Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………….3
1. Общая характеристика эмоций и чувств………….………………….4
2. Эмоциональное состояние и высшие чувства.……………………...10
3. Стресс и фрустрация. Стрессоустойчивость человека …………….14
Заключение…………………………………………………...………….24
Список использованной литератур.……………………………………25

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

Тревога может играть охранительную  и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога  может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными  формами поведения.

В отличие от боли тревога  — это сигнал опасности, которая  еще не реализована. Прогнозирование  этой ситуации носит вероятностный  характер, а в конечном итогезависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность  тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению  поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким  образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния  и поведения, обусловленных психическим  стрессом.

Профессор Березин определил  тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической  адаптации:

1) ощущение внутренней  напряженности — не имеет ярко  выраженного оттенка угрозы, служит  лишь сигналом ее приближения,  создавая тягостный душевный  дискомфорт; 
2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность; 
3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод; 
4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями; 
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события; 
6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления  можно наблюдать в течении  одного пароксизма, в других же случаях  их смена происходит постепенно. 
Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо.

Тревожная реакция имела  место у подавляющего большинства  используемых, что наглядно демонстрирует  эффективность психической адаптации  у испытуемых при низком и высоком  уровне тревоги, в зрелом и юношеском  возрасте.

Адаптивность при низком уровне тревоги:

Испытуемые зрелого возраста 
54% 
36% 
10%

Испытуемые юношеского возраста 
73% 
24% 
3%

Адаптивность при высоком  уровне тревоги: 
Испытуемые зрелого возраста 
4% 
44% 
52%

Испытуемые юношеского возраста 
19% 
38% 
41%

Таким образом, мы видим, что  молодёжь более адаптивна и менее  подвержена воздействию внешней  тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод  о том, что чем гибче выстроена  нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем  легче происходит процесс адаптации  и менее болезненно переносятся  стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся  Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно  соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который  в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального  старения. Любой стресс, особенно вызванный  бесплодными усилиями, оставляет  после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает  признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение  мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных  механизмов, которые приведены ниже: 
1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия : изменение ситуации или уход из нее. 
2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько  типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической  адаптации: 
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу; 
2) фиксация тревоги на определенных стимулах; 
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей; 
4) концептуализация.                                                                                                    Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений. 
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.                                           Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.                                                                     Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие. 
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.                                                                        В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими  психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные  отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным  становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет  неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.                                    Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.                                                                        Фрустрация-крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.                                                                          Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.                            Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.                                В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»),

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться  разрядкой, то фрустрация наступает  в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность  могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи. Фрустрация (обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое обусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, возможен полный отказ от нее.                                                                                         Стрессоустойчивость — это термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.                                                                             Высокий уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональной), по мнению специалистов в области психологии управления, относится к числу профессионально важных качеств руководителя.                                                                   Факторы влияющие на стрессоустойчивость могут быть связаны непосредственно с работой (недостатки организационных структур управления, проблемы делегирования полномочий, перенапряжения в период хронической полосы трудностей и чрезвычайных ситуаций, объективной необходимости выполнять часть работы за своих подчиненных, например, заболевших заместителей и т. п.), или вызваны свойствами личности самого руководителя (тщеславие, нетерпимость, чрезмерное самолюбие, максимализм в постановке целей, особенности темперамента). Стрессоустойчивость — это качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Однако если условий и времени для выработки такого качества нет, руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости будет приносить ущерб и себе, и делу, и производству.                                                                                                    Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на 4 группы:

  • Стрессонеустойчивые: характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них — стресс.
  • Стрессотренируемые: готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.
  • Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
  • Стрессоустойчивые:  представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер они не носили длительный или мгновенный.  Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное является чуждым и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости.

 

 Стрессоустойчивость — это умение эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохая приспособленность для работы в организациях с устоявшимися традициями.

 

Заключение.

Богатство собственных переживаний  личности помогает ей более глубоко  понять происходящее, более тонко  проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более  глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

У человека существует готовность к  определенного рода реакциям, или, иначе  говоря, готовность к более легкому  научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными  нормами; благодаря научению возникают  также и такие реакции, которые  могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.

В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в  непосредственном выражении того, что  чувствует человек. Этим языком в  совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного  намерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

* Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.

*  Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

*  Левитов Н. Д. о  психических состояниях человека. М., 1964.

 

*  Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1961.

 

*  Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

 

*  Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / (Ред.) Леви Л. Эмоциональный стресс. Л., 1970;Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

*  Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 1971.




Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"