Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 06:51, контрольная работа
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.
Задание 1. 2
Школьный возраст (подростковый возраст (11-15 лет). 2
Старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет) 20
Задание 2. 33
Опросник Басса-Дарки 33
Задание 3. 42
Список литературы 45
Исследование проводилось на базе филиала Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кордюковская средняя общеобразовательная школа» поселка Карпунинский. В исследовании приняли участие 15 учащихся – подростков 7, 8, 9 классов, среди которых 7 девочек и 8 мальчиков, 3 из которых – опекаемые инспекцией ПДН Махневского и Верхотурского районов. Средний возраст испытуемых 13-15 лет. Испытуемым давался опросник Баса-Дарки, они получали необходимые инструкции, После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.
Данные, полученные в ходе диагностического исследования представлены в таблице:
№ |
ФИО |
Показатели и формы агрессии |
Индексы ИА ИВ | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||
1 |
Тувин Данил |
66 |
40 |
104 |
60 |
45 |
99 |
78 |
55 |
70 |
88.5 |
2 |
Дорошенко Юлия |
22 |
24 |
52 |
0 |
18 |
44 |
52 |
77 |
32.7 |
48 |
3 |
Кардыман Артем |
33 |
32 |
45 |
80 |
36 |
66 |
78 |
88 |
36.7 |
72 |
4 |
Семеновых Данил |
33 |
40 |
104 |
60 |
36 |
66 |
78 |
66 |
59 |
72 |
5 |
Сурняев Анатолий |
44 |
32 |
39 |
80 |
18 |
22 |
65 |
88 |
38.3 |
43.5 |
6 |
Тувин Дмитрий |
55 |
56 |
78 |
20 |
0 |
66 |
91 |
77 |
63 |
78.5 |
7 |
Занкин Данил |
11 |
24 |
39 |
20 |
36 |
44 |
91 |
22 |
24.6 |
67.5 |
8 |
Абсаликов Никита |
44 |
24 |
39 |
40 |
27 |
22 |
78 |
88 |
35.6 |
50 |
9 |
Бушланова Евдокия |
22 |
24 |
39 |
20 |
27 |
77 |
39 |
66 |
28.3 |
58 |
10 |
Казаков Александр |
11 |
40 |
26 |
60 |
54 |
66 |
26 |
99 |
25.6 |
46 |
11 |
Сивкова Виктория |
22 |
32 |
0 |
20 |
45 |
55 |
39 |
44 |
18 |
47 |
12 |
Зырянова Людмила |
44 |
24 |
91 |
80 |
45 |
88 |
65 |
66 |
53 |
76,5 |
13 |
Кропачева Татьяна |
44 |
24 |
91 |
80 |
45 |
88 |
65 |
66 |
53 |
76.5 |
14 |
Рахматулина Алина |
44 |
40 |
39 |
60 |
27 |
77 |
39 |
55 |
30.3 |
58 |
15 |
Самарина Светлана |
55 |
40 |
91 |
40 |
36 |
88 |
65 |
77 |
62 |
83 |
Данные, занесенные в Таблицу отражают реальное выражение показателей и форм агрессии у каждого члена группы, а также индивидуальные и средние по группе индексы враждебности и агрессивности. Как свидетельствует таблица, значение среднего по группе индекса агрессивности (ИА) выше, чем значение среднего по группе индекса враждебности (ИВ).
Ниже мы привели сравнительный анализ средних показателей девочек и мальчиков, полученных по результатам теста. Из которых видно, что индекс агрессии значимо преобладает у мальчиков, а индекс враждебности – у девочек, данные можно объяснить еще тем, что большой процент детей воспитывается в неполных неблагополучных семьях. Так же можно отметить, что высокие индексы враждебности и агрессивности составляют у детей, состоящих на учете в ПДН.
Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для девочек
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвеная агрессия |
Негативизм |
Раздражение |
Подозри-тельность |
Обида |
Чувство вины |
36.1 |
29.7 |
57.5 |
42.8 |
34.7 |
73.8 |
52 |
64.4 |
ИА =41.1; ИВ = 62.9
Среднее значение по шкалам агрессии, полученных по методике Басса-Дарки для мальчиков
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвеная агрессия |
Негативизм |
Раздражение |
Подозри-тельность |
Обида |
Чувство вины |
37.1 |
36 |
59.2 |
52.5 |
31.5 |
56.3 |
72.1 |
68.2 |
ИА =44.1; ИВ = 64.2
Изучая полученные данные, можно отметить, что методика Басса-Дарки для диагностики показателей и форм агрессии оказалась достаточно точным инструментом. Полученные данные позволяют создать программу целенаправленно влияющую на определенные показатели и формы агрессии, проявляемые большинством членов группы, а также учитывать индивидуальные и гендерные особенности.
Подростки,
проявляющие вербальную
Как показывает исследование, некоторые подростки из исследуемой группы склонны проявлять и физическую агрессию – почти постоянно готовы подраться, защитить себя физически.
