Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:31, контрольная работа
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
1. Дайте определение общению…………………………………………...3
2. В чем состоят особенности делового общения………………………..5
3. Назовите виды коммуникативных барьеров и охарактеризуйте их.....7
4. Что входит в структуру кинесических средств общения?.........................11
5. Практические задания
5.1.Определите, в чем заключается цель делового общения…………...15
5.2.На основе изучения литературы по теме определите правила поведения менеджеров в зависимости от психотипов собеседников……….17
5.3.Определите этапы в процессе общения……………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………..24
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее динамичность и целостность. Это означает, что в мимическом выражении шесть основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний.
Поза – это положение тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1 000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:
Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Позы сидя также несут в себе определенную информацию о человеке. Так, посадка на стул за спинкой означает агрессивность, а иногда превосходство. Если человек сидит в позе со скрещенными ногами, то внутренне он уже «кипит», а если скрещены еще и руки, то его враждебность достигает предела. В кресле все эти позы принять невозможно, поэтому, чтобы партнера как-то «остудить», лучше его пересадить со стула.
Жесты – это зрительно воспринимаемое сообщение, внешнее появление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Жест – это знак, сделанный движением рук, головы или лица, имеющий свое значение, свой смысл. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. Жесты – это сигналы, которые постоянно сигнализируют о том, какова реакция партнера на слова и жесты. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Понимание жестов имеет четкую функциональную цель – слежение за изменением позиций партнера по общению.
Походка – элемент кинесической системы, связанный с позой. По походке человека, то есть стилю передвижения, довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов, испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетенная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости. Элементами походки являются ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы походок: легкой, тяжелой, уверенной и т.п.
Как мы видим, кинесика — понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица.
5. Практические задания:
5.1. Определите, в чем заключается цель делового общения.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.
Деловое общение представляет
собой особую форму взаимодействия
людей в процессе определенного
вида трудовой деятельности, которая
содействует установлению нормальной
морально-психологической
Деловое общение – это
сложный многоплановый процесс
развития контактов между людьми
в служебной сфере. Его участники
выступают в официальных
Деловое общение приобретает первостепенное значение для людей, которые заняты в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на коммуникацию и общение, по усреднённым данным, расходуется около 80-90% рабочего времени руководителей всех известных уровней.
В процессе делового общения
изучается своеобразие действия
законов межличностных
В деловом общении осуществляется
взаиморазвитие субъектов общения.
Сущность такого процесса находит свое
выражение в степени
Цель делового общения
заключена в стремлении ведущего
(коммуникатора) воздействовать на партнеров
за счет использования их интересов,
мотивации поведения для
Главной целью делового общения
является организация плодотворного
сотрудничества, а также создание
оптимальных условий для
Другими словами, целью делового
общения можно назвать
Эффективный диалог и обмен информацией: цель делового общения.
Однако, помимо общей цели, в нём также можно выделить и личные цели, в той или иной степени, реализуемые непосредственными участниками общения.
Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-либо общим характерным чертам.
Основными критериями для классификации психотипов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность, владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.
В классификации представлено 9 абстрактных психотипов собеседников:
Следовательно, очень важно обратить внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.
5.3.Определите этапы в процессе общения.
В общении можно выделить такие этапы общения:
Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т. п.), лучше начать разговор словами «Вы», «Ты» («Вам не кажется...»; «Ты не мог бы...» и т. п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.
Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:
На этом этапе крайне важно
определить психологическое состояние
собеседника и корректировать его.
Если у собеседника плохое настроение,
желательно повысить его эмоциональный
тонус. Самый эффективный прием
— присвоить собеседнику
Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции. Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции. Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций. На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.
Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут, хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.
Разумная аргументация при деловом общении является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.
Список используемой литературы.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии менеджмента"