Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

В правовом сознании личности объединены отражательные и регуляторные сферы психики. Правосознание можно охарактеризовать как концептуальную (внутреннюю, интеллектуальную) модель субъекта, в которой, с одной стороны, отражается сущность правовых норм общества, а с другой – формируются программы целенаправленной правоисполнительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.Вар8.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

Вариант 8

  1. Психологическое воздействие правовых норм на поведение личности

В правовом сознании личности объединены отражательные и регуляторные сферы психики. Правосознание можно  охарактеризовать как концептуальную (внутреннюю, интеллектуальную) модель субъекта, в которой, с одной стороны, отражается сущность правовых норм общества, а с другой – формируются программы  целенаправленной правоисполнительной деятельности. Психологический механизм взаимодействия отражательной (теоретической) сферы правосознания с ее регуляторной сферой представляется чрезвычайно сложным, но он получает свое раскрытие благодаря методам системного анализа. Одним из примеров применения системно-деятельностного анализа может служить теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Применение этого метода позволяет глубже раскрыть этапы развития правового сознания личности.

Формирование теоретических  правовых знаний означает переход от внешних подражательных актов правопослушного поведения к их интериоризации, т.е. переводу в план внутренних интеллектуальных действий, образующих в своей совокупности ориентировочную основу сознательно регулируемого правового поведения. Содержание такой ориентировочной основы (концептуальной модели) определяет характер совершаемых субъектом практических действий – их экстериоризацию в соответствии с усвоенными нормами морали и права. Приобретенный субъектом опыт практической правопослушной деятельности, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на преобразование и совершенствование внутренней интеллектуальной модели.

Теория функциональных систем П.И. Анохина позволяет представить  структурно-функциональную модель целенаправленной деятельности как саморегулирующейся системы.

Правосознание личности в  процессе своего развития и функционирования также выступает как сложная  саморегулирующаяся функциональная система  поведения, которая включает в себя процессы приема и переработки правовой информации.

В работе этой системы можно  выделить несколько основных функций:

– прием и отбор социально  значимой информации, формирование концептуальной модели (правовых знаний);

– мотивированность, т.е. опосредованность ранее усвоенных субъектом интересов, установок, ценностных ориентаций;

– целенаправленность на определенные действия, формирование программы поведения  и выбор способов действий;

– прогнозирование, предвидение  конечного результата действий, их социальных и личностных последствий;

– осуществление нормативных  поступков;

– самоконтроль на основе последовательного  соотнесения наблюдаемых результатов  с эталонными представлениями о  правовых нормах поведения;

– оценка полученного конечного  результата путем его сопоставления  с представлениями цели;

– коррекция и нормативная  перестройка поведения в случае получения негативного результата.

В становлении правосознания  важную роль играет не только субъективная самооценка, но также объективная  социальная (коллективная) оценка поведения  человека другими людьми. Эта оценка является важнейшим фактором, стимулирующим  интеллектуальный анализ и эмоциональные  переживания личностью результатов  своих поступков, ответственность, стремление к совершенствованию  своего социально-нормативного поведения.

Поведение субъекта является исполнительной частью его целенаправленной деятельности. Поведение складывается из системы движений и действий, посредством которых субъект  реализует цели своей деятельности.

Правоисполнительное поведение – это поведение субъекта, которое направлено на осуществление поступков, отвечающих усвоенным правовым нормам и моральным ценностям данного общества.

Различные формы девиантного поведения обычно связаны с деформациями правового сознания: это либо неполные, либо искаженные нравственно-правовые представления, либо полное их отсутствие в связи с неблагоприятными условиями и методами воспитания в онтогенезе. Правовое поведение осуществляется в соответствии с указанными выше закономерностями волевой регуляции деятельности, в которой в единстве и взаимодействии выступают интеллектуальные, моторно-исполнительские и эмоционально-оценочные процессы. Для правоисполнительного поведения как разновидности волевого процесса характерно свойство саморегуляции, которая состоит в постоянном поэтапном сопоставлении результатов совершаемых действий и поступков с сохраняемыми в сознании эталонами права и представлением желаемого конечного результата.

Наиболее рациональным путем  формирования правоисполнительного поведения у подростка является:

– усвоение содержания и  социальной роли нравственно-правовых норм;

– восприятие примеров правоисполнительного поведения;

– практическое совершение правовых действий – поступков, выработка  умений;

– сознательный самоконтроль;

– упражнения в совершении правоисполнительных действий – поступков и их перевод в навыки, позволяющие автоматизированно (непроизвольно) осуществлять правильные действия в соответствующих жизненных ситуациях;

– перевод правильных нравственных и правовых навыков в привычки нравственно-правового поведения, благодаря  чему правоисполнительное поведение становится потребностью личности.

Иногда субъект обладает системой правовых представлений, адекватных требованиям общества, однако его  правосознание еще не опирается  на умение и навыки, необходимые  для волевой регуляции и саморегуляции поведения, и тогда оно лишается практической направленности. Такой человек остается бездеятельным, отступает перед трудностями, легко идет на компромиссы в вопросах морали и права. В детском и подростковом возрасте нравственно-правовое поведение в форме положительных навыков зачастую формируется стихийно на основе непосредственного подражания определенным образцам (поведению родителей, сверстников, образам литературы и искусства), а также на основе внушения, принуждения. Однако в этих случаях правовое поведение осуществляется как бессознательное, поскольку оно не включает в себя высокий уровень сформированности правового сознания, системы правовых норм и понимания их социальной и личностной значимости. Такое поведение лишено осмысленной ориентировочной основы и является неустойчивым, нецелеустремленным, ситуативным.