Косвенная агрессия также составляет проблему в исследуемой группе. Косвенная агрессия предполагает, что подростки склонны формировать вокруг «жертвы» ситуацию, в которой ей будет причинен вред. Способами могут выступать порча имущества жертвы, психологические и физические «ловушки», вредоносные унижающие розыгрыши и т.д. Как показывает практика, часто подростки и не осознают, что такие действия являются агрессивными. Для них – это норма. Необходимо научить подростков различать и классифицировать такие действия как агрессивные, а также дать им возможность представить и прочувствовать состояние другого человека, который подвергся косвенной агрессии.
Подозрительность и негативизм также являются выражением поведения подростков в исследуемой группе. Подозрительность является проявлением недоверия друг к другу и к людям вообще. Она существенным образом осложняет жизнь человека, делает его одиноким, вынуждает проявлять излишний контроль над обстоятельствами и поступками других людей. Негативизм также не позволяет в достаточной степени доверять людям, не позволяет договориться с ними о совместных действиях. Склонность негативиста отвергать любые идеи, планы, возможности затрудняет общую и индивидуальную деятельность, так как предполагает отвержение ради самого отвержения без предложения чего-либо нового.
В наибольшй степени испытуемые страдают от чувства вины. С одной стороны, чувство вины – это все же один из двигателей развития ответственности, но с другой – гипертрофированность этого чувства, действительно, может приводить к аутоагрессии, или даже к самоповреждениям, крайним выражением которого является самоубийство.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Для
построения коррекционно-
- В исследуемой группе наибольшую проблему по данным методики Басса-Дарки составляют практически все значения показателей которых составили наибольшие величины;
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития эмпатии.
Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Дошкольный возраст является сенситивным
для развития эмпатии. Для развития
эмпатии важно учитывать, что ребенок
особенно восприимчив влиянию взрослого.
В связи с этим немаловажное значение
имеет то, насколько воспитатель обладает
эмоциональной отзывчивостью на переживания
ребенка, умеет вовремя прийти ему на помощь.
Необходимо проводить коррекционно-развивающие
занятия. Такие занятия направлены на
решение следующих задач:
- расширение представлений о понятиях
«добро» и «зло»;
- развитие способности к эмоциональному
сопереживанию;
- развитие стремления к проявлению сочувствия
и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- воспитание гуманного отношения к родным,
близким, сверстникам, животным.
В каждое занятие должны быть включены:
- игровой прием, с помощью которого создается
мотивация оказания помощи тем, кто в ней
нуждается;
- игровые упражнения в проявлении сочувствия,
сопереживания;
- игры, в которых дети упражняются в проявлении
радости, характеризующей общий настрой
группы.
Можно порекомендовать для формирования эмпатии следующие игры:
Игра «Эмоциональный словарь»
Развивает эмоциональную сферу ребенка.
Перед детьми раскладывают набор карточек,
на которых изображены лица людей, испытывающих
различные эмоции (5—6 карточек). Ребенку
предлагают ответить на вопрос: «Какие
эмоции испытывают эти люди?» После этого
ребенку предлагают вспомнить, был ли
он сам в таких состояниях.
Как он чувствовал себя, находясь в том
или ином состоянии? Хотел бы он снова
вернуться в это состояние? А может ли
данное выражение лица отражать другое
состояние человека? Ведущий предлагает
ребенку нарисовать некоторые эмоции.
Все приведенные детьми примеры из жизни
взрослый записывает на листе бумаги.
Через 2—3 недели игру можно повторить,
при этом можно сравнить те состояния
ребенка, которые были у него давно, и те,
которые возникли недавно. Можно попросить
его ответить на вопросы: «Каких состояний
было больше за прошедшие 2—3 недели —
негативных или позитивных? А что ты можешь
сделать, чтобы испытывать как можно больше
положительных эмоций?»
Игра «Мой хороший попугай»
Способствует развитию чувства эмпатии,
умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит:
«Ребята! К нам в гости прилетел попугай.
Он хочет с нами познакомиться и поиграть.
Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы
ему понравилось у нас, чтобы он захотел
прилететь к нам снова?» Дети предлагают:
«Говорить с ним ласково», «Научить его
играть» и т.д. Взрослый бережно передает
кому-либо из детей плюшевого попугая
(мишку, зайчика).
Ребенок, получив игрушку, должен прижать
ее к себе, погладить, сказать что-то приятное,
назвать ласковым именем и передать попугая
другому ребенку. Игру лучше проводить
в медленном темпе.
Игра «Сороконожка»
Учит детей взаимодействию со сверстниками,
способствует сплочению детского коллектива.
Дети (5—10 человек) встают друг за другом,
держась за талию впередистоящего. По
команде ведущего «сороконожка» начинает
сначала просто двигаться вперед, затем
приседает, прыгает на одной ножке, проползает
между препятствиями (это могут быть стулья,
строительные блоки и т.д.) и выполняет
другие задания. Главная задача играющих
— не разорвать единую цепь, сохранить
«сороконожку» в целости.
Волков Б.С., Психология подростка: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005, - 208 с.