Контрольная работа по "Психика и организм"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Содержание работы

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;

Файлы: 1 файл

Контрольная работа психика.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Способность к коммуникации - это склонность к передаче информации в процессе общения, к установлению контактов, связей к общении. Это передача другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Важнейшей особенностью сознания, которую  особенно настойчиво выделяла отечественная  психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию. Поэтому для становления человеческого сознания необходима активная коммуникация с окружающим миром.

Сознание включает в себя два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — состоит из:

  • биодинамических свойств движений, опыта действий;
  • чувственных образов.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку  для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного  сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком  ситуации, информации и отношение  к ним.

Рассмотрим связь сознательного и бессознательного. Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, по Юнгу, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Бессознательное начало так или  иначе представлено практически  во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека и определяет их, что является его основной ролью.

 

3. Сознание - это высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с  утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления.

Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта  особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, с помощью которых человек приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта  сознания проявляется не только в  процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные  конструкции, представления, которым  нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

Самосознание - это высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных. В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Бессознательное - это совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета.

Бессознательное обеспечивает произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

 

Список использованной литературы.

  1. Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
  3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  5. Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В.        Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
  6. http://www.grandars.ru/
  7. http://psylib.org.ua/



Информация о работе Контрольная работа по "Психика и организм"