Поэтому, формируя у ребенка  привычки нравственно-правового поведения  на основе положительных примеров и  внушения, необходимо в последующем  воспитании, в подростковом и юношеском  возрасте осуществлять правовое воспитание,  т.е. формировать теоретический уровень усвоения правовых норм, обеспечивающий сознательный волевой контроль и самоконтроль правового поведения. В этом случае правовое поведение включается в полный контур сознательно регулируемой правоисполнительной деятельности. В ином случае правовое поведение протекает по редуцированной схеме: восприятие образца – подражание – действие. Обычно все деформации правового поведения связаны именно с неполнотой формирования системы организации и самоконтроля правоисполнительной деятельности. Формирование полноценной системы психологических механизмов сознательной саморегуляции поведения является надежной основой полноценного правоисполнительного поведения, а также профилактики девиантного поведения.

Формируясь под влиянием социально установленных правовых норм, правовое поведение по принципу обратной связи выступает важнейшим  средством регуляции отношений  личности с окружающей средой.

Направленность таких  отношений многогранна:

– направленность на установление и поддержание оптимальных отношений  между  личностью и государством на основе соблюдения прав и обязанностей, установленных в государственных законодательных актах и одновременно – соблюдении своей личной свободы;

– установление активной позиции  личности в обществе, когда соблюдение прав и обязанностей происходит не по принуждению или стереотипному  подражанию, конформизму, а на основе сознательной целенаправленности, дисциплины, самоконтроля; при взаимодействии с  различными социальными структурами;

– организация отношений  с другими людьми как гражданами с уважением их прав и свобод, с проявлением высокой правовой культуры, чувства ответственности  за судьбу других людей;

– соблюдение нравственно-правовых норм во взаимодействиях с членами  формальных и неформальных контактных групп (учебных, профессиональных, семейных) на основе взаимной ответственности  и взаимных гарантий прав и свобод;

– самоутверждение и самоопределение  личности на основе правообоснованных методов поддержания своего достоинства и гармонического равновесия между понятием своих прав и обязанностей перед обществом.

Таким образом, правовое поведение, являясь в своих онтогенетических истоках результатом адаптации  индивида к условиям социальной среды, служит необходимым условием дальнейшей социализации и выработки индивидуальной активной позиции в разработке и  реализации правообусловленных отношений личности и правовой структуры общества.

Источник:  Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002.

  1. Судебно – психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

 

2.1. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве

Использование судебно-психологической  экспертизы в гражданском процессе для получения судебного доказательства — заключения эксперта-психолога — возможно, поскольку это допускается процессуальным законом. Заключение эксперта является самостоятельным средством доказывания (ГПК РСФСР ч. 2 ст. 49). Данная норма, как и ст. 74—78 ГПК, в качестве самостоятельного средства доказывания регламентирующая институт судебной экспертизы, носит родовой характер.

 

Действующий ГПК не содержит специальных правил, регулирующих особенности назначения и производства судебно-психологической экспертизы. Вместе с тем к любому виду судебной экспертизы применимы общеродовые нормы. Руководствуясь ими, можно сформулировать общее правовое основание для назначения судебно-психологической экспертизы. Оно заключается в следующем: необходимость специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла для разъяснения возникающих при рассмотрении дела судом вопросов (ГПК РСФСР, ч. 2, ст. 74). Применительно к судебно-психологической экспертизе требуется небольшая конкретизация, а именно:

необходимость специальных  познаний в области психологической науки с целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела судом. Названное положение и выступает общеправовым основанием назначения психологического экспертного исследования.

 

Однако этого недостаточно для назначения экспертизы в каждом конкретном случае, необходимо выявить еще и специальное основание, которое в целом производно от научной компетенции психологического экспертного исследования, его общего предмета и одновременно учитывает потенциальную юридическую (доказательственную) значимость результатов психологического исследования.

 

Учитывая названные критерии, можно дать следующее определение специального основания для назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе:

Наличие у суда (судьи) обоснованного  сомнений в способности лица (конкретного участника процесса) правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела. При этом формула «правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых) и в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими.

 

У судьи не должно возникать  сомнений в правильности оценки психологической  полноценности субъекта. В противном  случае верным будет назначение не психологической, а психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы (в зависимости от особенностей объекта и целей экспертного исследования).

 

На практике не всегда просто разобраться в этом и правильно определить наличие специального основания для назначения психологической экспертизы. Поэтому в сложных случаях при решении данного вопроса можно было бы, на наш взгляд, предложить привлекать в процесс (например, на стадии подготовки дела) специалиста-психолога. Однако проблема заключается в том, что действующее гражданско-процессуальное законодательство вообще не предусматривает участие специалиста в процессе. Общепризнано, что это один из пробелов, который предполагается устранить в новом ГПК РФ.

Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть сведения: о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект, совершая юридически значимые действия; об иных особенностях ситуации, а также о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности); о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"