилий.
К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности (планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка).
Информация о работе Контрольная работа по "Общая психология"