Контрольная работа по «Основы психодиагностики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

1.Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Содержание работы

1. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование. _____стр 3
2. Методы психодиагностики _______________________________________________стр 13
3. Задача__________________________________________________________________стр 21
4. Принципы психодиагностики_______________________________________________стр 21
5. Комплексе психодиагностических методик ___________________________________стр 25
6. Глоссарий________________________________________________________________стр 28
7. Список литературы________________________________________________________стр 36

Файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 78.42 Кб (Скачать файл)

      В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок:

1. Художественные (авторские,  народные);

2. Дидактические (обучающие);

3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории);

4. Психокоррекционные (сказки, истории);

5. Медитативные.

    Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными "соусами": анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).

   "Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь..."

Заключение

    Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

    Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы.

     Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

    Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

    Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

     Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее от следов своих прежних агрессивных намерений.

      Итак, проникновение в глубины бессознательного, но мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами.

Задание № 2

Метод

Разновидности метода

Достоинства

    метода

Недостатки

метода

Наблюдение

Контролируемое наблюдение

заранее предусматривает  ситуации наблюдения и конкретные способы  регистрации фактов,

применяется в исследованиях  описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

применяется в исследованиях  разведывательного плана с целью  предварительного знакомства с проблемой,

при проведении отсутствует  детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты  ситуации.

Открытое наблюдение :

предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,

осуществляется с целью  изучения психологической совместимости  группы, экипажа, а также выявления  лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые  не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,

исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Невключенное наблюдение:

осуществляется со стороны,

наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и  открытым.

Полевое наблюдение:

самый распространенный вид  исследования,

протекает в естественных для наблюдаемых условиях;

реально отражает различные  стороны жизни и деятельности объекта.

Лабораторное наблюдение:

характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,

исследователь сам определяет эти условия, место и время  проведения наблюдения.

Систематическое наблюдение:

проводится регулярно  с заданной периодичностью,

осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой  степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,

выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),

классифицирует условия  внешней среды.

Несистематическое (случайное ) наблюдение:

обычно не планируется, является богатым источником информации,

трудность данной разновидности  наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,

продуктивно в течение  более или менее продолжительного промежутка времени.

Эпизодическое наблюдение –  это фиксация изучаемых явлений  и событий при отсутствии четкого  регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным  этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение –  фиксируется одно явление или  событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение –  процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений  и процессов, когда определен  только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической  психологической информации, когда  заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного  описания предмета исследования и в  качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

«Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в  реальном времени;

оперативность получения  информации;

объективность, конкретность данных;

единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

возможность использования  опыта наблюдателя в выявлении  проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

возможности приближения  объекта к условиям экспериментальной  ситуации.

локальность наблюдаемых  явлений, ограниченный характер наблюдаемой  ситуации;

невозможность повторения событий  ситуации;

трудность дифференциации и  выделения признаков наблюдаемой  ситуации;

искажение естественного  состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

пассивность метода, его  зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

ограничены возможности  получения данных о целях, мотивах  поведения;

субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков  из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Эксперимент

Лабораторный эксперимент  проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При  этом практически всегда применяются  технические средства и специальная  аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.

Естественный эксперимент  проводится в реальных условиях при  целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для  изучения особенностей поведения.Естественный эксперимент, направленный на решение  задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.

Моделирующий эксперимент

При проведении моделирующего  эксперимента испытуемый действует  по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

1. высокая точность результатов.

2.создаются оптимальные  условия для психологических  исследований.

3. осуществляется полный  контроль за всеми переменными.

4. возможны повторные  исследования в аналогичных условиях.

1. условия деятельности  испытуемых не соответствуют  реальным;

2. испытуемые знают, что  они являются объектами исследований.

Беседа

1) Терапевтическая беседа

2) Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных  гипотез)

3) Автобиографическая беседа

4) Сбор субъективного  анамнеза (сбор информации о личности  субъекта)

5) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых  субъекта)

 Виды бесед (по другой  классификации):

1) непринужденная беседа,

2) интервью,

3) вопросники,

4) психологические анкеты.

