Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Долгие годы психология оперировала понятием некоего усреднённого социального субъекта, наделённого системой разнообразных функций, признаков, свойств. В анализе и описании личностных структур было не так уж и важно, является ли такой субъект неопытным или умудрённым, социально успешным или неуспешным, рефлексивным или импульсивным, довольным или недовольным жизнью и собой и т.д. Важна была его социальная типичность, возрастно-половые характеристики и т.п. Вероятно, именно это рождало среди практикующих психологов смутную неудовлетворённость, связанную с трудностями приложения обобщённых знаний о человеке к непосредственно воспринимаемым особенностям конкретных субъектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Что представляет собой нарратив …………….……………………………..5
2. Что представляет собой метафора…………………………………………....6
3. Виды нарративов……………………………………………………………...7
4. Функции нарративов………………………………………………………….8
5. Использование нарратива в практике……………………………………….9
6. Критика нарративной практики…………………………………………….10
Глоссарий………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы…………………………………………….16

Файлы: 1 файл

теоритический материал по конс псих.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Что представляет  собой нарратив …………….……………………………..5

2. Что представляет собой метафора…………………………………………....6

3. Виды нарративов……………………………………………………………...7

4. Функции нарративов………………………………………………………….8

5. Использование нарратива в практике……………………………………….9

6. Критика нарративной практики…………………………………………….10

Глоссарий………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...15

Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Долгие  годы психология оперировала понятием некоего усреднённого социального  субъекта, наделённого системой разнообразных  функций, признаков, свойств. В анализе  и описании личностных структур было не так уж и важно, является ли такой  субъект неопытным или умудрённым, социально успешным или неуспешным, рефлексивным или импульсивным, довольным  или недовольным жизнью и собой  и т.д. Важна была его социальная типичность, возрастно-половые характеристики и т.п. Вероятно, именно это рождало  среди практикующих психологов смутную  неудовлетворённость, связанную с  трудностями приложения обобщённых знаний о человеке к непосредственно  воспринимаемым особенностям конкретных субъектов. Консультативная психология есть "психология конкретных случаев", каждый из которых в частностях может  значительно отличаться от усвоенного психологом в обучении общего концепта человека или характеристик субъекта с определёнными проблемами, но именно детали, частности и особенности  оказываются наиболее значимыми  при оказании человеку психологической  помощи.1

В последние годы, может быть, под  влиянием распространяющихся идей экзистенциальной психологии и расширяющейся практики консультирования, наметился поворот  к анализу уникального жизненного опыта, субъективных способов проживания жизни отдельным человеком, их осмысления и упорядочивания. Психологии снова  становится интересен отдельный  субъект с его уникальной автобиографией, найденными способами самоосознания, обретёнными смыслами существования. Тем самым становится актуальным тезис, что каждая судьба есть материал, на котором учится душа.

Интерес к индивидуальным самоописаниям  жизненного пути рождает и способы  их психологического исследования, разнообразные  модели интерпретации. Одной из быстро развивающихся современных тенденций  в анализе автобиографического  опыта является использование нарративного подхода, при котором жизненный путь каждой личности воспринимается как осмысленное целое, существующее для других в форме завершённой (или рассказанной как завершённой) истории, текста, рассказа, легенды о себе, индивидуальной "мифологии".

Сущность  нарративного подхода заключается  в признании за культурными артефактами  статуса повествовательных структур, понимании их как завершённых организованных текстов разных уровней и содержания. Его сторонники предлагают считать нарратив универсальной характеристикой любой культуры, поскольку все культуры аккумулируют и транслируют собственные опыт и системы смыслов и ценностей посредством текстов -- повествований, запечатлённых в мифах, легендах, сказках, эпосе, драмах и трагедиях, шутках, анекдотах, романах, системах бытовых и профессиональных дискурсов и т.д. Все культуры имеют "излюбленный" (канонический) набор этих текстов, подлежащий обязательному транслированию от поколения к поколению и в своих фрагментах присутствующий в любых дискурсах и текстах.

Правда, стоит отметить, что иногда смыслы и ценности так глубоко погружены  в тексты процессами нарратизации и  метафоризации опыта, что без  специальной подготовки трудно извлекаемы из него (особенно из текстов других культур): это связано с тем, что  получение целостной смысловой  картины (образующей этнокультурную ментальность) связано с анализом не одного, а  целой группы культурных текстов, "повествующих" об одном смысле или одной нравственной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что представляет собой нарратив?

