Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 04:22, контрольная работа

Описание работы

В чем отличие научного способа познания человека от других способов?
Опишите и сравните предмет и объект исследования в различных теоретических направлениях психологии?
Какие научные психологические методы можно использовать в Вашей будущей профессиональной практической деятельности? Каким образом?
Каким субъективным образам соответствуют физические и химические характеристики объектов?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

                               Контрольная работа по психологии № 1.

Астафьев Юрий, группа Б3120 , специальность: автоматизация тех. Процессов и производств.

 

1.В чем отличие научного способа познания человека от других способов?

Наука-область человеческой деятельности направленная на получение  знаний теории наиболее развитая форма  познания. научное познание строится на теории, законах, гипотез, научных  исследований , специальных методов. Другие формы познания мира-обыденное  познание-, художественное познание, религиозное познание.1.обыденное познание в житейском опыте опирается на эмперический опыт(то есть ,что мы наблюдаем, познаем воспринимаем),а наука опирается на обобщение , любойжитейский опыт индивидуален, а наука универсальна, жит .опыт ориентирован на практический результат ,а наука на знание как самостоятельную ценность(-знание как таковое)В обычной жизни мы не выбираем методы, а в науке наоборот ,наука рациональна и интеллектуальна ,а в художественном познание-исскувство образно эмоциональный характер имеет ,житейские психологические знания конкретны, научные психологические всегда стремятся к обобщению и поэтому пользуются научными понятиями, научные познания вполне осознаны и рациональны, житейские всегда носят инициативный характер (методом проб и ошибок),научные познания состоят в способах передачи знаний и в возможностях передачи знаний,

2.Опишите и сравните предмет и объект исследования в различных теоретических направлениях психологии?

Любая наука имеет объект и предмет исследования в различных теоретических направлениях психологии предметом является психика,сознание,бессознательное,личность,поведение,деятельность,предмет-это специфика формирования ,развития и проявление этих феноменов .объект общей психологии это -носитель тех явлений и процессов ,которые она исследует.

3.Какие научные психологические методы можно использовать в Вашей будущей профессиональной практической деятельности? Каким образом?

методы психологии-1.наблюдение (самый распространенный метод)-наблюдение бывает житейским и научным(то есть имеет научный план),наблюдение-это не вмешательство, оно бывает включенное не включенное.2. Экесперемент-активное вмешательство исследования в ход какого-то процесса чтобы создать наилучшие условия для изучения явлений. Эксперимент бывает лабораторным(в спец. организованных условиях и поведения испытуемого определяется инструкцией, естественный эксперемент-процесс протекает в естественных условиях(полевой эксперимент), констатирующий эксперимент- изучаются необходимые психологические явления. Формирующий эксперемент- развиваются отдельные качества испытуемого. Так же вспомогательные методы- это опрос ,он бывает устным(интервью),письменный(анкетирование),тестирование,психокорекционное тестирование ,проективное тестирование ,анастази-психодиагностика.

4.Каким субъективным образам соответствуют физические и химические характеристики объектов?

Субъективным образам соответствует  ощущения и восприятие. Ощущения —  это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию  непосредственных контактов рецептора  с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в  ходе эволюции; 4) по модальности  (виду) раздражителя. Восприятием называют  психический процесс отражения  предметов и явлений действительности  в совокупности их различных  свойств и частей при непосредственном  воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение  комплексного раздражителя.

Выделяются четыре операции или  четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

5. Какова роль представлений в повседневной жизни человека? Приведите примеры.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций  в психической регуляции поведения  человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.  
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.  
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.  
Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.Благодаря функциям представления человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Представление выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.  
Представление является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны

6. В чем сущность гипотезы культурно-лингвистической относительности?

Сущность гипотезы заключается в том что люди воспринимают мир по разному в  соответствии на каком языке они  разговаривают . Слова Эдуарда Сепирома : Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом потому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения. Так же Бенджамен Ли Уорф приводил пример объясняющий смысл теории : Форма, культура, обычаи, этические и религиозные представления, отражающиеся в языке, имели у американских индейцев чрезвычайно своеобразный характер .

7. Каким образом связаны между собой познавательные процессы и эмоции?

Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может  изменяться.Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.  
Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспроизводится.

Эмоции умеренной и высокой  степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к  восприятию, припоминанию и т.д. только того, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мнемического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, чаще всего, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия.