активизирует уч-познавательную деятельность учащихся, развивает их речь, память, мышление; имеет большую  воспитательную силу; является хорошим  диагностическим средством; помогает контролировать знания учащихся.

требует больших временных  затрат; может оказаться малоэффективной, если у учащихся нет определенного  запаса знаний. Не дает практических умений и навыков; содержит элемент риска (неправильный ответ учащегося может  запечатлеться в памяти других).

Анкетирование

Существуют различные  виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают  анкетирование по месту работы, в  целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет  способ доставки анкет. Здесь различают  следующие разновидности:

раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем  раздачи анкет в аудитории;

почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;

прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах  массовой информации. Данный метод  имеет ограниченные возможности, поскольку  социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

- анкетирование позволяет  собрать необходимую информацию  за короткое время;

- информация об исследуемом  объекте, получаемая с помощью  анкетирования, представляет массовую  картину;

- полученные ответы являются  индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни  личность интервьюера, ни его  взгляды;

- для проведения анкетирования  респондентам необязательно быть  высококвалифицированными специалистами;

- респонденты дают более  обоснованные ответы за счет  уверенности в анонимности проводимых  исследований и отсутствия исследователя;

- время и скорость заполнения  анкеты подбираются респондентом  самостоятельно в зависимости  от своих личных качеств.

- возможность подмены  респондента, особенно часто это  встречается при почтовых опросах;

- потеря индивидуальности  ответов (иногда респонденты дают  ответы, советуясь с тем, кто  находится поблизости в данный  момент);

- низкий возраст анкет  (при почтовых опросах).


 

Задание №  3.

Задача. Воспитательнице необходимо было выяснить отношение (5 лет 6 мес) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребенком, она так сформулировала их:

1.Как ты любишь маму?

2. Что ты сделал приятного маме?

3. Как часто ты делаешь  маме приятное?

4.Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает?

5. Помнишь, как поступила  мама, когда ты ее не послушался

 

Вопросы, подготовленные для  беседы, должны быть краткими, понятными  для ребенка. Они должны обеспечивать максимальное участие его в беседе, создавать атмосферу доверия, соответствовать  требованиям воспитательного процесса.

Вопросы не должны ставиться  «в лоб», быть внушающими, касаться личности ребенка или создавать у него неприятные ощущения. Полезно как  можно больше применять косвенных  вопросов.

 

Задание №  4

Принципы

Характеристика

Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

Для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и  большинства личностных тестов  и опросников и особенно проективных  техник требуется относительно длинный  период интенсивного обучения, а для  тестирования достижений учебной и  профессиональной деятельности нужна  специальная подготовка. Психолог-диагност должен выбирать методики, которые  подходят как для конкретной цели, с которой вы проводите обследование, так и для конкретного человека. Психолог должен также знать специальную  литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические  параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Психолог должен знать границы своей компетенции  и ограниченность используемых методик  и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик. В большинстве стран получение диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии эти кандидаты проходят процедуру аттестации, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик. Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы требований к любым исполнителям (пользователям), независимо от их уровня и направленности образования, предусматриваются в работе соответствующих комиссий Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для всех новых членов психологического общества.

Принцип личной ответственности.

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в  области психодиагностики (в частности  педагогов-предметников), то вся полнота  ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации  и использования ее результатов  целиком лежит именно на психологе. При проведении группового тестирования по  разветвленной психодиагностической программе (независимыми исполнителями  в разных помещениях, в разное время) психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования

Принцип «профессиональной  тайны».

Сертифицированные психологическим  обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Такие методики должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов. Сохранение профессиональной тайны имеет значение для обеспечения корректной и точной психодиагностики.

Принцип обеспечения суверенных прав личности.

Человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед  обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам  обследования и какие решения  могут быть им приняты. В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители. Проинформированный о целях и  общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности:

а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

б) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных  результатов обследования;

в) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить  собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки  зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

Данный этический принцип, который охраняет право индивида отказаться от участия в обследовании и, следовательно, защищает тайну его  личности, осложняет работу психолога  и повышает требования к его квалификации.

Принцип объективности.

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его  исполнителя не должны оказывать  влияние общие впечатления о  личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и  собственное состояние или настроение.

Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это «можно и нужно наказывать». Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем, ни другим.

Когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, например, наниматель просит предоставить ему  данные тестового обследования индивида, то в таких случаях требуется  получить согласие индивида на передачу данных. Требование конфиденциальности психологической информации может  нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических  данных представляет опасность для  обследуемого индивида или для общества. Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона РФ «Об  образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья».

Принцип психопрофилактического изложения результатов.

Вариант практически эквивалентной  методики (ряд профессиональных методик  специально имеют так называемые «параллельные формы», чтобы убедить  самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны. Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса  «Не навреди!» И знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение  психодиагностической информации.Он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей.


 

 

Задание № 5.

В предлагаемом комплексе  психодиагностических методик  для  многих психологических свойств  имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных  сторон. Сделано это не только для  получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих  диагностируемых психологических  явлений. Каждая из предложенных методик  оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в  итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка.

Направление

Качество

Методика 

Познавательная сфера

Восприятие 

Методика 1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему  будут показаны несколько контурных  рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее  ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания  всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел  полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился  с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное  на выполнение задания.

 Методика 2. «Узнай, кто это?»

Прежде чем применять  эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым  необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением  фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок  не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и  так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

 

 

 

Внимание

Объём

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение

Переключение 

Методика 3. «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 19. Лист с точками предварительно разрезается  на 8 малых квадратов, которые затем  складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Методика 4. «Проставь значки»

Тестовое задание в  этой методике предназначено для  оценки переключения и распределения  внимания ребенка. Перед началом  выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с  ним работать. Эта работа заключается  в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан  вверху на образце, т. е, соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Память

Зрительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слуховая 

 

Объём

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опосредованное запоминание 

Методика 5. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить  их и затем узнать на другой картинке (рис. 22 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть  таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Методика 6. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена  для определения объема кратковременной  слуховой памяти ребенка. В задании  к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу  слово «повтори».

Далее экспериментатор последовательно  зачитывает ребенку сверху вниз ряд  цифр, представленных на рис. 23 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания  каждого ряда ребенок должен его  повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Методика 7. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько  попыток выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

 

Мышление

Образно-логическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно -действенное

Методика 8. «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются  элементарные образные представления  ребенка об окружающем мире и о  логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого  мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически  и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеется несколько  довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок  получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь  находится на своем месте и  правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте  или неправильно нарисовано, то укажи  на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Методика 9. «Времена года»

Эта методика предназначена  для детей в возрасте от 3 до 4 лет, Ребенку показывают рисунок и  просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время  года изображено на каждой части данного  рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин  — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время  года, но и обосновать свое мнение о  нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его  мнению, свидетельствуют о том, что  на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время  года.

 

Методика 10. «Обведи контур»

Детям показывают рисунки  и объясняют, что задание к  этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша  или ручки как можно быстрее  и как можно точнее воспроизвести  на правой половине этого же рисунка  тот контур, который представлен  в его левой части. Все линии  необходимо стараться делать прямыми  и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры  фигур были воспроизведены в тех  же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой  части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

 


Оценивая обсуждаемые  выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования  применения каждой из них для диагностики  особенностей психического и личностного  развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются  на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных отечественные  исследователи стремятся строить  систему диагностики, опираясь на разработанные  в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях  и движущих силах психического и  личностного развития (труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.). Так, например, наиболее разработанным с этой точки  зрения является комплекс методик диагностики  умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л.А. Венгера ("Диагностика умственного  развития дошкольников". М., 1978).

 

 

Задании № 6.

Основные  понятия: тестология- междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики — в педагогике, медицине, технике, менеджменте (профессиональный отбор). В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность и т. п. Но есть и определенная специфика, связанная со спецификой предмета тестирования (профессиональные и общеобразовательные знания, комплекс медицинских симптомов и т.п.) и условий сбора эмпирической информации. Так как метод тестов не исчерпывает собой все многообразие методов современной психодиагностики, неправильно отождествлять тестологию с психодиагностикой.

 Психометрика— дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы психодиагностики»