Нарратив, повествование — главная  форма, посредством которой вымысел  живет в культуре. С его помощью  мы придаем опыту форму и смысл, упорядочиваем его посредством  выделения начала, середины, конца  и центральной темы. Человеческая способность рассказывать истории  есть главный способ, каким людям  удается упорядочить и осмыслить  окружающий мир. Не случайно критики  науки и философии хотят, чтобы  нарративы заменили теорию, чтобы метаповествования уступили место локальным повествованиям. Нарративы объединяют нашу культуру, так отчего же не позволить им делать свое дело? Вместе с тем повсеместность нарративов как социального механизма, повсеместность, удивительным образом сочетающаяся с их «местностью», то есть с локальными и исторически конкретными путями их восприятия, их социальная инструментальность, их прагматический потенциал, их авторитет привлекают людей, стоящих на самых разных идеологических позициях. Основой для нарративной психологии является идея о том, что «жизни и отношения людей формируются знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и которые привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта, а также определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями».2

Перформативное измерение нарративов открывает возможность их идеологического  использования не только в общекультурном пространстве, но и в рамках исследовательских  дисциплин — для формирования и продвижения вполне определенных образа человека, культуры, языка, истории. Люди склонны обманываться и впадать  в самообман, становиться жертвой  недоразумений и создавать самооправдывающие  дискурсы, так чтобы финальные  заключения были сделаны отнюдь не с нейтральной точки зрения. Так, истории сильно отличаются в зависимости  от того, рассказаны они «Востоком» либо «Западом», «богатыми» либо «бедными», «ими» или «нами».

Этому обстоятельству и уделяется  особое внимание постмодернистскими авторами, полагающими, что дискурс западной философии вкупе с корпусом ключевых документов либеральной демократии представлял собой гигантское логоцентрическое метаповествование, которое стремилось найти ответы на вопросы, имеющие  смысл лишь в рамках его собственной  системы значений. Когда мы, вместе с постмодернистскими авторами,  смотрим на историю трех последних столетий с точки зрения того, какое место в ней занимали истории, понятые в смысле рассказов, нарративов, картина получается примерно такая.  Тщательно размежевываясь с традиционными ценностями, эра модерности формирует ощущение, что людям не нужны ни консолидирующие их общие истории, ни внимание к их собственным индивидуальным историям жизни, а только универсальный человеческий разум. И большая история становится всеобщей, понимаемой как пространство воплощения разума. Неоднозначность этого процесса выражалась в том, что выработанный в культуре механизм самоопределения человека посредством помещения своей истории в контекст некоей большой истории продолжал в это время работать. Другое дело, что такие главенствующие в прошлом истории, как христианская или иудаистская, были оттеснены или вообще заменены историями нации или культуры, человечества или пролетариата. Особенностью таких модифицированных историй было причудливое переплетение в них нарративных и рационально дискурсивных компонентов. За счет последних они претендовали на статус рациональных теорий, но именно первые обусловливали их функционирование в качестве мировоззрений, их понятность и популярность.3

2. Что представляет собой  метафора?

Метафора позволяет извлекать  признаки из предмета, превращать мир  предметов в мир смыслов. Интуитивно переживаемое чувство общности, похожести  одного на другое обладает большой  эвристической силой, позволяя глубже проникать в сущность познаваемой  реальности, четче структурировать  и систематизировать ее в рамках "образа мира".4 Человек способен не только уловить неявное сходство, но и создать его силой своего воображения, сопоставляя несопоставимое и соизмеряя несоизмеримое. Метафора позволяет сделать нечто меркой чего-либо другого и тем самым способствует сращиванию отдельных областей знаний о действительности друг с другом, концептуализации системы индивидуальных представлений в картине мира и, в конечном итоге, к формированию новых фрагментов действительности.

Связывая идеи, мыслившиеся до этого  как разнородные, метафора позволяет  использовать различные ассоциативные  системы и выходить за пределы  только лишь одного круга представлений, ассимилировать новые взгляды и  идеи. Поэтому, истолковывая метафоры клиента и предлагая ему трактовку  его ситуации в метафорической форме, консультант стимулирует поиск  самостоятельного выхода из затруднительной  ситуации, "внедряет" в исходное понимание проблемы новые параметры. Кроме того, использование метафоры консультантом "привязывает" к  старым смыслам новые контексты, что обнаруживает новые смысловые  оттенки ситуации, а значит, порождает  новое ее понимание, новые переживания  и, в конечном счете, новое отношение  к ней и самому себе (как смысловому центру проблемы).

Метафора является характеристикой  не только слова, но и действия, поскольку входя в фундамент существующих концептуальных систем, она определяет человеческое понимание событий, фактов, способов действия и т.д., а, следовательно, и поведение. Использование метафор сходно с цепной реакцией: они образуют нечто вроде кустовой системы и, выбрав один из элементов системы, человек вынужден использовать и соответствующие ему другие. Между различными метафорами складываются отношения следования, а потому форма описаний во многом определяется средствами описания. Однако сам их выбор зависит от особенностей описываемого объекта.5

3. Виды нарративов.

