Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:55, контрольная работа
Каждая наука имеет свой объект и предает, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой - существуют своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и поведение людей, поскольку именно в них и проявляется психическое.
Введение…………………………………………………………………………..……......
5
1. Понятие о психологии…………………………………………………………………
6
2. Психология как наука…………………………………………………………………..
8
3. Отрасли психологии……………………………………………………………………
10
4. Методы психологии…………………………………………………………………….
13
Заключение………………………………...………...………………………………….....
16
Список использованной литературы...……………………………………..................
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. (См. приложение 1)
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включённое наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1. Определение задачи и цели (для чего?, с какой целью?) 2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) 3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?) 4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?) 5. Обработка и интеграция полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в 2 других метода - беседу и эксперимент.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринуждённая беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью - вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как к методу. Первое -непринуждённость. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить её в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даёт больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Одна из разновидностей наблюдения - самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности развития психических явлений.
Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, труда людей, причём люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается. Так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого.
Метод тестов - метод испытаний, установления определённых психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется и уровень развития определённых психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы и выявлять устойчивые психологические характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вместе взятые психические явления, которые субъективно представлены в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств, иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.
Есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей.
В системе наук психология занимает достойное место. Психология и философия, медицина, математика, физика, история, социология, педагогика взаимно дополняют друг друга, используют одни и те же методы, приемы и предмет изучения (человека и общественные явления).
Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике.
Среди отраслей психологии наиболее известны: общая психология и практическая психология. Направления практической психологии делятся на: психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое.
Таким образом, психология как наука имеет историю, предмет, приемы и методы, научную базу. Она является частью научного знания и практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Технические
науки
3.2 ОТЛИЧИЕ НАУЧНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ:
Научные психологические знания |
Житейские психологические знания |
| |
Знания обобщены |
Знания конкретны |
Знания рациональны |
Интуитивный характер знаний |
Знания накапливаются |
Передача знаний затруднена |
Знания ограничены | |
Знания постоянно расширяются |
Знания ограниченны |
3.3 ЭССЕ НА ТЕМУ: «НУЖНЫ ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ?»
В наше время вопрос о том, нужна ли человеку психология, имеет однозначный ответ. Конечно, нужна. Размышляя над проблемой, я переформулирую ее следующим образом: зачем человеку психологические знания?
Сегодня психология вошла в нашу жизнь очень плотно: в бытовом разговоре мы, не задумываясь, оперируем психологическими терминами, на телевидении ни одно ток-шоу не обходится без психолога, телефонная психологическая помощь есть в каждом более или менее цивилизованном городе. Однако, утверждать, что наше общество овладело психологической культурой, еще очень рано.
Сколько стрессов нас ожидает по пути на работу, в общественном транспорте, среди коллег, в ситуации общения с детьми, родными, просто незнакомыми людьми. Неумение сдерживать эмоции, незнание законов восприятия, общения, накопившиеся комплексы, справиться с которыми мы не умеем, - приводит нас не только в состояние раздражения, но и часто – к неврозам и, как итог – к несчастливой жизни. Между тем, большинство из этих проблем могли бы и не возникнуть, владей мы психологическим ликбезом.
Приведу один пример. Рассказала мне его одна очень уже немолодая знакомая. Произошла эта ситуация в далекие 80-е годы, накануне перестройки. Моя знакомая, назовем ее Елена, работала педагогом, занимала руководящую должность и по долгу службы оказалась однажды на длительных курсах усовершенствования в Ленинграде (нынешнем Санкт-Петербурге). Курс психологии им читал очень продвинутый и эрудированный преподаватель, побывавший в Европе и на Востоке, к тому же практикующий психолог, что и сейчас большая редкость. В общем, в качестве итогового зачета в группе был проведен двенадцатичасовой тренинг, в процессе которого Елена начисто избавилась от давнего своего комплекса по поводу внешности. Возникший интерес к психологии побудил ее накупить практических книжек, чтение которых кардинально поменяло ее жизнь, помогло избавиться от остальных комплексов, верно, выстроить взаимоотношения с учениками и коллегами. Словом, сейчас это успешная, привлекательная, и самое главное счастливая женщина.
Таким образом, знание основ психологии личности помогает человеку изучить и принять себя, верно, построить свои взаимоотношения с миром.
Психологи утверждают, что все наши проблемы – из детства. Создаются и закладываются наши комплексы в семье, детском садике, школе. Как часто бывает, что грубое слово или неверная интонация родителя, воспитателя, учителя калечит неустойчивую психику ребенка и оставляет травму на всю оставшуюся жизнь. И если ни у кого не возникает сомнения по поводу того, что педагоги должны владеть психологическими знаниями и уметь их применять, - то по поводу родителей в нашем обществе немного другая установка. Педагог Елена, о которой я упоминала выше, часто общается с родителями «трудных» подростков и с горечью рассказывает о том, что они искренне не понимают, почему дети выросли «трудными». «Сыты, одеты, обуты, при айфонах и компьютерах, что еще надо?», - сетуют матери и отцы. А надо внимание к внутреннему миру, понимание и помощь, и не сейчас, а с первого дня рождения. Поэтому мне кажется, что родителей чуть ли не в законодательном порядке следует заставить изучать азы возрастной психологии, ведь «неуд» по этому предмету дорого обходится детям.
Человек – существо общественное, коллективное. Начиная с группы в детском саду, школьного класса, студенческой группы, - заканчивая трудовым коллективом. Почему в любом обществе - наряду с всеобщими любимцами, заводилами и обаяшками – всегда найдутся незаметные, серые изгои, жизни которых в коллективе не позавидуешь? От чего зависит успех или неуспех в человеческом обществе? Как добиться внимания и расположения одноклассников, одногруппников, коллег? На эти вопросы отвечает социальная психология. Знание ее основ необходимо не только членам коллектива, но (даже в большей степени) – его руководителям. Ведь от климата внутри коллектива напрямую зависит успешность и рентабельность его работы. Не случайно умные менеджеры в «продвинутых» фирмах не только сами ориентируются в основах психологии, но и вводят в штат психологов, которые проводят исследования, тренинги, консультации, дают рекомендации. Опыт показывает, что такие затраты окупаются с лихвой и положительно сказываются на рентабельности и конкурентоспособности фирмы.
Известная психологическая шутка о том, что нормальных людей в мире нет, есть недообследованные, как и все шутки, содержит долю правды. В самом деле, мы несем по жизни груз проблем. Облегчить этот груз, сделать шаг на пути самопознания помогут психологические знания.