Контрольная работа по "Психологии труда и инженерной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины ХХ века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера[ (1992г.). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике - Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.

Содержание работы

І. Введение.
ІІ. Понятие и структура человеческого капитала.
1. Понятие «человеческий капитал».
2. Структура человеческого капитала.
3. Человеческий капитал и инвестиции.
ІІІ. Заключение
IV. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр. раб псих. труда.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И РЕЛИГИИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ЛУГАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Владимира Даля

 

Кафедра  психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психология труда и инженерная психология»

 

Слушатель:  Санина Е.В.

Группа: ПС-13

Вариант №15 - Понятие «человеческий капитал»

 

 

 

Дата подачи на кафедру на рецензию: ……………………………

Регистрационный номер ……………………….

Регистратор …………………….

 

Защищено с оценкой: ………………………

Преподаватель: Даник О.Л.

 

Дата: ……………………..

Луганск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

І. Введение.

ІІ. Понятие и структура человеческого капитала.

  1. Понятие «человеческий капитал».
  2. Структура человеческого капитала.
  3. Человеческий капитал и инвестиции.

 

ІІІ. Заключение

IV. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Введение

Непрерывное развитие понятия «человеческий капитал» (ЧК), острый интерес к нему со стороны исследователей и аналитиков всех научных направлений продиктовано современными условиями и степенью экономического развития.

Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины ХХ века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера[ (1992г.). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике - Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.

Согласно мнению Теодора Шульца «одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или и того и другого вместе». Позднее Шульц дополнил свою теорию следующим образом: «Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо – как приобретенные свойства,… которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом»

Значительный вклад в теорию человеческого капитала внес Гарри Беккер, работающий параллельно с Т.Шульцем, рассматривая понятие «человеческий капитал» шире, и утверждая, что он формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, здравоохранение и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. Понятие и структура человеческого капитала

  1. Понятие «человеческий капитал».

Согласно теории, под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Не смотря на то, что изучению человеческого капитала посвящены многие сотни научных работ, понятие «Человеческий капитал» в настоящее время еще окончательно не устоялось и требует дальнейшего, более глубокого осмысления. Это заметно по множеству существующих определений ЧК.

1. Человеческий капитал - это знания, умения и способности работников организации.

2.Человеческий капитал [human capital] — оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

3. Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

4. Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал в широком понимании формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения и в обеспечение комфортности и эффективности интеллектуального и управленческого труда (рис. 2).

Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал - это интеллект, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала.

Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы.

 

 

 

 

 

  1. Структура человеческого капитала.

Как уже отмечалось, экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе состав ЧК включал только образование (узкое определение ЧК). На втором этапе в состав ЧК (расширенное определение) постепенно включили воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство (рис.1).

На третьем этапе развития экономической категории ЧК были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей, подготовку эффективной элиты, формирования и развития гражданского общества (ГО), повышения эффективности институционального обслуживания, инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион (рис. 2).

 

 

Относительно структуры человеческого капитала также не существует единого мнения. Различные авторы включают в структуру человеческого капитала разное число характеристик. Одни включают в него лишь знания и производственный опыт, другие считают, что такие качества, как здоровье и мотивации человека также являются неотъемлемыми частями «человеческого капитала». Существует и предельно расширенное толкование состава «человеческого капитала» (не только производственные качества человека, напрямую влияющие на способность приносить и получать доход, но и социальные, психологические, идеологические и культурные свойства людей). Нет единства во взглядах исследователей на проблему соотношения «человеческого капитала» и физического капитала. Последний в работах различных исследователей носит различные названия: вещественный капитал, обычный капитал, традиционный капитал.

В настоящее время на базе теории и практики ЧК формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе теории ЧК отставшая было Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной экономике. И создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубокой переработки своего главного природного богатства - леса.

Все это имело место не потому, что теория и практика ЧК содержала в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине ХХ века инновационной экономики (ИЭ) и венчурного научно-технического бизнеса.

Огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Понимание и выбор ЧК в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального ЧК как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала. Любой труд ныне в цивилизованной стране требует образования и знаний, в том числе, для общения с окружением и поддержания высокого качества труда в любом виде трудовой деятельности.

Поэтому разделение труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержание при определении ЧК, который основоположники теории ЧК отождествляли с образованными людьми и их накопленными знаниями и опытом. Понятие ЧК как экономической категории постоянно развивается и расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний. Ведущие профессионалы мира как базовые элементы системы развития уже фактически слились со своими компьютерами и источниками информации, которые составляют основу их интеллектуальной деятельности и инструментарий развития идей, создания инновационных продуктов, развития науки.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Бонтис определяет человеческий капитал следующим образом: человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации; это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер. Люди – это те элементы организации, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества и которые, если их должным образом мотивировать, могут обеспечить организации долгую жизнь.

Человеческий капитал - совокупная величина инвестиций в обучение, способности и будущее сотрудника. Это компетентность сотрудника, его способность к общению и созданию ценности для клиента. Это «некоторый запас знаний, навыков и других личностных особенностей, которыми располагает отдельный взятый человек или же коллектив». В то же время «человеческий капитал» представляет собой «способность человека приносить доход в той или иной форме».

Вместе с тем развитие экономики знаний (информационно-инновационной экономики) и параллельно развитие ее научной базы - теории ЧК и ее практического применения продолжается. И некоторые новые составляющие, органично входящие в ЧК, хотя и связаны тесно с человеком, с его знаниями, навыками, однако «выходят» в окружающее его жизненное пространство. Для того чтобы обеспечить высокое качество жизни и комфортные условия для интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем по указанным выше причинам необходимо дополнительное обоснование включения в ЧК инвестиций в обеспечение конкурентоспособной личной безопасности, в безопасность и комфортность венчурного бизнеса, рискованного, но по определению высокодоходного.

Необходимо обоснование включения в состав ЧК инвестиций в современный и эффективный инструментарий исследователей, венчуристов и инноваторов. Включения в ЧК инвестиций в среду функционирования ЧК, обеспечивающую его эффективность. Включения инвестиций в приток капитала в страну и т.д.

Инвестиции в составляющие ЧК и определяют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.

Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам ЧК в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром ЧК, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный ЧК — это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы. С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии труда и инженерной психологии"