Контрольная работа по предмету "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Оценка метода интервью. Тестовые методы исследования личности. Преимущества и недостатки проективных методов. Характеристика тревоги, страха, стресса, фрустрации, аффекта. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы.

Содержание работы

1. Методы изучения личности.
2. Состояние эмоциональной напряженности: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект.
3. Судебно-психологическая экспертиза.
4. Психология группового преступного поведения

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.docx

— 30.72 Кб (Скачать файл)

1. Методы  изучения личности.

2. Состояние эмоциональной напряженности: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект.

3. Судебно-психологическая экспертиза.

4. Психология группового преступного  поведения.   

 

 

1. Методы  изучения личности.

1) Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению: сохранение естественности; целенаправленность; фиксация результатов.

1.  Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны: поведение в естественных ситуациях; проведение в повседневном окружении.

Недостатки: непредсказуемость событий; наложение проблем наблюдателя (личный фактор); малая выборка; непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2.  Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

2) Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

-Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации;

-Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью;

-Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

3) Стандартизированные тесты (методы  самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

Тестовые методы исследования личности

Сильные и слабые стороны тестовых методов:

Сильные стороны:

•тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;

•получаемая информация объективна;

•с тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;

•тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки:

•не защищены от преднамеренного обмана;

•не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

4) Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

-принцип осведомленного согласия,

-принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

-конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

-Преимущества:

-Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

-Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

-Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

-Недостатки:

-Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

-Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

-На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

5) Метод изучения клинических  случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании прошлого клиента (описании клинического случая) используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.

Оценка метода изучения клинических случаев:

  1. Преимущества:

-Показывает сложность и уникальность индивида.

-Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

-Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

-Рассматриваемые случаи слишком частные.

-Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

-Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

6) Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

-Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

-Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

-Недостаточно стандартизированы.

-Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

-Имеют низкую надежность и валидность.

-Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

7) Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы. Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными. Коэффициент корреляции может варьировать от -1,00 (полностью отрицательная зависимость) до +1,00 (полностью положительная зависимость). Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях. Кроме того, с его помощью можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям. Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть, имеют высокий коэффициент корреляции. Корреляция не предполагает установления причинных связей.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

-Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

-Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

-Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

-Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

-Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».

-Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

-При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

 

 

 

 

 

  1. Состояние эмоциональной напряженности: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект.

Тревога - это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим. Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве.

В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

Если тревога существует достаточно долго, человек начинает искать источник опасности, ликвидирует его и успокаивается. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх - это результат работы тревоги и мышления.

 

Страх - очень опасная эмоция. Большой вред человеку приносят фобические страхи, т.е. фобии. Человек может быть запуган до смерти. Страхом можно объяснить гибель африканских аборигенов после нарушения табу. От страха в древности умирали приговоренные к смертной казни, когда жрец проводил рукой у них по коже локтевого сгиба, они думали, что им перерезали вены.Но страх - не только зло. Страх - это защитная реакция организма, он предупреждает об опасности. Дело в том, что при страхе усиливается стимуляция нервной системы. В таком состоянии легче быть активным (естественно, при низких степенях страха), что может привести к развитию интереса, который нередко заглушает страх. Страх дан нам природой для самосохранения. Убеждение такого типа, как «Я ничего не боюсь!» - вредно. Это один из крайних полюсов, отклонение от нормы. Человек абсолютно лишенный страха не чувствует никакой опасности. У него притуплен инстинкт самосохранения. Его жизнь может очень быстро оборваться. Испытывать страх это нормально. Полезным является убеждение в том, что «Я могу контролировать свой страх».

Стресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Психология"