Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………….3
1. Общая характеристика эмоций и чувств………….………………….4
2. Эмоциональное состояние и высшие чувства.……………………...10
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека …………….14
Заключение…………………………………………………...………….24
Список использованной литератур.……………………………………25

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они  окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся  по степени интенсивности настроениях  и аффективных состояниях. Эмоциональные  состояния не только зависят от характера  протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние  на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую  деятельность человека.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности  поведения, так и случайные, не характерные  для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных  состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников  отличает жизнерадостное, бодрое состояние  духа. Случайные эмоциональные состояния  не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением  обстоятельств, особенностями сложившейся  ситуации. 

Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания  и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому  говорят о переходящем и устойчивом настроении.

Длительное  настроение может окрашивать поведение  человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда  складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Настроение  всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая  деятельность. Однако не всегда эти  причины осознаются. У разных людей  настроение по-разному выражается в  поведении. Особенности волевой  регуляции определяют характер владения и управления своим настроением.

Эмоциональное состояние  может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и  случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-

типологические особенности  личности. Так, например, меланхолики  склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные  эмоциональные состояния не отражают существенных

особенностей личности, а  вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного  человека.

Все эмоциональные состояния  носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

 Настроение - это более  или менее длительное и устойчивое  эмоциональное состояние, окрашивающее  все другие переживания и деятельность  человека. Настроения отличаются  разной степенью продолжительности,  выраженности, осознанности.

Поэтому говорят о переходящем  и устойчивом настроении. Особую группу составляют высшие чувства, в которых  заключено все богатство эмоциональных  отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному  классу, к другим людям, к самому себе.

Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом  является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди  высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с  деятельностью: трудом, учением, спортом.

 К высшим чувствам  относятся также эстетические  чувства, предполагающие осознанную  или неосознанную способность  при восприятии явлений окружающей  действительности руководствоваться  понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства  возникают в единстве с нравственными  чувствами и обогащаются в  связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации  может служит различение десяти “фундаментальных”  эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный  субстрат, экспрессию и субъективное качество. К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции следовательно  и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым  выделены следующие виды подобных “ценных” эмоций:

1.альтруистические, 2.коммуникативные, 3.глорические, 4.праксические, 5.пугнические, 6.романтические, 7.гностические, 8.эстетические, 9.гедонистические, 10.акизитивные.

Эмпирически на основе формы  непосредственного переживания  выделены такие чувства: счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида.

Отсутствие исчерпывающей  классификации чувств объясняется  большим их разнообразием, а также  их исторической изменчивостью.

Аффекты — это особо  выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая  возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную  окраску с точки зрения того, в  какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь  поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных  комплексов, выражающих собой целостность  восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения  и чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять  сильные и устойчивые следы в  долговременной памяти. В отличие  от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной  и оперативной памятью. Эмоциональная  напряженность, накапливаемая в  результате возникновения аффекгогенных  ситуаций, может суммироваться и  рано или поздно, если ей вовремя  не дать выхода, привести к сильной  и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Страсть — еще один вид  сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть  представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может  стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в  сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил  личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

 

Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека.

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной  и напряженной обстановкой.

В стрессовом состоянии может с  трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение  внимания, может наступить даже общее  торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и  привычки остаются без изменения  и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д.

Стресс характеризуется  наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги  и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все  “за” и “против”. Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая  затем переходит в страх, и  за фазой тревоги сразу наступает  фаза истощения.

Стресс - Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Стрессовыми состояниями  будут действия в условиях риска, необходимость принимать самостоятельно быстрое решение, мгновенные реакции  при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

Однако у ряда людей  незначительный стресс может вызвать  прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в  стрессовой обстановке во многом зависит  от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющего опыта.

    Виды стрессов.

    Изучение адаптационных  процессов тесно связано с  представления об эмоциональном  напряжении и стрессе. Это послужило  основанием для определения стресса  как неспецифической реакции  организма на предъявляемые ему  требования, и рассмотрение его  как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного  учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса  как процесса: 
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная  адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного  процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы  человека. К примеру, при экспериментальных  исследованиях в клиниках больных  было установлено, что люди, постоянно  находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние  организма, его возникновение  предполагает взаимодействие между  организмом и средой;

2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют  место тогда, когда нормальная  адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным  образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия  вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность  психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование  самой системы потребностей является источником тревоги.

Тревога, обозначаемая как:

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

— неопределенное беспокойство,

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги  и обуславливает ее биологическое  значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"