В психологической науке существует
несколько понятий для обозначения человека:
индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Индивид - это человек, как
единичное природное существо, особь,
принадлежащая к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде
всего, филогенетического развития живых
существ и, следовательно, носителем врожденных
качеств. В этом смысле индивид одновременно
рассматривается в качестве своеобразного
представителя других живых существ, отличающегося
от них спецификой своего фило- и онтогенетического
развития, а также представителем человеческой
общности, наделенным присущими только
ему особенностями психики и поведения.
Появившись однажды на свет, человек продолжает
свое физическое и психическое развитие
и достигает качественно нового уровня
- личностного.
Личность – это конкретный человек, представитель
определенной общности (например, ближайшего социума
– семьи, друзей, школьного класса), осознающий себя в окружающем
мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной
и др.) деятельностью и наделенный
определенными индивидуальными психологическими
особенностями. По сути это индивид, который
в качестве объекта развивается в системе
социального взаимодействия и сознательной
деятельности.
В характеристике личности
выделяется, прежде всего, ее общественная
сущность. Вне общества или конкретной
социальной группы человек не может стать
личностью – у него просто не сформируется
человеческий облик. В свою очередь, нахождение
человека в сфере различных отношений
(производства и потребления, идеологических,
религиозных и т.д.) во многом влияет на
формирование содержания его мировоззрения,
индивидуальных и социальных установок
и других компонентов его личностной сферы.
На формирование содержания
личностной сферы (личности) человека
также влияют и отношения людей в группе,
в которую он входит. В процессе своего
взаимодействия (общения, совместного
труда) они взаимно воздействуют друг
на друга, вследствие чего формируется
общность во взглядах, социальных установках
и других видах отношений к труду, людям,
собственным качествам.
В то же время именно в общности
и социальной группе личность завоевывает
определенный авторитет, занимает конкретное
положение и играет соответствующие социальные
роли. А это уже позволяет говорить о ней
как субъекте – конкретном человеке,
как продукте исторического развития,
реализующем свой личностный потенциал
во взаимодействии с окружающим миром. Вступая в отношения с другими
людьми, личности творят историю, участвуют
в совместной деятельности, создают новые
материальные и духовные ценности общества,
в результате чего существенно влияют
на формирование содержания общественных
отношений.
В то же время следует учитывать,
что каждый человек, как личность и субъект
общественных отношений, не только имеет
присущие лишь ему особенности нервной
системы (психику), но и формируется и развивается
в различных социальных условиях, что
складывает своеобразное содержание его
психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических
и психологических особенностей конкретного человека. Обычно понятием «индивидуальность»
отражают какую-либо главенствующую особенность
(оригинальность) конкретного человека
(например, трудолюбие, принципиальность,
честность), делающую его не похожим на
окружающих. Однако следует иметь в виду,
что если индивидуален каждый человек,
то индивидуальность у одних может проявляться
очень ярко, у других - малозаметно, а у
третьих и вовсе не иметь внешнего проявления.
- Структура личности.
Психологическая структура личности —
это целостная модель, система качеств
и свойств, которая полно характеризует
психологические особенности личности
(человека, индивида).
Функций психологической структуры личности |
Активное
отражение
|
оценочная |
регулирующая |
реализация |
План мира |
Результаты функционирования |
Образ жизни |
мировоззрение |
Жизненная позиция |
эгоцентрическая |
космоцентрическая |
- Соотношение понятий «темперамент» и
«характер».
Характер - это совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающаяся и проявляющаяся в деятельности
и общении, обусловливая типичные для
индивида способы поведения.
характер - это особые приметы,
которые приобретает человек, живя в обществе.
От природы человек получает
лишь возможности развития в определенном
направлении. Они заключаются в анатомических
и физиологических особенностях мозга
и эндокринной системы рождающегося ребенка.
На этой основе развиваются индивидуальные
особенности человека, в частности его
темперамент.
Темпераментом называются
устойчивые индивидуальные особенности
личности, которые выражаются в динамике
психических процессов и действий.
Темперамент не предопределяет черт характера,
но между темпераментом и свойствами характера
существует тесная взаимосвязь:
- от темперамента зависят динамические
особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника
и флегматика будет проявляться по-разному;
- темперамент влияет на развитие отдельных
черт характера. Одни свойства темперамента
способствуют формированию определенных
черт характера, другие противодействуют;
- в зависимости от типа темперамента ребенка
необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия
на него, чтобы воспитать нужные свойства
характера;
- существует и обратная зависимость проявлений
темперамента от его характера — благодаря
определенным чертам характера человек
может сдерживать нежелательные при данных
обстоятельствах проявления темперамента.
- Соотношение понятий «задатки»
и «способности».
Задатки — анатомо-физиологические
особенности нервной системы, служащие базой для формирования
тех или иных способностей.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические
особенности человека, оказывающие существенное
влияние на развитие его способностей.
