Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:24, контрольная работа
Общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Он состоит из трех компонентов:
- коммуникативная сторона, или обмен информацией;
- интеракции, или обмен действиями;
- взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение»………………………...4
2) Охарактеризуйте различия межгруппового и межличностного восприятия в общении………………………………………………………………………….7
3) Конформизм – это:
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1) Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение»………………………...4
2) Охарактеризуйте различия межгруппового
и межличностного восприятия в общении……………………………………………………………
3) Конформизм – это:
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие
и следование господствующим мнениям
и стандартам поведения, стереотипам
массового сознания, традициям, авторитетам, принципам………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Как показывают социологические
опросы, подавляющее большинство управл
Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является, в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными.
Стремление к общению — важнейшее родовое качество человека, позволяющее характеризовать его как homo socialis — человек общественный. На основе этого качества возникли и укрепились и такие человеческие свойства, как способность к труду и способность к мышлению.
Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная ему природой родовая особенность и помогла человеку выжить и утвердиться среди других, физически более сильных животных.
Общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Он состоит из трех компонентов:
- коммуникативная сторона, или обмен информацией;
- интеракции, или обмен действиями;
- взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.
Все эти три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к их сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.
«общение»
Общение − сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:
Коммуникация (лат. communico - общаюсь с кем-то) − это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия.
Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом. Способность чувствовать человек приобретает только в общении, которое характеризуется собственно субъектной направленностью. Общение по содержанию является понятием более широким и общим, а коммуникация - конкретным, которое означает лишь одно из его типов, социальное взаимодействие.
Различать эти два
понятия можно следующим
Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.
Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:
- кто передает информацию (источник сообщения)?
- что сообщается?
- по каким каналам передается сообщение?
- кому предназначено сообщение?
- каков эффект трансляции?
Все источники информации в современном обществе можно подразделить на следующие категории:
- индивиды;
- властные структуры;
- институты СМИ;
- группы интересов (партии и общественные движения);
- институты культуры, образования, науки, религии.
Информацию передают агенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ –теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов – представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.
Иногда коммуникацию понимают шире, по существу, отождествляя её с общением. Современные философы, прорабатывая проблему общения в аспекте человеческой экзистенции (выявляя наиболее важные особенности человеческого способа бытия), в основном оперируют понятием «коммуникации».
Выдающийся немецкий
философ ХХ в. К. Ясперс противопоставляет «
Дополняют эту проблематику этические разработки К.О. Апеля, в частности его принцип «идеального коммуникативного сообщества», а также труды А. Пипера, касающиеся построения целостной системы этических императивов. Обобщенный смысл их наработок можно свести к моральному требованию: «Поступай так, будто ты член идеального коммуникативного сообщества». Это требование можно назвать «категорическим императивом» человеческого общения.
Таким образом, общение предполагает обмен информацией. Общение и коммуникация не являются тождественными понятиями, поскольку имеют содержательные различия. Так, коммуникация − это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия. Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом.
и межличностного восприятия в общении
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация − это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой −это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия». Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
1) Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
2) Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
3) Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
4)Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
5)Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты
можно рассматривать как
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"