Виды нарратива удивительно  разнообразны и многоцветны: фольклорные  истории, эволюционные объяснения, басни, мифы, сказки, оправдания действий, мемориальные речи, объявления, извинения и т.д. Бесчисленны жанры и формы  нарративных текстов. Вместе с тем  все они имеют некоторые общие  особенности независимо от того, сообщаются ли они в монологах или диалогах, в литературных или обычных историях, устных или письменных текстах. В  своем общепринятом и обобщенном смысле нарратив – это имя некоторого ансамбля лингвистических и психологических  структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого  индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных  способностей с лингвистическим  мастерством.6 Не последнюю роль играют здесь такие личностные характеристики, как любознательность, страсть и иногда одержимость. Когда сообщается нечто о некотором жизненном событии – затруднительном положении, намерении, когда рассказывается сон или сообщается о болезни или состоянии страха, обычно это принимает форму нарратива. Сообщение оказывается представленным в форме истории, рассказанной в соответствии с определенными соглашениями.

4. Функции нарративов.

Функции нарративов разнообразны —  упорядочивающая, информирующая, убеждающая, развлекающая, отвлекающая внимание. Вместе с тем нарратив способен выполнять  ряд специфических, точнее, уникальных, функций: условно говоря, трансформирующей и темпоральной. По мнению Дж. Принса, уникальной является способность нарратива  не просто отражать некую последовательность событий, но открывать либо изобретать то, что может произойти: «нарратив  посредничает между законом того, что есть, и человеческой устремленностью  к тому, что может быть». С еще большей силой значимость нарратива для конструирования возможных миров оттенена Ф. Кермоудом в работе «Происхождение скрытности. Интерпретация нарратива» (1979), в которой нарратив определяется как интерпретация принципиально «неуловимого» мира. Нарративы, как правило, отображают проблематичные отношения и ситуации с точки зрения драматических событий и характеров. Нарративная последовательность есть и «великий мнемоник», т. е., обладая компактной и выразительной формой, эффективно способствует запоминанию важных событий, их запечатлению в памяти человечества. Вместе с тем она, согласно Кермоуду, позволяет замалчивать «неуклюжие вопросы», не случайно историки предпочитают нарративы объяснениям.7

Представляя собой специфический  тип знания, нарратив не просто регистрирует события, он конституирует и интерпретирует их как значимые части осмысленного целого, причем целым может быть ситуация или общество, проект или  жизнь человека. Нарратив может дать объяснение судьбе индивида или народа, единству «я» или смыслу существования  группы. Показывая, что разрозненные ситуации и события образуют одну означающую структуру (или наоборот), упорядочивая возможную реальность и связуя ее воедино присущим лишь ему способом, нарратив задает модели трансформации или переописания этой реальности.

Темпоральная функция нарратива  состоит в том, что он является способом постижения времени: он выделяет различные моменты во времени  и устанавливает связь между  ними, позволяет усмотреть смысл  в самих временных последовательностях, указывает на финал, отчасти уже  содержащийся в начале истории, раскрывает значение времени, внося, так сказать, человеческие смыслы в его течение.

5. Использование нарратива в практике.

Практическая работа нарративного подхода ведется преимущественно  в русле психотерапии (и психологического консультирования) акцентуаций, депрессивных состояний и неврозов личности. 

В практической работе нарративные техники  используются не только как терапевтический, но и как диагностический инструмент.  В первом случае, на основе клиентских нарративов (в первую очередь, проблемного  нарратива, т.е. рассказа, содержащего  жалобу клиента), терапевтом выполняется  анализ повествовательных уровней, инстанций, основных актантов нарратива, его нарратора и наррататора  с целью установления характера  отношения между клиентом и его  собственным нарративом.  Из специфики  этих отношений следуют выводы о  психологическом портрете клиента, основных линий функционирования его  психики, организации поведения.  По сути, нарративная работа близка здесь к принципам функционирования проективных методик.  Следующим  этапом диагностической работы является установление источников именно такой  организации нарративов.  Это  выполняется за счет перекрестного  анализа нарративов, выделение ключевых позиций метанарратива клиента, наконец, выявления структурирующих  его речевую деятельность социальных конструктов.  Итогом диагностической  работы, проводимой либо терапевтом либо просто психодиагностом является представление  человека как индивидуального дискурса, имеющего свои формы функционирования и способного порождать новые  нарративы способами, определенными  несколькими основными индивидуальными  метанарративами и общими социальными  конструктами, интериоризированными индивидом  и работающими по законами художественного  текста. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"