Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.

Содержание работы

Задание 1. 2
Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет). 2
Старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет) 20
Задание 2. 33
Опросник Басса-Дарки 33
Задание 3. 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Возрастная психология.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется  глубинная связь с родителями и потребность в психологической  поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения  к ребенку как к личности, имеющей  сильные стороны и все необходимые  возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей  ценности общения со своими  детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;

3) формирование системы навыков,  обеспечивающих партнерское взаимодействие  с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений  с родителями и формированию навыков  конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного  возраста являются:

  • ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;
  • ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний  мир начинает восприниматься через  себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно  приспосабливаться и к физиологическим  переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных  переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Любовь

В юности любовь — сильное, но не очень  продолжительное эмоциональное  переживание, хотя иногда оно переходит  в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой  не стремятся сделать первую  любовь последней, их взаимоотношения  с мужчиной менее продолжительны  и не столь серьезны. Обратная  картина — у их сверстниц  с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения  между родителями являются образцом  их будущего супружества, гораздо  реже влюбляются в школьные  годы и реже стремятся к  супружеству до 21 года. Девушки, которые  не хотят подражать своим родителям,  значительно чаще влюбляются  в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в  полной семье, обычно более  реалистично относятся к любви,  чем те, чьи родители разведены  или одного из них нет в  живых

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

Отмечается появление депрессивного  состояния, которое продуцируется  часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская  депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным  поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый — это безразличие  и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а  взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид  депрессии наименее продолжителен  и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает  вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается  решить поставленные задачи и возникшие  проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут  или не хотят понять, чего он хочет  и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его  или ее потенциальные возможности  ограничены, а вместе с ним —  мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о  самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки  не всегда способны справиться самостоятельно.

 

 

Социальная

ситуация

развития

Ведущая

деятель-ность

Центральные

новообразова-

ния

Возрастной

кризис

Психологические    осо-

бенности уровня разви-

тия  познавательных  и

умственных процессов

1

 

положении (состоянии) между взрослым и ребенком

Учение, общение, общественно-полезный труд

абстрактное мышление; самосознание; половая  идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.

13 лет

 

половое созревание,

социальное созревание личности

2

самоопределение

познавательная

профессиональное самоопределение  и мировоззрение

17 лет

формирование личной идентичности, чувство  индивидуальной самотождественности, преемственности и единства


 

 

 

 

 

 

Задание 2.  Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя методику диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [Buss R. – Durkey R.]

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

    1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
    2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
    3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
    4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
    5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
    6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
    7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
    8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

    1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
    2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
    3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
    4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
    5. Не всегда получаю то, что мне положено.
    6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
    7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
    8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
    9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
    10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
    11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
    12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
    13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
    14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
    15. Часто бываю не согласен с людьми.
    16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
    17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
    18. В раздражении хлопаю дверьми.
    19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
    20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
    21. Меня немного огорчает моя судьба.
    22. Думаю, что многие люди не любят меня.
    23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
    24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
    25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
    26. Я не способен на грубые шутки.
    27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
    28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
    29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
    30. Довольно многие завидуют мне.
    31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
    32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
    33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
    34. От злости иногда бываю мрачным.
    35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
    36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
    37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
    38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
    39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
    40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
    41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
    42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
    43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
    44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
    45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
    46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
    47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
    48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
    49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
    50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
    51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
    52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
    53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
    54. Неудачи огорчают меня.
    55. Дерусь не реже и не чаще других.
    56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
    57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
    58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
    59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
    60. Ругаюсь только от злости.
    61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
    62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
    63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
    64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
    65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
    66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
    67. Часто думаю, что живу неправильно.
    68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
    70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
    71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
    72. В последнее время я стал занудой.
    73. В споре часто повышаю голос.
    74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
    75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов  и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67


Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а  враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как  свойство личности, и агрессия, как  акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа  мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"