Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 06:51, контрольная работа
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.
Задание 1. 2
Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет). 2
Старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет) 20
Задание 2. 33
Опросник Басса-Дарки 33
Задание 3. 42
Список литературы 45
Таким образом, при ярко выраженном
стремлении к независимости сохраняется
глубинная связь с родителями
и потребность в
Является работа с родителями по следующим направлениям:
1) формирование у родителей
2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;
3) формирование системы навыков,
обеспечивающих партнерское
Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.
Наиболее сложными для данного возраста являются:
Отношение к себе
Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.
Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.
В юности каждому приходится неизбежно
приспосабливаться и к
Любовь
В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.
Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:
1. Девушки с высокой самооценкой
не стремятся сделать первую
любовь последней, их
2. Девушки, для которых
3. Старшеклассницы, живущие в
полной семье, обычно более
реалистично относятся к любви,
Юношеская депрессия
Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.
Отмечается появление
Первый — это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.
Второй вид депрессии
К концу юношеского возраста на первый
план выступают “кризис
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятель-ность |
Центральные новообразова- ния |
Возрастной кризис |
Психологические осо- бенности уровня разви- тия познавательных и умственных процессов | |
1 |
положении (состоянии) между взрослым и ребенком |
Учение, общение, общественно-полезный труд |
абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль. |
13 лет |
половое созревание, социальное созревание личности |
2 |
самоопределение |
познавательная |
профессиональное |
17 лет |
формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства |
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя методику диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [Buss R. – Durkey R.]
Опросник Басса-Дарки
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Опросник
Обработка результатов и интерпретация
Ответы оцениваются по 8 шкалам.
1. Физическая агрессия (k=11): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 9, 7 |
2. Вербальная агрессия(k=8): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13): | |
"да" = 1, "нет" = 0 |
вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 4,12,20,28, |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
"нет" = 1, "да" = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 |
вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67 |
Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.