Контрольная работа по предмету "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Оценка метода интервью. Тестовые методы исследования личности. Преимущества и недостатки проективных методов. Характеристика тревоги, страха, стресса, фрустрации, аффекта. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы.

Содержание работы

1. Методы изучения личности.
2. Состояние эмоциональной напряженности: тревога, страх, стресс, фрустрация, аффект.
3. Судебно-психологическая экспертиза.
4. Психология группового преступного поведения

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Юридическая психология.docx

— 30.72 Кб (Скачать файл)

Фрустрация

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции - огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

 

 

3. Судебно-психологическая  экспертиза.

 

Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т.д.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно - психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями  личности подследственного, потерпевшего  или свидетеля.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими  особенностями.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями  лица во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением  лица в период проведения следственного  действия.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина".

6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие  к совершению самоубийства.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ.

1. Определение  способности несовершеннолетних  обвиняемых, страдающих умственной  отсталостью, не связанной с психическими  заболеваниями, полностью сознавать  себя, давать отчет в своих  действиях.

2. Определение  способности потерпевших от половых  преступлений правильно воспринимать  характер и значение действий  преступника.

3. Определение  способности человека верно воспринимать  имеющие значение для дела  обстоятельства и давать о  них показания.

4. Определение  наличия или отсутствия физиологического  аффекта и иных эмоциональных  состояний в момент совершения  преступления.

5. Установление  наличия или отсутствия у лица  в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего  к самоубийству.

6. Установление  обстоятельств, связанных с управлением  техникой.  

 

 

 

 

4. Психология  группового преступного поведения.   

 

Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной, юридической психологии; каким образом она воздействует на сознание своих членов; что движет людьми, состоящими в ней, помогает, с одной стороны, правильно оценивать их действия и поступки, с другой - выбирать наиболее оптимальные методы борьбы с негативными явлениями, носящими групповой характер, в том числе с организованной групповой преступностью.

В уголовном праве выделяют следующие формы группового соучастия в преступлениях, имеющие либо квалифицирующее значение, либо значение для индивидуализации наказания: а) совершение преступления обычной группой лиц; б) группой лиц но предварительному сговору; в) организованной группой; г) преступным сообществом (преступной организацией)1.

Понятие группы. В психологии можно встретить различные определения понятия группы в зависимости от того подхода, который выбирает исследователь данного многогранного социально-психологического явления. Естественно, что в юридической психологии мы рассматриваем группу в первую очередь по социально-психологическим углом зрения как специфическую достаточно сплоченную общность людей, объединенных для совершения противоправной деятельности, с общими взглядами, интересами, целями, образом жизни, осознающими свою принадлежность к ней.

В результате этого личность субъекта оказывается не только организационно вовлеченной в саму структуру той или иной группы, но и разделяющей общие групповые взгляды, цели, нормы, ценности, ставшие для субъекта личностно значимыми, вследствие чего он делается активным носителем и выразителем "группового сознания".Общность содержания деятельности группы порождает и общность ее психологических характеристик, к которым относятся "такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы,групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Классификация групп. В социальной психологии существуют различные подходы к классификации групп. Так, например, по количеству входящих в них людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

Малая группа (микрогруппа), как правило, возникает на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы постоянно общаются между собой, что приводит к формированию у них общих групповых взглядов и норм поведения, более тесной ответственности членов группы между собой.

Число лиц, входящих в малую группу, бывает различным. Нижний ее предел, естественно, не может быть менее двух человек (диада). Верхняя граница соответствует тому уровню, на котором сохраняются и наиболее активно поддерживаются межличностные контакты, сказывается взаимное влияние членов группы. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, состоящие из семи (±) человек.

Малые группы, в свою очередь, подразделяются на формальные и неформальные. В отличие от формальных групп, структура которых определяется свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

В социальной психологии встречается и другая классификация малых групп, в соответствии с которой они подразделяются на так называемые "группы членства" и референтные группы. Что касается "группы членства", то человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам. Это группа, члены которой могут состоять в ней формально, не разделяя принятые в ней нормы и ценности. Напротив, в референтной группе субъект может даже и не состоять, но мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, довольно существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение, что мы нередко наблюдаем в современных молодежных группах, в том числе и полукриминального типа.

В социальной психологии основными характеристиками группы считаются ее параметры (состав, структура); внутригрупповые, межличностные процессы; групповые нормы и ценностные ориентации; система санкций.

В тех случаях, когда юристу приходится иметь дело с оценкой группового поведения людей, весьма важно обращать внимание на содержание функциональных обязанностей членов группы в ходе их совместной деятельности, а также на характер их межличностных, ролевых отношений, позиций в динамике групповой жизни. Все это формирует социально-психологический феномен, который называется психологической общностьюлюдей, входящих в ту или иную группу, пробуждающих у них так называемые мы-чувства, нередко доминирующие в мотивационной сфере личности, побуждая членов группы разделять всех людей на две большие категории: "мы" и "они", "наши" и "не наши". При этом следует подчеркнуть, что в любой группе положение ее членов строго определяется той позицией или статусом, которые они там занимают.

Под групповым статусом индивида понимается некое единство объективно заданных ему характеристик, позволяющих субъекту занимать свое место в группе, изменить которое он может, только сменив с согласия основных членов группы первоначально заданные ему ролевые позиции. Каждой такой ролевой позиции индивида соответствует определенный набор функций, которые в своей совокупности позволяют ему играть строго определенную социальную роль в группе. Этой роли соответствуют групповые ролевые ожидания по отношению к тому или иному члену группы, предусмотренные образцы его поведения. Серьезные расхождения между ролевым поведением члена группы и групповыми ожиданиями по отношению к нему СО стороны других членов группы нередко служат причиной возникновения внутригрупповых конфликтных отношений, приводящих в действие групповые санкции в отношении лица, пренебрегающего принятыми в группе правилами ролевогоповедения, что бывает особенно заметно в групповых криминальных формированиях.

Стремление, потребности члена группы соответствовать групповым ожиданиям часто являются ведущими мотивами, побуждающими субъекта действовать в интересах группы даже вопреки своим личным потребностям, взглядам, установкам. Именно данной закономерностью объясняются те нередкие случаи, когда члены преступной группы совершают действия в интересах группы, берут на себя вину за других, как правило, ее лидеров, упорно отказываются давать правдивые показания, несмотря на изобличающие их доказательства. Тем не менее мера принятия каждым членом группы норм групповой жизни и морали различна, что может в дальнейшем послужить своеобразной трещиной в групповой сплоченности членов группы и в конечном итоге стать причиной ее развала, особенно если следователем тактически грамотно строятся отношения с каждым членом этой группы.

Структура малой группы.

Прежде всего любая малая группа, состоящая из нескольких (5-7 и более) членов, имеет свое ядро, включающее лидера группы и его ближайшее окружение, для которых принадлежность к группе, их совместная деятельность представляют наибольшую ценность. Следующая часть группы охватывает других ее членов и характеризуется тем, что они непосредственно связаны совместной деятельностью с ядром, имеют общие взгляды, ориентации относительно основных ценностей, способов их совместной деятельности, хотя, возможно, и в несколько меньшей степени. И наконец, группа, особенно при относительно большой численности ее членов, может иметь еще ивнешний слой, состоящий из лиц, главным образом поддерживающих только эмоциональные контакты, в той или иной степени симпатизирующих друг другу.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Психология"