Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:22, контрольная работа
В правовом сознании личности объединены отражательные и регуляторные сферы психики. Правосознание можно охарактеризовать как концептуальную (внутреннюю, интеллектуальную) модель субъекта, в которой, с одной стороны, отражается сущность правовых норм общества, а с другой – формируются программы целенаправленной правоисполнительной деятельности.
Потребность в психологической экспертизе с целью создания «Психологического портрета» личности вызывается прежде всего такой ситуацией, когда суд применяет оценочные нормы права, а оценка личности судом выступает в качестве существенного обстоятельства, подлежащего выяснению по делу. При этом оценки, даваемые психологом и судом, не подменяют и не перекрывают одна другую: психолог дает обобщенную интерпретацию установленных им данных о личности, оперируя при этом категориями и законами науки психологии (выявляя потребности, установки, мотивации, ведущий мотив и пр.), а суд, используя заключение эксперта как судебное доказательство, дает социально-юридическую оценку определенного субъекта гражданского процесса.
Таким образом, поводы индивидуализируют специальное основание для назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает рационально выбрать ее уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:
• предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
• выяснение обстоятельств,
дающих возможность проводить
• осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;
• составление заключения;
• оглашение заключения на суде, допрос эксперта.
Руководитель в комплексных комиссиях не назначается, функции координатора в них выполняет судебный психолог.
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена. Допускаемое законодательством получение письменной консультации психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.
Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.
Эксперт-психолог не решает правовых вопросов. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом. Эксперт-психолог не дает и общей нравственно-психологической оценки личности — это прерогатива суда.
Судья должен иметь некоторую
ориентацию для определения
Особой осмотрительности требует применение в экспертном исследовании экспериментального метода. Далеко не все жизненные ситуации поддаются экспериментальному моделированию. Судебно-психологическая экспертиза основана на системном анализе индивидуально-регуляционных особенностей индивида. Экспертному анализу подлежат лишь те психические явления, диагностика которых методически разработана. Экспертизе не подлежат парапсихические, необычайные феномены. Необходимо четко отграничивать бытовое психологизирование от строгого научно-психологического исследования.
Гражданские дела, рассматриваемые судом, по своей природе весьма разнообразны; обстоятельства, которые необходимо установить для правильного разрешения той или иной категории дел, различны по характеру, юридическому значению и т. д. Следовательно, можно выделить группы дел, при судебном рассмотрении которых требуется участие экспертов-психологов.
1. Дела по спорам о
праве на воспитание детей
и по другим ситуациям,
2. Дела о признании недействительными сделок с пороками воли, в том числе конкретных видов договоров.
3. Дела о причинении
вреда гражданином, не
Нужно отметить, что если для уголовного судопроизводства установление внезапно возникшего сильного душевного волнения важно для решения вопроса о вменяемости (невменяемости) субъекта, чтобы на данной основе судить о его виновности и ответственности, то в гражданском процессе, помимо вопроса об ответственности, установление физиологического аффекта, иных эмоциональных состояний играет роль и для уточнения психологических элементов дееспособности.
Дееспособность — способность лица к приобретению прав и обязанностей как в правомерных, так и неправомерных отношениях. В соответствии со ст. 29 ГПК РСФСР
«Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством».
Закон (ГПК РСФСР) не устанавливает порядок назначения экспертизы в гражданском процессе. Как и в уголовном судопроизводстве, экспертиза назначается по определению суда (хотя ГПК нигде не указывает на это, что является пробелом в действующем законодательстве). В определении о назначении экспертизы суд выбирает эксперта (психолога, психиатра), формирует экспертную задачу (перечисляет вопросы, поставленные перед экспертом), указывает объекты, предоставляемые в распоряжение эксперта (в том числе необходимо назвать лицо, направляемое на экспертизу), место проведения экспертизы.
Определение суда является юридическим фактом, порождающим возникновение процессуальных отношений: с одной стороны, между судом и экспертом, с другой — между судом и испытуемым. Отношения между экспертом и испытуемым в ходе специального исследования процессуальными не являются (хотя и возникают после вынесения определения суда).
Вопросы эксперту могут задавать и сами стороны, их представители, а также прокурор и другие участвующие в деле лица, перечисленные в ст. 29 ГПК РСФСР. Такие вопросы включаются в определение о назначении экспертизы, если они мотивированно не отклоняются судом. До вынесения определения о назначении экспертизы целесообразно, на наш взгляд, чтобы суд выяснил необходимые данные о специальности и компетентности эксперта, которому предполагается поручить производство экспертизы. Это способствовало бы правильному выбору эксперта соответствующей специальности.
Права и обязанности эксперта определяются законодательством и подобны правам и обязанностям эксперта-психолога, участвующего в уголовном судопроизводстве. Однако при участии в гражданском процессе эксперт-психолог не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Ст. 74 ГПК РСФСР указывает на то, что «в случае необходимости может быть назначено несколько экспертов». Это относится к комиссионной экспертизе. В ст. 75 ГПК законодатель еще раз говорит о возможности назначения нескольких экспертов, но не конкретизирует вид и основание назначения экспертизы. Речь в данном случае идет о комиссионной экспертизе.
Однако в каких случаях следует назначать комплексную, а в каких — комиссионную экспертизу?
Комплексная экспертиза назначается, когда установление имеющих значение для дела обстоятельств требует одновременного привлечения различных специалистов. Комиссионная экспертиза может быть назначена с участием двух и более экспертов одной специальности для выяснения определенного обстоятельства.
Результатом проведения психологической экспертизы является составление экспертом заключения, которое, как и всякое иное доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы. Оно состоит из трех частей.
1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отчество испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопросы, поставленные перед экспертом.
2. Исследовательская часть.
Указываются фабула дела, данные о динамике
психического развития испытуемого, описываются
ход и результаты экспериментально-
3. Заключительная часть. Окончательно сформулированный .вывод эксперта, содержащий ответы на вопросы.
Источник: Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 333 с.