Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:08, контрольная работа
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Введение…………………………………………………….…………….3
1. Общая характеристика эмоций и чувств………….………………….4
2. Эмоциональное состояние и высшие чувства.……………………...10
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека …………….14
Заключение…………………………………………………...………….24
Список использованной литератур.……………………………………25
Тревога может играть охранительную
и мотивационную роль, сопоставимую
с ролью боли. С возникновением
тревоги связывают усиление поведенческой
активности, изменение характера
поведения или включение
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итогезависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1) ощущение внутренней
напряженности — не имеет ярко
выраженного оттенка угрозы, служит
лишь сигналом ее приближения,
создавая тягостный душевный
дискомфорт;
2) гиперестезические реакции — тревога
нарастает, ранее нейтральные стимулы
приобретают негативную окраску, повышается
раздражительность;
3) собственно тревога — центральный элемент
рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением
неопределенной угрозы. Характерный признак
: невозможность определить характер угрозы,
предсказать время ее возникновения. Часто
происходит неадекватная логическая переработка,
в результате которой из-за нехватки фактов
выдается неправильный вывод;
4) страх — тревога, конкретизированная
на определенном объекте. Хотя объекты,
с которыми связывается тревога могут
и не быть ее причиной, у субъекта создается
представление о том, что тревогу можно
устранить определенными действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся
катастрофы — нарастание интенсивности
тревожных расстройств приводит субъекта
к представлению о невозможности предотвращения
грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая
тревогой дезорганизация достигает максимума,
и возможность целенаправленной деятельности
исчезает.
При пароксизмальном нарастании
тревоги все указанные явления
можно наблюдать в течении
одного пароксизма, в других же случаях
их смена происходит постепенно.
Для изучения тревоги вызывается набиралась
группа испытуемых-добровольцев, у которых
вызвали стресс экспериментально, основываясь
на эффекте плацебо.
Тревожная реакция имела
место у подавляющего большинства
используемых, что наглядно демонстрирует
эффективность психической
Адаптивность при низком уровне тревоги:
Испытуемые зрелого возраста
54%
36%
10%
Испытуемые юношеского возраста
73%
24%
3%
Адаптивность при высоком
уровне тревоги:
Испытуемые зрелого возраста
4%
44%
52%
Испытуемые юношеского возраста
19%
38%
41%
Таким образом, мы видим, что
молодёжь более адаптивна и менее
подвержена воздействию внешней
тревоги, чем люди старшего поколения.
Из этого следует сделать вывод
о том, что чем гибче выстроена
нервно-психическая система
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит
к повышению интенсивности
1) аллопсихический механизм — действует,
когда происходит модификация поведенческой
активности. Способ действия : изменение
ситуации или уход из нее.
2) интрапсихический механизм — обеспечивает
редукцию тревоги благодаря переориентации
личности.
Существует несколько
типов защит, которые используются
интрапсихическим механизмом психической
адаптации:
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих
тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание
исходных потребностей;
4) концептуализация.
Организация эмоционального стресса предполагает
затруднение реализации мотивизации,
блокаду мотивированного поведения, т.е.
фруструацию. Совокупность фруструации,
тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической
и интрапсихической адаптациями и составляет
основное тело стресса.
Эффективная психическая адаптация представляет
собой одну из предпосылок к успешной
профессиональной деятельности.
Важными факторами, улучшающими
психическую адаптацию в
В связи с вышесказанным
становится очевидным, что без исследований
психической адаптации будет
неполным рассмотрение любой проблемы
психического несоответствия, а анализ
описанных аспектов адаптационного
процесса представляется неотъемлемой
частью психологии человека.
Особенности протекания фрустрации
зависят от возможной разрядки возникшего
напряжения. Фрустрация может ослабевать,
исчезать или усиливаться. Если чрезмерное
напряжение не может завершиться
разрядкой, то фрустрация наступает
в других неадекватных условиях. Так,
раздражительность, досада, озлобленность
могут разредиться на совершенно
невинных людях, друзьях, товарищах, членах
семьи. Фрустрация (обман, тщетное ожидание) —
негативное психическое состояние, которое
обусловлено невозможностью удовлетворения
тех или иных потребностей. Проявляется
в переживаниях разочарования, тревоги,
раздражительности, наконец, отчаянии.
Эффективность деятельности при этом
существенно снижается, возможен полный
отказ от нее.
Стрессоустойчивость — это умение эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохая приспособленность для работы в организациях с устоявшимися традициями.
Заключение.
Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
У человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.
В обществе, помимо членораздельного
языка, выполняющего функции накопления,
организации и передачи опыта, существует
еще язык выразительных движений,
функция которого заключается в
непосредственном выражении того, что
чувствует человек. Этим языком в
совершенстве овладевают актеры, приобретая
способность пластически
Список использованной литературы.
* Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.
* Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.
* Левитов Н. Д. о
психических состояниях
* Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1961.
* Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
* Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / (Ред.) Леви Л. Эмоциональный стресс. Л., 1970;Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
* Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971.