Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа
Долгие годы психология оперировала понятием некоего усреднённого социального субъекта, наделённого системой разнообразных функций, признаков, свойств. В анализе и описании личностных структур было не так уж и важно, является ли такой субъект неопытным или умудрённым, социально успешным или неуспешным, рефлексивным или импульсивным, довольным или недовольным жизнью и собой и т.д. Важна была его социальная типичность, возрастно-половые характеристики и т.п. Вероятно, именно это рождало среди практикующих психологов смутную неудовлетворённость, связанную с трудностями приложения обобщённых знаний о человеке к непосредственно воспринимаемым особенностям конкретных субъектов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Что представляет собой нарратив …………….……………………………..5
2. Что представляет собой метафора…………………………………………....6
3. Виды нарративов……………………………………………………………...7
4. Функции нарративов………………………………………………………….8
5. Использование нарратива в практике……………………………………….9
6. Критика нарративной практики…………………………………………….10
Глоссарий………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы…………………………………………….16
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Что представляет
собой нарратив …………….………………………
2. Что представляет собой метафора…………………………………………....6
3. Виды нарративов……………………………………………………
4. Функции нарративов……………………………………………………
5. Использование нарратива в практике……………………………………….9
6. Критика нарративной практики…………………………………………….10
Глоссарий………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….16
Введение.
Долгие
годы психология оперировала понятием
некоего усреднённого социального
субъекта, наделённого системой разнообразных
функций, признаков, свойств. В анализе
и описании личностных структур было
не так уж и важно, является ли такой
субъект неопытным или
В
последние годы, может быть, под
влиянием распространяющихся идей экзистенциальной
психологии и расширяющейся практики
консультирования, наметился поворот
к анализу уникального
Интерес
к индивидуальным самоописаниям
жизненного пути рождает и способы
их психологического исследования, разнообразные
модели интерпретации. Одной из быстро
развивающихся современных
Сущность нарративного подхода заключается в признании за культурными артефактами статуса повествовательных структур, понимании их как завершённых организованных текстов разных уровней и содержания. Его сторонники предлагают считать нарратив универсальной характеристикой любой культуры, поскольку все культуры аккумулируют и транслируют собственные опыт и системы смыслов и ценностей посредством текстов -- повествований, запечатлённых в мифах, легендах, сказках, эпосе, драмах и трагедиях, шутках, анекдотах, романах, системах бытовых и профессиональных дискурсов и т.д. Все культуры имеют "излюбленный" (канонический) набор этих текстов, подлежащий обязательному транслированию от поколения к поколению и в своих фрагментах присутствующий в любых дискурсах и текстах.
Правда, стоит отметить, что иногда смыслы и ценности так глубоко погружены в тексты процессами нарратизации и метафоризации опыта, что без специальной подготовки трудно извлекаемы из него (особенно из текстов других культур): это связано с тем, что получение целостной смысловой картины (образующей этнокультурную ментальность) связано с анализом не одного, а целой группы культурных текстов, "повествующих" об одном смысле или одной нравственной позиции.
1.
Что представляет собой
Нарратив, повествование — главная
форма, посредством которой вымысел
живет в культуре. С его помощью
мы придаем опыту форму и смысл,
упорядочиваем его посредством
выделения начала, середины, конца
и центральной темы. Человеческая
способность рассказывать истории
есть главный способ, каким людям
удается упорядочить и
Перформативное измерение
Этому обстоятельству и уделяется особое внимание постмодернистскими авторами, полагающими, что дискурс западной философии вкупе с корпусом ключевых документов либеральной демократии представлял собой гигантское логоцентрическое метаповествование, которое стремилось найти ответы на вопросы, имеющие смысл лишь в рамках его собственной системы значений. Когда мы, вместе с постмодернистскими авторами, смотрим на историю трех последних столетий с точки зрения того, какое место в ней занимали истории, понятые в смысле рассказов, нарративов, картина получается примерно такая. Тщательно размежевываясь с традиционными ценностями, эра модерности формирует ощущение, что людям не нужны ни консолидирующие их общие истории, ни внимание к их собственным индивидуальным историям жизни, а только универсальный человеческий разум. И большая история становится всеобщей, понимаемой как пространство воплощения разума. Неоднозначность этого процесса выражалась в том, что выработанный в культуре механизм самоопределения человека посредством помещения своей истории в контекст некоей большой истории продолжал в это время работать. Другое дело, что такие главенствующие в прошлом истории, как христианская или иудаистская, были оттеснены или вообще заменены историями нации или культуры, человечества или пролетариата. Особенностью таких модифицированных историй было причудливое переплетение в них нарративных и рационально дискурсивных компонентов. За счет последних они претендовали на статус рациональных теорий, но именно первые обусловливали их функционирование в качестве мировоззрений, их понятность и популярность.3
2. Что представляет собой метафора?
