Контрольная работа по "Общая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Методы психологии - Виды психологического инструментария, пользуемого профессиональными психологами в психологических исследованиях.
Б.Г. Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы интерпретации.

Файлы: 1 файл

закончин контр по психолог.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

 В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

    Индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Он  выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития живых существ и, следовательно, носителем врожденных качеств. В этом смысле индивид одновременно рассматривается в качестве своеобразного представителя других живых существ, отличающегося от них спецификой своего фило- и онтогенетического развития, а также представителем человеческой общности, наделенным присущими только ему особенностями психики и поведения. Появившись однажды на свет, человек продолжает свое физическое и психическое развитие и достигает качественно нового уровня - личностного.

      Личность – это конкретный человек, представитель определенной общности (например, ближайшего социума – семьи, друзей, школьного класса), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной и др.) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности.

В характеристике личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества или конкретной социальной группы человек не может стать личностью – у него просто не сформируется человеческий облик. В свою очередь, нахождение человека в сфере различных отношений (производства и потребления, идеологических, религиозных и т.д.) во многом влияет на формирование содержания его мировоззрения, индивидуальных и социальных установок и других компонентов его личностной сферы.

На формирование содержания личностной сферы (личности) человека также влияют и отношения людей в группе, в которую он входит. В процессе своего взаимодействия (общения, совместного труда) они взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к труду, людям, собственным качествам.

В то же время именно в общности и социальной группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает конкретное положение и играет соответствующие социальные роли. А это уже позволяет говорить о ней как субъекте – конкретном человеке, как продукте исторического развития, реализующем свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром. Вступая в отношения с другими людьми, личности творят историю, участвуют в совместной деятельности, создают новые материальные и духовные ценности общества, в результате чего существенно влияют на формирование содержания общественных отношений.

В то же время следует учитывать, что каждый человек, как личность и субъект общественных отношений, не только имеет присущие лишь ему особенности нервной системы (психику), но и формируется и развивается в различных социальных условиях, что складывает своеобразное содержание его психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических и психологических особенностей конкретного человека. Обычно понятием «индивидуальность» отражают какую-либо главенствующую особенность (оригинальность) конкретного человека (например, трудолюбие, принципиальность, честность), делающую его не похожим на окружающих. Однако следует иметь в виду, что если индивидуален каждый человек, то индивидуальность у одних может проявляться очень ярко, у других - малозаметно, а у третьих и вовсе не иметь внешнего проявления.

 

  1.                                   Структура личности.

     Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

 

 

 

 

Функций психологической структуры личности

Активное

отражение

оценочная

регулирующая

реализация

План мира

Результаты функционирования

Образ жизни

мировоззрение

Жизненная позиция

эгоцентрическая

космоцентрическая


  1.            Соотношение понятий «темперамент» и «характер».

       Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. 

     Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий. 

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

  • от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
  • темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
  • в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
  • существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.
  1.            Соотношение понятий «задатки» и «способности».

    Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

    Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

     Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

  • Задатки – это лишь своеобразные анатомо- физиологические предпосылки к развитию;
  • Способности –это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности;
  • одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей;

  • талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;

  • гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;

      Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Занятие детей техническим, художественным и научным творчеством – условия раннего проявления и ускоренного развития многих способностей. Разно плановость деятельности человека, широта и разнообразие сфер его общения- важное условие развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержания интереса к деятельности, создания нужной мотивации и положительного эмоционального настроя.

  1. Направленность личности (мотивы, потребности, цели, установки, интересы, мировоззрение).

     Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

    Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

     Мотивы личности представляют собой те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

     Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций

     Установки личности - это ее внутренняя настроенность (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Иx основные функции:

  • определять устойчивый характер протекания деятельности;

  • освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

    Цели - это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

11. Психологические процессы и явления в социальных группах (межличностное общение, взаимодействие, социальная перцепция).

     Взаимодействие межличностное — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или в этом плане нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

       Перцепция социальная  — образное восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становиться взаимной.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах  противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

Информация о работе Контрольная работа по "Общая психология"