Одним из способов выхода из порочного  эмоционального круга является образование  нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю  эмоцию.

Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более  или менее подвержен влиянию  эмоций на его познавательные процессы, является степень упроченности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, чаще всего, взрослый.

Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий  и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные  с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные  с неуспехом,- снижению уровня выполнения деятельности, учения; когда успех  вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в  случае, когда успех достигается  ценой особых усилий, возможно появление  усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех  следует за серией успеха, то он может  вызвать кратковременное повышение  уровня выполнения деятельности; положительная  эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

Эмоции и мышление имеют одни и те же истоки и тесно переплетаются  в своем функционировании. Однако особенностью сознательного человека является то, что эмоции не определяют его поведение. Формирование решения  о том или ином действии принимается  таким человеком в процессе тщательного  взвешивания всех обстоятельств  и мотивов. Этот процесс обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается  ею, но в самом процессе доминирует мысль. Но если действия или поступки производятся человеком на основе одних  лишь холодных доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в том случае, когда такие  действия поддерживаются эмоциями.

 

8. Каково соотношение социализации и индивидуализации?

Социальное развитие личности дошкольника происходит по двум взаимосвязанным процессам: социализации и индивидуализации. Взаимосвязь  социализации-индивидуализации прослеживается в целях и задачах общеобразовательных  программ дошкольников, а также педагогических технологиях, используемых в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность вопроса о структурных компонентах социализации и индивидуализации дошкольников, а также раскрытие взаимосвязей в данной структуре.  
Для исследования взаимосвязей в структуре социализации-индивидуализации личности дошкольников следует проанализировать структуру социализации и индивидуализации представленную современной наукой. 
Анализ процесса социализации как педагогического явления в работе Н.Ф. Головановой [2, С.145] позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.  
1. Коммуникативный компонент, который вбирает в себя все многообразные способы и формы овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.  
2. Познавательный компонент предполагает освоение определённого круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений.  
3. Поведенческий – разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребёнок.  
4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к ценностям общества.  
Основными компонентами социализации являются конкретные, но различные по характеру направленности и содержания следующие структурные элементы: социальный опыт, опыт общения, социальные установки, система норм, механизмы. В выделенных компонентах доминирует их социальное начало, не отменяющее их индивидуальную интерпретацию и личностную реализацию в индивидуальных актах деятельности и поведении. 
1. врождённые биопсихические качества личности: задатки, темперамент, которые по-разному влияют на социализацию и индивидуализацию. они развиваются и зависят от взаимодействия социального и природного. 
2. познавательные процессы. Они носят личностный характер и в них как бы «отшлифовывается» индивидуальность, но реализуются познавательные способности в социальной сфере, в окружающей действительности.  
3. формирование социального опыта. Человек приобретает его, и социально творческое «переплавляется» личностью в индивидуальный опыт и индивидуальное сознание.  
4. формирование направленности личности или системы ориентировочной основы поведения и деятельности. Здесь социальные мотивы сочетаются с индивидуальными.  
Структура соотношения социализации и индивидуализации выражается во взаимодействии совокупности устойчивых связей, составляющих содержание этих процессов и их компонентов.

9. Каково место и значение Я-концепции в структуре личности?

В современной  психологической науке общеизвестно, что развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под  существенным влиянием Я-концепции.  
Я-концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.  
Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии с аттитюдом выделяют в ней три структурных элемента: 1) когнитивный — «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); 2) эмоционально-ценностный, аффективный (отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в системе самооценок); 3) поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).  
Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Я-концепция имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты.  
Значительно понятие Я-концепции развилось в 1950-е гг. в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А.Маслоу, К.Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э.Эриксона.  
Представитель символического интеракционизма Чарльз Кули считал, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, т.е. представления индивида о том, что думают о нем другие. Так внутри данного направления появилась теория «зеркального Я»: именно общество обуславливает форму и содержание процесса и формирования Я-концепции.

10 Какова роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности?

 

В поэме Гоголя «Мертвые души»  немалое место отведено детству  главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? Он хочет обязательно подняться  вверх по служебной лестнице и  зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть — в  таможню. Разумеется, это не самый  показательный пример. Одной из основных тем русской литературы XIX в. было учение как способ «выбиться в люди» — ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из «Скучной истории», страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться медициной — жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"