Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:24, контрольная работа
Общение есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. Он состоит из трех компонентов:
- коммуникативная сторона, или обмен информацией;
- интеракции, или обмен действиями;
- взаимная перцепция, или восприятие и оценка партнера.
Введение…………………………………………………………………………...3
1) Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение»………………………...4
2) Охарактеризуйте различия межгруппового и межличностного восприятия в общении………………………………………………………………………….7
3) Конформизм – это:
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………
Также необходимо отметить, что при восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов − от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви – аттракция. Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Что касается межгруппового восприятия, то оно характеризуется процессами перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. Характерно стереотипностью, большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью, а сами межгрупповые представления весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности восприятия межгруппового концентрированно выражаются в таких эффектах, как дискриминация межгрупповая и фаворитизм внутригрупповой. В отличие от распространенной в зарубежной психологии позиции, согласно коей эти эффекты — изначальные, универсальные и неизбежные компоненты отношений межгрупповых, в отечественной психологии отмечался вторичный по отношению к деятельностному плану характер, в частности была показана их зависимость от уровня развития группового и типа совместной межгрупповой деятельности, их нетипичность для коллектива. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным:
1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям;
3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У.Самнер, описавший феномен этноцентризма. Этноцентризм — это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Внутригрупповая пристрастность заключается в тенденции благосклонного отношения к собственной группе, что способствует противопоставлению «мы» — группа людей, объединенная чувством общей идентичности по разным признакам (раса, пол, религиозная, профессиональная принадлежность, образование, место жительства и т.д.), и «они» — группа, которую люди воспринимают как непохожую на их собственную и обособленную от нее.
Г.Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности:
- установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;
- чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти;
-истереотипность суждений и оценок;
- нетерпимость к неопределенности;
- склонность подчиняться людям, наделенным властью;
- нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.
Таким образом, интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать её. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Конформизм – это:
а) направление исследований в современной западной социологии;
б) независимый образ мышления по отношению к традициям, устоявшимся нормам и привычкам;
в) некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам.
ОТВЕТ: В)
Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляет такое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Большинство людей конформны до ужаса, некоторые это признают, некоторые нет, но сами не замечают, что на работе, в семье, на улице большинство на них влияет очень сильно. А люди и не замечают. Например: все переходили улицу при помощи светофора. Ожидание зеленого очень томительно, да, как на зло, еще и машин нет, по правилам то, конечно, следует дождаться зеленого, но не все так делают. Пропустите пару светофоров на достаточно крупных улицах и посмотрите, кто остается верен принципам и ждет зеленого до конца, кто срывается с места первым и переходит дорогу на красный, и кто переходит дорогу чуть позже на запретный свет (сколько я смотрел за таким движение, всегда есть люди, которые якобы ждут зеленого... но когда много людей перебежит дорогу на красный, они тоже срываются с места), может последняя категория оправдывает таким образом свой поступок и делает как все.
Конформность до сих пор многими ценится, а кто же является этими многими? Может управленцы? Конечно же, управленцы ВСЕХ уровней, именно им необходимо, что бы люди быстро принимали правила и нормы, ведь это дополнительный рычаг влияния на личность.
заключение
Таким образом, общение предполагает обмен информацией. Общение и коммуникация не являются тождественными понятиями, поскольку имеют содержательные различия. Так, коммуникация − это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия. Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом.
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать её. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Внутригрупповая пристрастность заключается в тенденции благосклонного отношения к собственной группе, что способствует противопоставлению «мы» − группа людей, объединенная чувством общей идентичности по разным признакам (раса, пол, религиозная, профессиональная принадлежность, образование, место жительства и т.д.), и «они» − группа, которую люди воспринимают как непохожую на их собственную и обособленную от нее.
Список использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"