Контрольная работа по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Он состоит из трех компонентов:
- коммуникативная сторона, или обмен информацией;
- интеракции, или обмен действиями;
- взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение»………………………...4
2) Охарактеризуйте различия межгруппового и межличностного восприятия в общении………………………………………………………………………….7
3) Конформизм – это:
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

к р психология управления.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1) Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение»………………………...4

2) Охарактеризуйте различия межгруппового и межличностного восприятия в общении………………………………………………………………………….7

3) Конформизм – это:

а) направление исследований в современной западной социологии;

б) независимый образ  мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;

в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям  и стандартам поведения, стереотипам  массового сознания, традициям, авторитетам, принципам………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Как показывают социологические  опросы, подавляющее большинство управленцев считают, что главным звеном управления, обеспечивающим общую эффективность производства, является уровень общения, коммуникаций, существующий в организации

Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является, в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными.

Стремление к общению — важнейшее родовое качество человека, позволяющее характеризовать его как homo socialis — человек общественный. На основе этого качества возникли и укрепились и такие человеческие свойства, как способность к труду и способность к мышлению.

Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная ему природой родовая особенность и помогла человеку выжить и утвердиться среди других, физически более сильных животных.

Общение есть сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Он состоит из трех компонентов:

- коммуникативная сторона, или обмен информацией;

- интеракции, или обмен действиями;

- взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.

Все эти три стороны  общения способствуют оптимизации  совместной деятельности людей, ведут к их сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

  1. Соотнесите понятия «коммуникация» и

«общение»

 

Общение − сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

  1. коммуникацию (обмен информацией);
  2. интеракцию (обмен действиями);
  3. социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Коммуникация (лат. communico - общаюсь с кем-то) − это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия.

Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом. Способность чувствовать человек приобретает только в общении, которое характеризуется собственно субъектной направленностью. Общение по содержанию является понятием более широким и общим, а коммуникация - конкретным, которое означает лишь одно из его типов, социальное взаимодействие.

Различать эти два  понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как  технико-информационный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.

Следовательно, общение  может происходить только между  двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.

Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:

- кто передает информацию (источник сообщения)?

- что сообщается?

- по каким каналам передается сообщение?

- кому предназначено сообщение?

- каков эффект трансляции?

Все источники информации в современном  обществе можно подразделить на следующие категории:

- индивиды;

- властные структуры;

- институты СМИ;

- группы интересов (партии и общественные движения);

- институты культуры, образования, науки, религии.

Информацию передают агенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ –теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов – представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть  оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.

Иногда коммуникацию понимают шире, по существу, отождествляя её с общением. Современные философы, прорабатывая проблему общения в аспекте человеческой экзистенции (выявляя наиболее важные особенности человеческого способа бытия), в основном оперируют понятием «коммуникации».

Выдающийся немецкий философ ХХ в. К. Ясперс противопоставляет «экзистенциальную коммуникацию» повседневному общению. Он трактует её как «соотношение» неповторимых индивидуальных экзистенций, как глубоко интимное и личностное события в истине, с помощью которого реализуется человеческая подлинность. Современный человек, даже не осознавая этого, всегда чувствует разницу между повседневным поверхностным и глубинным экзистенциальным существованием. Концептуальные основы этого опыта как раз и раскрывает в своей коммуникативной философии К. Ясперс.

Дополняют эту проблематику этические разработки К.О. Апеля, в частности его принцип «идеального коммуникативного сообщества», а также труды А. Пипера, касающиеся построения целостной системы этических императивов. Обобщенный смысл их наработок можно свести к моральному требованию: «Поступай так, будто ты член идеального коммуникативного сообщества». Это требование можно назвать «категорическим императивом» человеческого общения.

Таким образом, общение предполагает обмен информацией. Общение и коммуникация не являются тождественными понятиями, поскольку имеют содержательные различия. Так, коммуникация − это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия. Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом.

 

 

 

  1. Охарактеризуйте различия межгруппового

и межличностного восприятия в общении

 

 

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем  собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация − это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой −это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Понятие «идентификация»  по своему содержанию близко к понятию  «эмпатия». Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

1) Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

2)  Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

3) Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

4)Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

5)Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты  можно рассматривать как частные  случаи или варианты проявления особого  процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией. Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"