Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:59, контрольная работа
1.Предмет и задачи психологии социально-правовой деятельности.
2.Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности.
3.Технология ведения телефонных коммуникаций.
4.Подготовьте сообщение на предложенную тему: «Как остановить хищение в организации?»
Псковский
кооперативный техникум
Заочное
отделение
Психология
соцорганов
Результаты проверки работы
______________________________
Оценка ______________________________
______________________________
Оглавление
Вопросы 1, 16, 32, 46.
1.Предмет и
задачи психологии социально-
2.Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности.
3.Технология
ведения телефонных
4.Подготовьте
сообщение на предложенную
1.Предмет
и задачи психологии
социально-правовой
деятельности.
Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.
Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект — это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет — это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.
Объектом
психологической науки
В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и науки, употребление этих терминов как синонимов. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет). Представляется, что такой подход недостаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.
Исследование предмета юридической психологии представляется необходимым начать с предмета обшей психологии. А.Н. Леонтьев в определении предмета психологии исходил из ее эмпирической основы — явления отражения действительности. Предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступают порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов. А.Р, Лурия предметом психологии считал психическую деятельность человека, ее законы.
Основные учебники психологии для вузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека - конкретно-исторической личности в частности или психологические факты, закономерности и механизмы психики. Этот ряд можно продолжать.
При определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли отмечается много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях - деятельности, общения отражения, личности или системного подхода.
Однако
определение предмета отраслевых психологических
наук возникших и развивающихся
на стыках с другими науками, невозможно
без учета предметов этих наук.
Например, при определении предмета
юридической психологии необходимо
учитывать и предмет
Предмет
юридической психологии - явление
комплексное, т. е. имеется в виду
комплексность не только процесса или
технологии познания в этой сфере, но
и самого предмета познания. Для
анализа этой проблемы необходимо хотя
бы кратко рассмотреть существующие
в юридической психологии подходы
к определению предмета этой науки.
Ведь от определения предмета в прямой
зависимости находится весь последующий
процесс изложения курса
А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что предметом судебной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. При осуществлении производства по делу и выполнении различных функций в уголовном процессе предметом правовой психологии являются психологические закономерности общественных отношений урегулированных правом. В работах последнего времени А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.
Другой из основоположников юридической психологии - А.В. Дулов отмечал, что предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей. В соответствии с этим, предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономерностей формирования психических свойств человека. Прикладные отрасли психологической науки, к которой относится и юридическая психология (в терминологии А.В. Дулова - судебная психология), призваны конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека. Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.
Третий
теоретик в области юридической
психологии — В.Л. Васильев полагает,
что предмет юридической
Представляются правильными, по мнению автора, рассуждения Столяренко А.М. об органической связи всей сферы права с психологией и невозможности укрепить правопорядок, бороться с преступлениями, не считаясь с психологическими факторами, ибо любой закон живет и действует лишь тогда, когда люди его понимают, хотят и могут выполнить. Этот же автор отмечает, что поскольку юридическая психология - «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части - так, как понимает свой предмет психологическая наука. Соображения о двойственном подходе к предмету юридической психологии весьма интересны и совпадают с нашим мнением. Мы считаем, что предмет юридической психологии — это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту своеобразную совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лии, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие — процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические — правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.
Исходя из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов науки, к задачам юридической психологии можно отнести:
1. Исследование
структурных элементов
2. Изучение
методологических и
3. Разработка
практических рекомендаций для
юристов-практиков по
4. Теоретическое
и методическое обеспечение
5. Обеспечение
практики специальным
Исследуя
проблему предмета, задач и системы
юридической психологии, мы исходим
из принципиального положения, что
психологические закономерности в
области правоприменительной
В Общей части юридической психологии излагаются предмет, история, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии.
Особенная
часть юридической психологии, которую
часто называют судебной психологией,
состоит из следующих разделов: правовая
психология, криминальная психология,
психология потерпевшего, психология
правонарушений несовершеннолетних, психология
предварительного расследования, психология
судебного процесса, судебно-психологическая
экспертиза и исправительная (пенитенциарная)
психология. Юридическая психология
— это самостоятельная
Следует отметить, что наряду с развитием криминальной психологии, психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психологии предварительного расследования и других проблем, входящих в структуру Особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных ее сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.
В заключение
нам следует отметить, что для
оптимизации правоохранительной деятельности
необходимы: с одной стороны, подробное
описание всех сторон этой сложной
профессиональной деятельности, личностных
качеств и навыков, и с другой
- научно обоснованные рекомендации о
соответствии конкретной человеческой
личности объективным требованиям,
предъявляемым к профессии
2.Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности.
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: “Чего хочет человек?», “К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения
людей лежат потребности. Потребность
- это переживаемая человеком нужда,
удовлетворение которой жизненно важно
для его существования, сохранения
целостности его личности или
развития индивидуальности. Человек
для своего существования, развития
и совершенствования нуждается
в активности и средствах для
удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В
настоящее время выделяют материальные
потребности (в пище, одежде, жилище, тепле
и т. д.) и духовные потребности (в общественной
жизни, труде, общении, приобретении знаний,
творчестве и т. п.)*.
Любая классификация потребностей условна.
Все человеческие потребности социально
обусловлены. Потребности являются главным
фундаментом, на котором строится вся
психическая деятельность человека, его
ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно
примыкает система таких побудительных
факторов, как убеждения, взгляды, стремления,
интересы, идеалы. Эта система соотнесенная
с потребностями и становится мотивацией
поведения. Мотивации, не исходящей из
потребностей, не существует. Вместе с
тем потребность, не ставшая мотивацией,
вполне возможна, она нередко формируется
в организме и в психике индивида. Так,
например, потребность организма в витаминах,
не осознаваемая человеком, не становится
мотивацией.
Потребность, прошедшая через систему
побудительных факторов и осознанная
человеком, становится мотивом поведения.
«Мотив - это осознанное побуждение для
определенного действия собственно и
формируется по мере того, как человек
учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства,
в которых он находится, и осознает цель,
которая перед ним встает; из отношения
к ним и рождается мотив его конкретной
содержательности, необходимой для реального
жизненного действия»*.
В целях дифференцирования побудительных
сил человека следует выделять его осознанные
и неосознанные побуждения, то есть мотивы.
Это имеет большое значение для оценки
изучаемого лица. Осознанные побуждения
реализуются после длительного обдумывания.
Неосознанные побуждения реализуются
автоматически на основе усвоенного личностью
прошлого опыта. Такие побуждения представляют
собой систему установок.