Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Типология сотрудников по Херманну: Аналитик, организатор, Психолог и Артист
Вопрос 2. Вербальные и невербальные средства общения
Вопрос 3. Особенности управления мужской и женской командой
Вопрос 4. Психологические особенности и индивидуальные различия в принятии управленческих решений
Вопрос 5. Влияние восприятия цвета, звуков, запаха на работоспособность и психологическое состояние человека

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 48.71 Кб (Скачать файл)

Наиболее  полно особенности психологии деловой  женщины исследовали ученые Гарвардской  школы бизнеса М. Хеннинг и  А. Жарден. Проведенные ими наблюдения выявили особенности женского мышления и восприятия при реализации женщинами  их производственных функций:

  • вследствие заниженной самооценки, повышенной самокритичности женщины позже мужчин решаются посвятить себя производственной деятельности, реже мужчин стремятся получить высокий общественный статус, престижные должности и ценят в карьере возможность личного роста и самосовершенствования;
  • женщины более ограничены в возможностях использовать в своей карьере неофициальные отношения, протекционизм, взаимную поддержку, в получении неформальной информации, т. е. то, чем весьма активно пользуются мужчины;
  • под влиянием общественных взглядов женщина изначально мирится с подчиненной ролью в семье и на работе, а для мужчин привычнее роль главы семьи, защитника и кормильца;
  • жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, и он считает себя вправе претендовать на ту или иную должность. Женщина должна постоянно доказыватьсебе и окружающим, что она способна выполнять свою работу и соответствует должности;
  • сложны и противоречивы духовный мир и система жизненных ценностей женщины. Несомненно, что женщина при всей ее эмоциональности весьма прагматична, здраво и без особых иллюзий смотрит на жизнь (французы шутят, что для любой женщины существует два мнения: ее собственное и... неправильное). Но одновременно она часто бывает и альтруистичной, старается как можно лучше выполнить свою работу и не всегда ищет личной выгоды;
  • женщины принципиально не любят рисковать, избегают новой работы, боясь не справиться с ней;
  • женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненнее реагируют на критику, грубость и личные оскорбления. Примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей — руководителя на работе и исполнителя дома.

Особенно  интересны выводы ученых относительно преуспевающих деловых женщин. Для  таких женщин характерны:

  • яркая индивидуальность. Такая женщина осознанно и с достоинством несет свой высокий титул — Женщина, и это исключает холодность, жесткость и мужеподобность. Она украшает и облагораживает любое общество, любую деловую встречу;
  • высокий уровень общей и интеллектуальной активности и в отличие от большинства мужчин постоянная забота о своей физической форме и внешности;
  • коллегиальность в принятии решений, охотное делегирование своих полномочий и при большом внимании к межличностным отношениям в коллективе отказ от мелочной опеки подчиненных;
  • умение оперативно переключаться с одной социальной роли (руководитель, деловая женщина) на другую (дочь, мать, жена);
  • уверенность в понимании, поддержке и помощи со стороны семьи.

Горькая правда в известном афоризме, что  по сравнению с мужчиной женщина  должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.

Обидно, что женщины сейчас управляют  производством, возглавляют банки  и корпорации, многого добиваются своим упорством и трудом, а  не правят миром, как встарь, только своей улыбкой... Мужчины, работавшие в женских коллективах, хорошо знают  неожиданность, спонтанность реакций  женщин на управляющее воздействие  и зыбкость эмоциональных связей в таких коллективах.

Специалисты в области управления, обдумывая методы воздействия на личность, способы мотивации поведения, обязаны учитывать важнейший фактор — особенности интеллекта и психики мужчин и женщин.

 

 

 

Вопрос 4. Психологические особенности и  индивидуальные различия в принятии управленческих решений

 

Принятие  управленческого решения — важнейший  этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских  способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной  работы является управленческое решение.

Управленческое  решение — директивный акт  целенаправленного воздействия  на объект управления, основанный на анализе  достоверных данных, характеризующих  конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели (т.е. поставлена цель, сформулирован ряд задач, предусмотрены  исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность).

Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается  решение. Обычно решения принимаются  или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности).

Существуют  и другие критерии классификации  управленческих решений:

  1. по времени управления на стратегические, тактические, оперативные;
  2. по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные;
  3. по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические;
  4. по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
  5. по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  6. по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  7. по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;
  8. по сложности: простые и сложные;
  9. по жесткости регламентации: контурные (приблизительно обозначают схему действия и дают подчиненным широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления), структурированные (предполагают инициативу со их стороны подчиненных лишь в решении второстепенных вопросов) и алгоритмические (практически исключают инициативу подчиненных).

