Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:40, контрольная работа
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности
поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия
в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы,
энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни
общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны,
другие замкнуты, скрытны. И по сей день ученые исследуют различные особенности поведения людей. Одни из известных, кто изучал указанные проблемы были И.П. Павлов, М.Е. Литвак, Э. Кречмер, У. Г. Шелдон, К. Леонгард и др.
Выше сказанное говорит об актуальности избранной для контрольной работы темы. Объектом изучения является человек, предметом личностные свойства человека.
Характер в свою очередь представляет собой структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Охарактеризовать понятие «темперамент»………………………….....4
2.Соотнести природное и приобретенное в характере человека……..….9
3.Указать, какому типу темперамента – холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому – соответствует характеристика: «легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств ,стереотипы достаточно подвижны , раскован в новой обстановке , способен к быстрому переключению внимания , деятельности и общения»………………………………………………………………..……..17
Заключение………………………………………………………….………...20
Список литературы………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Охарактеризовать понятие «темперамент»………………………….....4
2.Соотнести природное и приобретенное в характере человека……..….9
3.Указать, какому типу
темперамента – холерическому,
сангвиническому,
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психические особенности человеческой личности характеризуются
различными свойствами, проявляющимися при общественной деятельности
человека. Одним из психических свойств личности является темперамент
человека.
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности
поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия
в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы,
энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни
общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны,
другие замкнуты, скрытны. И по сей день ученые исследуют различные особенности поведения людей. Одни из известных, кто изучал указанные проблемы были И.П. Павлов, М.Е. Литвак, Э. Кречмер, У. Г. Шелдон, К. Леонгард и др.
Выше сказанное говорит об актуальности избранной для контрольной работы темы. Объектом изучения является человек, предметом личностные свойства человека.
Характер в
свою очередь представляет
В данной контрольной
работе я ставлю перед собой
три задачи. В первом вопросе
контрольной работы необходимо
охарактеризовать понятие «
1. Охарактеризовать понятие «темперамент».
Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, психических состояний и психических свойств человека.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Темперамент – устойчивые объединения индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения темперамент – это тип высшей нервной деятельности человека.
Термин «темперамент» образован на основе латинского слова «temperamentum», обозначающего смесь, соотношение. Согласно представлениям того времени, в организме человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает в организме:
Темпераменты Гиппократом
понимались в сугубо
Наиболее серьезная
попытка подвести
Скорректировав свойства
высшей нервной деятельности
с поведением животных в ходе
экспериментов, Павлов
Рис. 1. Типы высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову)
Прямая связь темперамента
с выделенными типами нервной
системы устарела еще при
В современной
психологии темперамент
В качестве свойств
темперамента выделяют
Экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних образов человека, связанных с прошлым и будущим (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам – флегматика и меланхолика.
Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития.
Человек, котором свойственна сенситивность, тонко чувствует чужое настроение, умеет считаться с ним, знает как утешить и поддержать другого человека. Высокая сенситивность при отсутствии невротических реакций делает человека спокойным. Такой человек чуток, внимателен, но не потерпит некорректного поведения и спокойно ответит либо откажется от общения. От природы самые сенситивные меланхолики.
Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жествов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов.
Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия и раздражения (критическое замечания, обидное слово, резкий тон, внешнее воздействие). Это автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.
Активность – характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствия и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее. Флегматик высокоактивен, ему не грозит переутомление. У холерика высокая активность сочетается с реактивностью. Сангвиники достаточно активны, но если деятельность однообразна, они могут потерять к ней интерес. Меланхолики характеризуются низкой активностью.
Соотношение реактивности
и активности определяет, от чего
в большей степени зависит
деятельность человека: от случайных
внешних или внутренних
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливаются человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность). Наиболее высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.
Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорость ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика – понижена. [2, 114c]
Темперамент оказывает
существенное влияние на
Темперамент не предопределяет также черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Таким образом, ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена темпераментом, однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента. [4, 59 c]
2. Соотнести природное и приобретенное в характере человека.
В психологии граница
разделения темперамента и
Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. Воспитывается не абстрактный индивид, а человек с неповторимым генным набором, определяющим не только его биологические особенности (пол, строение тела, цвет глаз и волос и т.д.), но и его задатки и темперамент. Характер можно считать вектором воспитания и генного набора данного человека.
Характер человека показывает
не только то, что он делает,
но и то, как он это делает.
От характера зависит не
Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов - все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Например, два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один - горячий, порывистый и страстный, другой - спокойный, рассудительный. Кроме типа нервной системы на характер влияют и другие особенности организма: сердечнососудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.
В свою очередь образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.
Следовательно, с
Все, на первый взгляд кажущееся в поведении человека беспричинным, спонтанным, независимым от данных конкретных условий, может быть понято как проявление когда-то образовавшихся и закрепившихся и переработанных жизненных впечатлений или опыта.
Человек, познавший законы внешнего мира и собственной личности, может изменять обстоятельства жизни и свое собственное поведение. Он способен преодолеть неблагоприятные отрицательные влияния среды и стать в первые ряды борцов прогрессивного общественного движения.
Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: можно добиваться разных целей, применяя одни и те же способы, и наоборот, достигать одну и ту же цель разными способами.
Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его возникновения, т.е. темперамент, представляет собой динамическую сторону характера. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных характерологических черт.