Метафора позволяет извлекать признаки из предмета, превращать мир предметов в мир смыслов. Интуитивно переживаемое чувство общности, похожести одного на другое обладает большой эвристической силой, позволяя глубже проникать в сущность познаваемой реальности, четче структурировать и систематизировать ее в рамках "образа мира".4 Человек способен не только уловить неявное сходство, но и создать его силой своего воображения, сопоставляя несопоставимое и соизмеряя несоизмеримое. Метафора позволяет сделать нечто меркой чего-либо другого и тем самым способствует сращиванию отдельных областей знаний о действительности друг с другом, концептуализации системы индивидуальных представлений в картине мира и, в конечном итоге, к формированию новых фрагментов действительности.
Связывая идеи, мыслившиеся до этого
как разнородные, метафора позволяет
использовать различные ассоциативные
системы и выходить за пределы
только лишь одного круга представлений,
ассимилировать новые взгляды и
идеи. Поэтому, истолковывая метафоры
клиента и предлагая ему
Метафора является характеристикой не только слова, но и действия, поскольку входя в фундамент существующих концептуальных систем, она определяет человеческое понимание событий, фактов, способов действия и т.д., а, следовательно, и поведение. Использование метафор сходно с цепной реакцией: они образуют нечто вроде кустовой системы и, выбрав один из элементов системы, человек вынужден использовать и соответствующие ему другие. Между различными метафорами складываются отношения следования, а потому форма описаний во многом определяется средствами описания. Однако сам их выбор зависит от особенностей описываемого объекта.5
3. Виды нарративов.
Виды нарратива удивительно
разнообразны и многоцветны: фольклорные
истории, эволюционные объяснения, басни,
мифы, сказки, оправдания действий, мемориальные
речи, объявления, извинения и т.д.
Бесчисленны жанры и формы
нарративных текстов. Вместе с тем
все они имеют некоторые общие
особенности независимо от того, сообщаются
ли они в монологах или диалогах,
в литературных или обычных историях,
устных или письменных текстах. В
своем общепринятом и обобщенном
смысле нарратив – это имя некоторого
ансамбля лингвистических и
4. Функции нарративов.
Функции нарративов разнообразны — упорядочивающая, информирующая, убеждающая, развлекающая, отвлекающая внимание. Вместе с тем нарратив способен выполнять ряд специфических, точнее, уникальных, функций: условно говоря, трансформирующей и темпоральной. По мнению Дж. Принса, уникальной является способность нарратива не просто отражать некую последовательность событий, но открывать либо изобретать то, что может произойти: «нарратив посредничает между законом того, что есть, и человеческой устремленностью к тому, что может быть». С еще большей силой значимость нарратива для конструирования возможных миров оттенена Ф. Кермоудом в работе «Происхождение скрытности. Интерпретация нарратива» (1979), в которой нарратив определяется как интерпретация принципиально «неуловимого» мира. Нарративы, как правило, отображают проблематичные отношения и ситуации с точки зрения драматических событий и характеров. Нарративная последовательность есть и «великий мнемоник», т. е., обладая компактной и выразительной формой, эффективно способствует запоминанию важных событий, их запечатлению в памяти человечества. Вместе с тем она, согласно Кермоуду, позволяет замалчивать «неуклюжие вопросы», не случайно историки предпочитают нарративы объяснениям.7
Представляя собой специфический тип знания, нарратив не просто регистрирует события, он конституирует и интерпретирует их как значимые части осмысленного целого, причем целым может быть ситуация или общество, проект или жизнь человека. Нарратив может дать объяснение судьбе индивида или народа, единству «я» или смыслу существования группы. Показывая, что разрозненные ситуации и события образуют одну означающую структуру (или наоборот), упорядочивая возможную реальность и связуя ее воедино присущим лишь ему способом, нарратив задает модели трансформации или переописания этой реальности.
Темпоральная функция
5.
Использование нарратива в
Практическая работа нарративного
подхода ведется
В
практической работе нарративные техники
используются не только как терапевтический,
но и как диагностический