Определенный  интерес представляет классификация  управленческих решений, которая выделяет организационные, интуитивные и  рациональные решения.

Любое решение связано с человеком, лидером управления, поэтому с  психологической точки зрения принятие решения — это всегда критический  момент поведенческого акта, связанного выбором, предпочтением (в каком-то отношении) одному варианту действий по сравнению с другими.

Принятие  решения можно определить как  процесс неслучайного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом  процесса принятия решений является само решение. В сущности, решение  — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже  знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуаций, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого.

Принимая  то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический  и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого  им решения являются не только хозяйственные  показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.

Процесс выработки и принятия решений  включает в себя следующие этапы:

  1. выработку и постановку цели;
  2. изучение проблемы на основе получаемой информации;
  3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  5. конкретизацию решения для его исполнителей.

Поведение в процессе принятия решения выражает психическую организацию и жизненный  опыт руководителя. Оно опосредовано социальными установками, нормами  и традициями, господствующими в  социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и  стиль принимаемых решений.

В науке выделены следующие индивидуальные стили принятия управленческих решений.

Решения уравновешенного типа свойственны  людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется  в том, что выдвижение гипотез  и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика  принятия решений наиболее продуктивна.

Импульсивные  решения характерны для людей, у  которых процесс построения гипотез  резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой  человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это приводит к тому, что процесс  принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые  недостаточно осмыслены и обоснованы.

Инертные  решения — результат очень  неуверенного и осторожного поиска. После появления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг  человек проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию процесса принятия решений во времени.

Рискованные решения напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями  индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через  этап обоснования гипотезы, то рискованные  все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность. В конечном итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

Решения осторожного типа характеризуются  особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает  множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща утверждающая оценка. Осторожные люди более чувствительным к отрицательным  последствиям своих действий, чем  к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая  линия осторожных — избежать ошибок. Для импульсивных, например, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и  менее чувствительны к неудачам.

 

 

 

Вопрос 5. Влияние восприятия цвета, звуков, запаха на работоспособность и психологическое  состояние человека

 

 

  В своей повседневной жизни мы не уделяем серьезное внимание некоторому сопутствующему фону – звукам, цвету, запаху. Мы просто воспринимаем их своими органами чувств. Нам может что-то нравиться или нет. Мы считаем это личным вкусом каждого, его индивидуальностью. Но ощущения и восприятия не являются случайными факторами нашего бытия. Они подчиняются правилам и законам природы, влияют на наше сознание, поведение, и наоборот. Крепкая взаимосвязь этих внешних факторов и наших поступков очевидна. Поэтому внимание науки к изучению областей психологии, связанных с этими правилами природы, растет с каждым днем. 

Вот некоторые из таких прикладных областей: 

1) Психоакустика – наука о природе восприятия звука. Наука, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. 

2) Хромология (цветология, наука о цветовосприятии) - научное направление, изучающее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие. 

3) Аромалогия (наука о запахах) – научное направление, изучающее состав и свойства летучих ароматных веществ, восприятие запахов человеком, животными и механизмы их влияния на живые существа. 

Влияние цвета на работоспособность.

На  психологический климат в коллективе огромное влияние оказывает цветовая гамма офисного помещения. Если офис находится на солнечной стороне, его желательно оформлять в холодные светлые тона, чтобы появилось  ощущение прохлады. Если же в комнату  не заглядывает солнце, то обстановку лучше сделать в теплых тонах. Стоит помнить: помещение, окрашенное в какой-либо чистый, насыщенный цвет, угнетающе действует на человека. Для сотрудников, интенсивно занимающихся умственным трудом, окраска стен, мебель должны способствовать сосредоточению внимания и препятствовать утомлению  глаз. Подходят успокаивающие, но не монотонные цвета: зеленый, серо-зеленый. Агрессивные цвета в предметах интерьера также нежелательны (например, красные телефоны и ручки) – они могут послужить причиной беспричинной раздражительности.

Влияние запахов можно использовать не только в продажах, но и для проведения успешных деловых переговоров. Так, запах розы прибавляет сговорчивости, мята пробуждает, ландыш расслабляет, апельсин стимулирует к принятию решения, а лимон (осторожно!) вызывает агрессивность. Даже с таким явлением как дебиторская задолженность можно справиться с помощью запахов. Известно, что в Америке и Англии уведомления об уплате налогов пропитываются особым составом с весьма неприятным запахом: такие квитанции оплачивают гораздо охотнее. Бизнес быстро подхватил удачный опыт государственных структур: одна экспедиционная компания в Бразилии посылает своим должникам письменные напоминания: первое - пропитано духами, второе пахнет гораздо хуже, а последующие - совсем отвратительно.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»