Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука имеет свой объект и предает, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой - существуют своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и поведение людей, поскольку именно в них и проявляется психическое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……......
5
1. Понятие о психологии…………………………………………………………………
6
2. Психология как наука…………………………………………………………………..
8
3. Отрасли психологии……………………………………………………………………
10
4. Методы психологии…………………………………………………………………….
13
Заключение………………………………...………...………………………………….....
16
Список использованной литературы...……………………………………..................

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)


Оренбургский  филиал

Образовательного учреждения профсоюзов

высшего профессионального образования

«Академия труда и социальных отношений»

 

 

 

Факультет: заочный

Специальность: 080200 «Менеджмент»

наименование

Кафедра

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель    (подпись, дата)         Колкова Н.А.

 

Студентка

группы__11 М_            (подпись, дата)         Галиева В.В.

 

№ регистрации_________________

дата регистрации_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оренбург, 2013 г.

Задание на контрольную работу

по  дисциплине

«Психология»

 

 

 

Студент_Галиева Валентина Владимировна______________________________

группы___11 М_______________________________________________________

 

1 Номер зачетной книжки  студента__________________________________________

 

2 Номер варианта контрольной  работы____1___________________________________

 

3 Задания выбранного  варианта контрольной работы:

 

3.1 Письменно изложите вопрос «Психология как наука», используя учебники, учебные пособия, Интернет-ресурсы.

3.2 Отобразите отличие научных и житейских психологических знаний.

3.3 Напишите эссе, ответив на вопрос «Нужны ли человеку психологические знания»? Аргументируйте свою позицию.

 

4 Срок сдачи студентом  законченной работы «_30_»_ ____09______2013 г.

 

5 Дата выдачи задания «_27_»_____08_____2013 г.

 

6 Задание принял к  исполнению «_30_»______08_____2013 г.

 

Студент  Галиева В.В._______________________(подпись студента)

 

Руководитель Колкова Н.А.  ______________________(подпись руководителя)

 

АННОТАЦИЯ

 

     Контрольная работа содержит введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы (5 наименований), 1 приложение, 1 таблица и эссе на тему «Нужны ли человеку психологические знания». Основная часть контрольной работы изложена на 10 страницах персонального компьютера, текст контрольной работы оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии 10.

     В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по психологии, понятия, методы, отрасли и психологию как науку.

     В аналитической части работы представлена комплексная оценка понятия психологии, ее как научный, так и житейский смысл. Основные различия житейских и научных психологических знаний. Этапы становление психологии о душе, о сознании, о поведении. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Основные методы получения фактов в психологии, которые имеют ряд модификаций.

     В итоговом разделе контрольной работы предусмотрено заключительное описание психологии как науки имеющей историю, приемы и методы, научную базу, являющейся частью научного знания и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..……......

5

1. Понятие о психологии…………………………………………………………………

6

2. Психология как наука…………………………………………………………………..

8

3. Отрасли психологии……………………………………………………………………

10

4. Методы психологии…………………………………………………………………….

13

Заключение………………………………...………...………………………………….....

16

Список использованной литературы...……………………………………..................

18

Приложения………………………………………………………...………………………

19


 

  ВВЕДЕНИЕ

     Каждая наука имеет свой объект и предает, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой - существуют своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и поведение людей, поскольку именно в них и проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления ее исследований и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

     Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Выделившись в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в., она является чрезвычайно перспективной и в 111 тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ

     При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые – общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек – существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

     Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией», задолго до её систематического изучения.

     Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

     Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения – эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

     Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие?

     Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

     Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

     В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

     Основные различия житейских и научных психологических знаний.

     В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ  КАК НАУКА

     Так что же такое психология как наука?

     Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология- это наука о психике и психических явлений. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

     Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

     Второй этап – Психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

     Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

     Четвертый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

     Система знаний, именуемая психологией, полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в неё изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие, она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения, с учётом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

     Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда  рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерность развития трудовых навыков. Инженерная психология  изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психологии как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности лётчика, космонавта. Медицинская психология  изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии (нейропсихология, психофармакология и др.). В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения, как более частные входит патопсихология,  которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

     Психофизиология  изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология  - индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология  изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника и его перевоспитания. Военная психология  изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология спорта  рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населённых пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияние на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является  парапсихология  (традиционная психология обычно чётко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и др. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она именуется теоретической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения развития и проявления психических явлений. Результаты исследования в области обшей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психической науки.

     Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающей значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию с техническими науками, через педагогическую с педагогикой, через социальную - с общественными и социальными науками и т.д.).

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»