Контрольная работа по "Психика и организм"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Содержание работы

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;

Файлы: 1 файл

Контрольная работа психика.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

Вариант №9.

Психика и организм.

План работы.

1. Охарактеризуйте психику человека  и его основную структуру.

2. Раскройте содержание понятий  «сознание» и  «бессознательное»  и сопоставьте их.

3.  Соотнесите психологические  понятия и их определения:

а)  сознание;

б) самосознание;

в) бессознательное;

1) высший уровень психической  активности человека как социального  и духовного существа, отношение  к миру со знанием его объективных  закономерностей;

2) совокупность психических образований,  процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;

3) высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком  своих качеств, самого себя.

 

1. Охарактеризуйте психику  человека и его основную структуру.

Психика  — это сложное понятие в философии, психологии и медицине.

В общем смысле психику можно  рассматривать как совокупность всех психических явлений, изучаемых  психологией. В узком смысле, то есть в отношении человека, это особая сторона жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой, а также способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика - это основная, исторически самая ранняя составляющая менталитета. Психику понимают как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

В настоящее время существует несколько  различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

 

Психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости  и самосохранения, проявляющимися через  механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению. То есть выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. Появлялись новые формы поведения и деятельности, более сложные способы психической регуляции жизнедеятельности, которые видоизменялись в процессе трудовой деятельности.

Изготовление и использование  орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

  1. о самопроизвольном зарождении жизни;
  2. о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора.
  3. о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;
  4. рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств.

В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психики стали наработки  в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики.

Нейрохирургом К. Прибрамом были сформулированы основные принципы голографической модели мозга. Он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регулярных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. То есть мозг действует на основе голографического принципа и, следовательно, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.

Психика человека, согласно этому подходу, связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

В соответствии с духовно ориентированным подходом, психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформулирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. в докладе «Всеобщий закон  природы, проявляющийся во всяком развитии». На основе изучения громадного фактического материала, Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко прослеживается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых косным веществом, вообще более «материальных» форм живых организмов к более организованным и подвижным: «Всегда более подвижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

К.Э. фон Бэр приходит к выводу: «Вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей».

В современной психологии все более  активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют  возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается, что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте, что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка. Это позволяет высказать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка.

Рассмотрим, что же является основным свойством психики.

Основным свойством психики  является ее системность, целостность и нерасчлененность, так как психика человека нацелена именно на создание общей картины и восприятия мира.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы  психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и  временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную  сферу психики, является внимание, которое  обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между  людьми, выражение и понимание  мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении  — передаче информации с помощью  мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Психические свойства личности — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Характер - индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Способности личности - синтез  свойств человеческой личности,  отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

 

2. Раскройте содержание  понятий «сознание» и  «бессознательное»  и сопоставьте их.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.

Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки. В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие.

Рефлексия - способность человеческого мышления к критическому самоанализу, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Это также готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Рефлексивная способность сознания человека тесно связана с волевым контролем и речью, так как самоанализ мышления позволяет принимать решения о каких-либо действиях,  а также выражать свои  решения вербально, то есть посредством речи.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Информация о работе Контрольная работа по "Психика и организм"