Контрольная работа по "Психологии и педагогике "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии;
3. Направление бихевиоризм и его основной метод.

Содержание работы

Введение___________________________________________________ 3стр.
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители________________________________________________5стр.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______13стр.
3. Тест._____________________________________________________ 17стр.
Заключение__________________________________________________19стр.
Список используемой литературы_______________________________20стр.

Файлы: 1 файл

готовая контрольна по психологии.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

      Когнитивные процессы  для психолога являются аналогом  программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована  эта отрасль знаний, интересующаяся  главным образом тем, как человек  реагирует на окружающий мир  в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с  компьютером, то есть психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Поэтому  серьезное достоинство когнитивной  психологии – это точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологическую науку к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в аналогичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики в отличие от модели.

Возникновение когнитивной психологии  порождено скорее общим направлением и логикой развития психологической  науки, чем открытиями конкретных ученых, тем не менее, можно говорить о  деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей консолидации нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р.1928) выпустил в 1967 году книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной  зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее  себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается  как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Представители гуманистической  психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии. Термин «трансперсональная психология» имеет латинские  и греческие корни, «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски». Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф , А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре  его проявлений: множественность  состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.

Особенностью современной  трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.

Уильям Джеймс был  первым психологом, который использовал  термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском  университете в 1905 году и он считается  первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

 

 

 

2. Анализ  ведущих  положений гуманистической  психологии.

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной  западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.

Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической  связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.

Заслуга гуманистической  психологии в том, что она поставила  на первый план изучение важнейших  проблем личностного бытия и  развития, задала психологической науке  новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Основные методологические положения психологии гуманистической:

1) человек должен изучаться  в его целостности;

2) ценны не только  общие, но и индивидуальное  случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев  не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3) человек открыт миру; переживания человеком мира и  себя в мире - главная психологическая  реальность;

4) жизнь должна рассматриваться  как единый процесс становления  и бытия человека;

5) человек наделен  потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

6) человек не детерминирован  только внешними ситуациями - он  обладает определенной степенью  свободы от внешней детерминации  благодаря смыслам и ценностям,  коими руководствуется в выборах;

7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному  опыту человека, по сути дела - гуманистический  подход рассматривает проблему изнутри, а не снаружи - по стандартизированным формулам и уравнениям. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть, в самом деле.

Индивидуальность рассматривается как интегративное целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается  непригодность исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе - обратный путь).

В целом психология гуманистическая  не представляет единой теории - ее объединяют некие общие положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.

Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать  себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.

Каждое новое направление  в науке определяет свою программу  через противопоставление установкам уже утвердившихся направлений. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

 

3.Тест.

Укажите, в чем состоит  основной метод бихевиоризма:

А) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

Б) создание математических моделей психических процессов;

В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Ответ: основной метод  бихевиоризма состоит в  В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций  организма в ответ на воздействие  окружающей среды.

Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в  американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным  формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы  внешней среды.

В бихевиоризме можно  отметить следующие недостатки:

- недоучет сложной психической деятельности;

- излишнее сближение психики животных и человека;

- игнорирование процессов сознания;

- игнорирование высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Основной недостаток бихевиористской психологии состоит  в односторонности подхода к  исследованию изучаемых сложных  объектов. Недооценивая достижения психологии сознания, физиологии высшей нервной  деятельности, роль биологических сдвигов  в организме, бихевиоризм существенно обедняет результаты

выполняемых работ.

В бихевиоризме можно  отметить следующие достоинства:

- он внес в психологию сильный крен в естественно – научную сторону;

- он ввел объективный  метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий (благодаря чему получили бурное  развитие инструментальные приемы исследований психических процессов);

- был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;

- в его разделах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования и навыков.

Главная заслуга бихевиоризма: бихевиоризм внес в изучение человеческой деятельности научную строгость  и показал, как ею можно управлять.

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в  ХХ-м столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о  психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике "