Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Типология сотрудников по Херманну: Аналитик, организатор, Психолог и Артист
Вопрос 2. Вербальные и невербальные средства общения
Вопрос 3. Особенности управления мужской и женской командой
Вопрос 4. Психологические особенности и индивидуальные различия в принятии управленческих решений
Вопрос 5. Влияние восприятия цвета, звуков, запаха на работоспособность и психологическое состояние человека

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Типология  сотрудников по Херманну: Аналитик, организатор, Психолог и Артист

 

HDI(Hermann-Dominanz-Instrument) развивается в 70х годах благодаря Неду Херману, в свое время лидеру обучения руководителей в компании General Electric в США. Херман был физиком, и помимо своей деятельности менеджера в мультинациональном концерне, проявил себя в качестве певца, художника, скульптора.

Эти, казалось бы, противоположные таланты  заставили его постоянно применять  различные "доминанты" в мышлении и действиях, получать больше информации по этому поводу. Так появилась  модель, которая с начала 80х годов  используется в сфере развития персонала.

В основе модели лежат научные выводы двух исследователей мозга: функциональное разграничение левого и правого  полушарий мозга Роджера Сперри и троичное разделение мозга на полушария, лимбическую систему и ствол, принадлежащее Полю Маклину.

Модель  Хермана учитывает эти выводы по строению и функционированию мозга. Она распределяет мышление и поведение  по 4 категориям: с одной стороны  — левое и правое полушария, с  другой — верхний отдел (церебрум) и нижний отдел (лимбическая система  и ствол). Так получаются четыре квадранта, которым можно придавать различные  качества. Возникает метафорическая модель. 

У каждого человека есть модели поведения  и мышления, которые он предпочитает. Это возможность выражения его  неповторимости, они определяют, как  он думает, как ошибается, учится и  обучает, принимает решения, сотрудничает с другими людьми и т.д. 

Эти доминанты (доминирующие модели поведения  и действий) образовались на основе прирожденных особенностей, связанных  с родительским домом, образованием и социальным окружением. 4 квадранта  описывают 4 различные доминанты, которые, в конце концов, формируют мышление и поведение.

 

 

А 
"аналитик"


"организатор" 

С 
"психолог" 


"креативщик" 

Атрибуты

Аналитический 
Авторитарный 
Критический 
Опирающийся на 
факты 
Логический 
Математический 
Количественный 
Рациональный

Любитель порядка 
Консервативный 
Контролирующий 
Технический 
Детализированный 
Любитель данных 
Негибкий 
Процедурный 
Структурирован 
Пунктуальный

Эмоциональный 
Интуитивный 
Музыкальный 
Ориентированный 
на человека 
Духовный 
Символичный 
общительный

Артистический  
Целостный  
Полный фантазий  
Интуитивный (направлен на решение) 
«Цезарь» несколько дел одновременно  
Авантюрист  
Индивидуалист

Умения

Делать анализы 
Расчеты 
Статистический 
Технический 
Решает проблемы 
Научный 
Любит работать с формулами  
Любит давать указания

Исполнительные административные 
задачи 
Организаторские 
Разрабатывает 
планы 
Контрольные задачи  
Соблюдает процедуры

Коммуникабельный, генератор идей  
Преподаватель Тренирует  
Пишет (увлекательные письма) 
Может убеждать других 
Может консультировать

Вызывает перемены  
Преподносит идеи  
Создает целостные концепции  
Доверяет интуиции  
Изображение проблем наглядным способом

Типичные фразы,  
которые постоянно  
употребляются

Расчленение 
Критический 
анализ 
«Жесткий диск» 
«Важный пункт» 
«Узнать основные 
положения» 
«Анализировать, 
излагать» 
«Инструмент»

«Согласно предписания»  
Право и порядок Самодисциплина  
Шаг за шагом  
Лучше не рисковать 
Это мы всегда так уже делали

Человеческие 
ресурсы 
Человеческая 
ценность 
Интерактивный 
Совместный 
Индивидуальное 
Развитие 
Работа в команде 
Семья

«Кайф»  
Обширно охватывающий  
Концептуальный  
Инновационный  
Играть с идеей  
Синергетика (1+1=3)  
Нужно думать крупно масштабно

Что думают  
другие по поводу  
этого типа

Расчетливый 
Холодная рыба  
Бесцеремонный  
Черствый  
Действует на нервы 
Властолюбивый 
Бесчувственный 
Жестокий  
Думает только о деньгах

Не может сам думать 
Неповоротливы 
Односторонний 
Разборчивый 
Рожденный 
ползать - летать не 
может 
Без фантазии

«Одуванчик» 
Мягкотелый 
Болтун 
Болтливый 
Трогательный 
Душка

Непоседа 
Полон мечты 
Фантаст 
Мечтатель 
Недисциплинирован 
Нереалистичный 
Задорный 
Сумасшедший


 

А «Аналитик». Стиль - логический, аналитический и ориентированный на результат. Ни одно решение не будет встречено без фактов, действительность - это сейчас. В крайнем случае тип А может быть даже крайне жестоким, вплоть до того, что успех оправдает средства. Успех - это прибыль предприятия. Менеджер типа А ожидает от своего персонала, что они оперируют фактами и свои решения основывают на логике, а не на интуиции и вдохновении. Для него рабочие, должны «функционировать» и не допускает никаких личностных факторов.

В «Организатор». Стиль - очень детализирует, структурирует, мелочный, не любит двусмысленности или неясности. Работы будут выполнены аккуратно и своевременно, сданы, как обговорено. Для него время - деньги. Менеджер В - типа ценит, когда следуют указаниям и он получает своевременно проекты, его бюро хорошо организовано и все тщательно документируется. Он трудно различает существенное от несущественного и поэтому быстро теряется в мелочах.

С «Психолог».Стиль - общительный, ориентирован на группу, для него люди - самое важное.Человеческие судьбы и чувства для него имеют большое значение, люди стоят у него на первом месте.  Для менеджера С - типа рабочее место должно быть дружелюбно и оставаться открытым для общения. Вне предприятия люди для него также важны. Клиент для него не просто какое-то порядковое число в базе данных, а настоящая личность, которая заслуживает особого внимания. У менеджера С - типа всегда открыты двери и когда возникает проблема - для него очевидно, что решение нужно находить осторожно и дипломатично.

D «Креативщик» . Стиль - интуитивный, целостный, авантюристический и любит рисковать. Менеджер D-типа ценит эксперименты. Для него нормально использовать как можно больше возможностей одновременно. Он восприимчивая натура, но мало структурированная. Он видит перспективу и избегает скороспелых решений. Его девиз гласит: «Когда имеются лучшие возможности, мы испытываем их», в то время как В -тип, противоположный к нему по диагонали, скажет: «Когда не испорчено, нечего ремонтировать».

С и D «Актер». Комбинированный стиль квадрантов является гибким, открытым и интуитивным. С и D стиль направлен на людей, предприимчивый и склонен к идеализму. Он одобряет контакты между сотрудниками, формирование самостоятельной команды, придает большее значение увлеченному рабочему климату. Работники, которые работают под началом этого менеджерского стиля чаще активно участвуют в принятии решений и имеют больше свободы, чем те, которые работают под началом доминантного стиля А и В.

 

 

Вопрос 2. Вербальные и невербальные средства общения

Виды общения  по средствам:

1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной  формой вербальных средств. Она разделяется  на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная  речь применяется при невозможности  устного общения или когда  необходима точность, выверенность каждого  слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 

 

Вопрос 3. Особенности управления мужской  и женской командой

 

Человеческую  цивилизацию всегда волновала проблема пола, и взгляды на мужчину и  женщину менялись постоянно. Вначале  все было ясно — мужчина годился  лишь для выполнения самых элементарных функций: изловить мамонта, затащить его  в пещеру, разделать, приготовить  из него что-то съедобное (на Востоке  и сейчас плов готовят только мужчины!), женщины же выполняли функции  руководителей и организаторов, т. е. менеджеров, а в свободное  время обсуждали политические и  спортивные новости. Амазонки еще иногда и воевали.

Были обоснованы выводы, что женщины значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют скрупулезно точно расчленить целое на его составные части и провести эмоциональный анализ элементов этого целого. Полнота и точность такого дифференциального анализа совершенно недостижимы для большинства мужчин.

Но  зато мужчины могут охватить событие  целиком, оценить основные, стратегические тенденции явления, установить обобщенную, интегрированную связь между  частями целого. Женщины видят деревья, мужчины — лес. Мужчины строят, а женщины обставляют. Право, как удивительно точно дополняют друг друга мужчина и женщина, и только благодаря этой гармонии человеческая цивилизация существует до сих пор.

Специалисты утверждают, что в денежных вопросах разумно всегда советоваться с женой, так как женщины от природы  менее доверчивы, чем мужчины. Женщины  изобретательнее мужчин в получении  денег и надежнее в их сохранении.

Об  интересном нюансе пишет Л. Питер  в своей знаменитой книге: в США  женщинам принадлежит более половины денег, обращающихся в стране, на них  выписано 65% счетов, в их руках 57% ценных бумаг, 74% домов, расположенных в  пригородных зонах, и 87,5% общей покупательной  способности приходится на женщин.

Для нас наиболее важными являются управленческие аспекты проблемы пола: особенности  мужского и женского подходов к руководству  коллективом и личностью, особенности  межличностных отношений с учетом специфики мужской и женской  психики и характерных черт интеллекта. Научных исследований в этой области  превеликое множество, и их обобщение  позволяет определить общую тенденцию, отбросив крайности в лице громогласных амбициозных матрон, эмансипированных «синих чулков» и женоподобных, инфантильных мужчин.

Самое большое разочарование женщины  в семье или на работе — если мужчина в своих поступках  не проявляет той мужественности, которой с атавистической надеждой ищет в нем женщина. И в свою очередь, мужчина всегда тоскует  о женственности, о возможности  защитить свою даму от невзгод, о ее скромности, преданности и грациозности.

Совершенно  очевидно, что положение мужчины  и женщины в социуме зависит  от принятых в данной среде стереотипов  поведения, от традиционных для данного  общества культурных, психологических  и социальных стандартов. Есть традиционно  мужские и традиционно женские  роли — должности, профессии, сферы  деятельности. В тех видах общественной деятельности, где требуется значительная речевая активность, мужчины чувствуют  себя более раскованно, а женщины, весьма смелые в женском коллективе, в присутствии мужчин ведут себя довольно робко и лишь в редких случаях являются неформальными  лидерами групп.

Подтверждением  этого является весьма скромная роль женщин — депутатов Государственной Думы нашей страны, в которой равенство социально-политических прав мужчин и женщин лишь декларируется, но никогда не реализуется.

Установлено также, что женщина-руководитель больше внимания уделяет отношениям между  членами коллектива, сфера межличностных  отношений ее волнует больше, чем  руководителя-мужчину. Женщина более  тонко реагирует на эмоциональный  климат в семье, в производственном коллективе и проявляет большую  чуткость в понимании душевного  состояния и морально-нравственных коллизий личности. В основе этого явления —апперцепция, т. е. соответствие восприятия, реакции на ситуацию жизненному опыту человека, его интересам, знаниям и ценностным ориентирам. Именно в бытовой и эмоциональной сфере женщина более тонко и чутко реагирует на любые изменения.

Еще одна несомненная особенность женского интеллекта, о которой мужчины  предпочитают не упоминать, — любознательность, стремление расширять свой кругозор через общение, контакты. Зайдите в музей, на выставку, на заседание какого-либо фонда — кого там больше, мужчин или женщин? А на экскурсиях, в туристических поездках? А «бабьи посиделки» в деревнях, ритуал «хождения в гости» в городах? Это социальное явление объясняется, конечно, не только женской любознательностью и желанием получить новую информацию (пусть даже сплетню), но и особым положением женщин в современном обществе — одиночество, увы, больше удел женщины, чем мужчины.

Скрытая дискриминация женщин прослеживается при изучении литературы о психологических и управленческих особенностях людей, занятых производственной или общественной деятельностью. Как-то само собой подразумевается, что руководитель, менеджер, исполнитель или общественный функционер — обязательно мужчина, и оценка поведенческих характеристик личности дается именно с мужских позиций. Особенности реакции женщины на внешнюю и внутреннюю среду, мотивация ее поступков рассматриваются значительно реже.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»