Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:08, контрольная работа
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Введение…………………………………………………….…………….3
1. Общая характеристика эмоций и чувств………….………………….4
2. Эмоциональное состояние и высшие чувства.……………………...10
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека …………….14
Заключение…………………………………………………...………….24
Список использованной литератур.……………………………………25
В
жизни личности большое значение
имеют эмоциональные состояния.
На определенный период времени они
окрашивают всю психическую деятельность
человека и обнаруживаются в различающихся
по степени интенсивности
В
эмоциональных состояниях раскрываются
как типичные для человека особенности
поведения, так и случайные, не характерные
для него психические проявления.
В типичных для человека эмоциональных
состояниях выражаются индивидуально-типологические
особенности личности. Так, например,
меланхолики склонны к
Настроение
- это более или менее длительное
и устойчивое эмоциональное состояние,
окрашивающее все другие переживания
и деятельность человека. Настроения
отличаются разной степенью продолжительности,
выраженности, осознанности. Поэтому
говорят о переходящем и
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.
Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-
типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных
особенностей личности, а
вызваны стечением
Все эмоциональные состояния
носят переходящий характер. Но типичные
состояния встречаются у
Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
Настроение - это более
или менее длительное и
Поэтому говорят о переходящем
и устойчивом настроении. Особую группу
составляют высшие чувства, в которых
заключено все богатство
Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом.
К высшим чувствам
относятся также эстетические
чувства, предполагающие
Примером эмпирической классификации может служит различение десяти “фундаментальных” эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество. К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Эмоции следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных “ценных” эмоций:
1.альтруистические, 2.коммуникативные, 3.глорические, 4.праксические, 5.пугнические, 6.романтические, 7.гностические, 8.эстетические, 9.гедонистические, 10.акизитивные.
Эмпирически на основе формы непосредственного переживания выделены такие чувства: счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида.
Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.
Аффекты — это особо
выраженные эмоциональные состояния,
сопровождаемые видимыми изменениями
в поведении человека, который
их испытывает. Аффект не предшествует
поведению, а как бы сдвинут на
его конец. Это реакция, которая
возникает в результате уже совершенного
действия или поступка и выражает
собой его субъективную эмоциональную
окраску с точки зрения того, в
какой степени в итоге
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.
Стресс
- это такое эмоциональное
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.
Стресс - Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Стрессовыми состояниями
будут действия в условиях риска,
необходимость принимать
Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли.
Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющего опыта.
Виды стрессов.
Изучение адаптационных
процессов тесно связано с
представления об
Известный зарубежный психолог
Ганс Селье, основоположник западного
учения о стрессах и нервных расстройствах,
определил следующие стадии стресса
как процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие
(стадия тревоги);
2) максимально эффективная
адаптация (стадия
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Одним из факторов стресса
является эмоциональная напряженность,
которая физиологически выражается
в изменениях эндокринной системы
человека. К примеру, при экспериментальных
исследованиях в клиниках больных
было установлено, что люди, постоянно
находящиеся в нервном
Основные черты психического стресса:
1) стресс — состояние
организма, его возникновение
предполагает взаимодействие
2) стресс — более напряженное
состояние, чем обычное
3) явления стресса имеют
место тогда, когда нормальная
адаптивная реакция
Так как стресс возник главным
образом именно от восприятия угрозы,
то его возникновение в
Вообще, так как индивидуумы
не похожи друг на друга, от фактора
личности зависит очень много. К
примеру, в системе “человек-среда”
уровень эмоциональной
При любом нарушении
Тревога, обозначаемая как:
— ощущение неопределенной угрозы;
— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
— неопределенное беспокойство,
представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.