Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

1. Раскройте основные положения теории личности Л.И. Божович
2. Дайте сравнительную характеристику понятиям индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.
3. Решите психологическую задачу.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1а.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ

специальности 030301 «Психология»

 

 

 

Контрольная работа.

Вариант № 8

 

 

 

 

                                                    Выполнила: 

                                                   Федорова Алена Валерьевна

                                                              гр. П – 151 оз ( с)

                                                            Преподаватель: Хайбуллина О.Г.

 

                                        

                          

Екатеринбург 2012 г.

   1. Раскройте основные положения теории личности Л.И. Божович.

  Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции  Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии "Личность и ее формирование в детском возрасте" Божович под 

личностью понимает "человека, достигшего определенного уровня психического развития". Этот уровень распознается ею как состояние, когда "    в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я". Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь "собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды". Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является "активность", заключающаяся в "сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием".

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным  практиком: в течение 30 лет она  руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков.[3]

 

 Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие, как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.       

Несмотря на порицание  со стороны большинства советских  ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Теория развития личности Л. И. Божович, опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским  Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.

Деление развития на этапы  выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается  кризисом новорожденное; ребенок  характеризуется беспомощностью, его  деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается  кризисом 1-го года; ребенок характеризуется  самостоятельностью; со стороны  взрослых к нему уже предъявляются  требования; центральным новообразованием является система "Я", появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство:  начинается кризисом 3 лет; центральное  новообразование — внутренняя  позиция, потребность в которой  (внутренняя позиция школьника)  и появляется;

4) младшее школьное  детство: начинается кризисом 7 лет;  начинает осознаваться свое социальное "Я"; со стороны взрослых  предъявляется новая система  требований;

Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и  воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.[5;21]

На протяжении всей жизни  Лидия Ильинична Божович трудилась  в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее, ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Теория Л. И. Божович  опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. Направленность личности, по Л.И. Божович, является ее обобщенной характеристикой.     

Развивая теорию личности, сформулированную Л.И. Божович, было бы правомерно предложить в качестве единицы анализа внутреннюю позицию.    Как единичное проявление личности, в которой проявляется направленность как интегральное свойство, может быть предложена внутренняя позиция, а поступок, который, по мнению Л.И. Божович, может быть единицей анализа личности – внешнее выражение внутренней позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте сравнительную характеристику понятиям индивид,     личность, субъект деятельности и индивидуальность. 

               Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как  общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».

              Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

              Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный потребностей и т.д.

Личность -  это сложный  и многогранный феномен, который  включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется  несколько общепризнанных положений  относительно личности. По крайней  мере, можно  говорить о 4 основных положениях:

1. Личность присуща каждому человеку

2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет

3. Личность – продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.

4. Личность – индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Понятие "личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся “образующими” его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в  совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических  характеристик, которые социально  обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием “личность” употребляются термины  “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой  природы – к человеческому  роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный  представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

 

Индивидуальность –  это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс  самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность  в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

 Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида 
(индивидом мы рождаемся) и понятие "личность"- как 
социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком  общественных форм сознания поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология  рассматривает личность как представителя  определенной социальной "группы", как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность  есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"