Способности — это индивидуальные
свойства личности, являющиеся субъективными
условиями успешного осуществления определённого
рода деятельности.
По уровню
развития способности разделяют на репродуктивные
— способности, связанные с высоким умением
осваивать знания, овладевать деятельностью
по заданному образцу; творческие — способности,
обеспечивающие создание нового, оригинального.
Развитие той
или иной способности проходит в несколько
стадий:
- Задатки – это лишь своеобразные анатомо- физиологические
предпосылки к развитию;
- Способности –это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности;
одаренность — сочетание различных высокоразвитых
способностей;
талант — сочетание выдающихся способностей,
талантливый человек отличается самостоятельностью
и оригинальностью выполнения какой-либо
деятельности;
гениальность — высшая степень талантливости;
гений создает принципиально
новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием
делает переворот,
революцию в какой-либо области;
Развитие
способностей. Начальные этапы становления способностей,
процесс их формирования и дальнейшего
развития. Занятие детей техническим,
художественным и научным творчеством
– условия раннего проявления и ускоренного
развития многих способностей. Разно плановость
деятельности человека, широта и разнообразие
сфер его общения- важное условие развития
способностей. Психологические требования
к деятельности, формирующей и развивающей
способности: творческий характер деятельности,
оптимальный уровень трудности выполняемой
деятельности, поддержания интереса к
деятельности, создания нужной мотивации
и положительного эмоционального настроя.
- Направленность личности
(мотивы, потребности, цели, установки, интересы, мировоззрение).
Направленность личности - это такое ее психическое
свойство, в котором выражаются потребности,
мотивы, мировоззрение, установки и цели
ее жизни и деятельности.
Потребности личности - это испытываемая
ею нужда в чем-либо. В отличие от потребностей
животных, носящих более или менее стабильный
характер и ограниченных в основном биологическими
нуждами, потребности человека все время
множатся и изменяются в течение его жизни:
человеческое общество создает для своих
членов все новые и новые потребности,
которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Мотивы личности представляют
собой те внутренние силы, которые связаны
с потребностями и побуждают ее к определенной
деятельности.
Мировоззрение личности - это
сложившаяся у нее система убеждений,
научных взглядов на природу, общество,
человеческие отношения, которые стали
ее внутренним достоянием и отложились
в сознании в виде определенных жизненных
целей и интересов, отношений, позиций
Установки личности - это
ее внутренняя настроенность (предрасположенность)
на осуществление той или иной деятельности
или торможение собственной активности.
Установки имеют важное функциональное
значение: выступают в качестве состояний
готовности, позволяющих личности эффективнее
выполнять определенную деятельность.
Иx основные функции:
определять
устойчивый характер протекания деятельности;
освобождать
личность от необходимости принимать
решения и произвольно
контролировать протекание деятельности
в стандартных ситуациях.
Цели - это наиболее значимые для личности
предметы, явления, задачи и объекты, достижение
и обладание которыми составляют сущность
ее жизни и деятельности. Цели реализуют
потребности личности и выступают в качестве
образов конечного результата деятельности.
11. Психологические процессы
и явления в социальных группах (межличностное
общение, взаимодействие, социальная перцепция).
Взаимодействие межличностное —
контакт двух или более субъектов активности,
который может носить любую форму (непосредственную
и опосредствованную, пролонгированную
и сиюминутную, в связи с деятельностной
ориентацией на какую-либо цель или в логике
фактического общения, эмоционально насыщенную
или в этом плане нейтральную и т. д.), но
при этом приводит к изменению их поведения,
системы смысловых образований, характера
взаимоотношений, деятельностно-установочного
личного настроя и т. п.
Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней
мере, двух лиц, направленный на взаимное
познание, установление и развитие взаимоотношений
и предполагающий взаимовлияние на состояния,
взгляды, поведение и регуляцию совместной
деятельности участников этого процесса.
Воздействие – целенаправленный
перенос движения и информации от одного
участника взаимодействия к другому.
Перцепция социальная —
образное восприятие, оценка и понимание
социальными субъектами (отдельными личностями,
группами разного типа) социальных объектов
(самих себя, других личностей, групп разного
типа, социальных явлений и т. д.). В ходе взаимодействия и общения социальная
перцепция становиться взаимной.
Под межличностным конфликтом
понимают открытое столкновение взаимодействующих
субъектов на основе возникших противоречий,
выступающих в виде противоположных целей,
не совместимых в какой-то конкретной
ситуации.
Межличностные конфликты имеют
свои отличительные особенности, которые
сводятся к следующему:
1. В межличностных конфликтах
противоборство людей происходит
непосредственно, здесь и сейчас, на основе
столкновения их личных мотивов. Соперники
сталкиваются лицом к лицу.