Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 04:22, контрольная работа

Описание работы

В чем отличие научного способа познания человека от других способов?
Опишите и сравните предмет и объект исследования в различных теоретических направлениях психологии?
Какие научные психологические методы можно использовать в Вашей будущей профессиональной практической деятельности? Каким образом?
Каким субъективным образам соответствуют физические и химические характеристики объектов?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже  не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит  в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами  существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к  конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес  к предмету, осознанность выбора профессии  и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в  том, что способности и мотивация  находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом  влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что  сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у  них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что  существующая система конкурсного  отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

В «Заповеднике» С. Довлатова  обрисован трагикомический портрет  филолога Митрофанова, студентом поражавшего  всех своей памятью и эрудицией, а также... фантастической ленью. Этот человек даже не представлял себе, чем ему заняться, поскольку никак  не мог собраться с духом и  написать хоть страницу научного текста. В результате он «поплыл по течению» и, руководствуясь ленью, стал экскурсоводом  в Пушкинских Горах, поскольку, по крайней  мере говорить этот эрудит еще не ленился...

Если студент разбирается  в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе  начального профессионального образования  и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов  на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение  всех лет учебы этот показатель неуклонно  снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания  вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение  к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что  снижение удовлетворенности вызвано  невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники  опираются, как правило, на свои идеальные  представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?»  свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление  о творческом содержании будущей  профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т.п. Что же касается реального  учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь, как  показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников(менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.

С одной стороны, перед  нами — высокая удовлетворенность  профессией и намерение по окончании  вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом  плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут  формироваться только в соответствующей  творческой среде, в том числе  и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии  и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса.

Комплексные исследования, посвященные  проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев  в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в  объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто  плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии  является важным фактором повышения  учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение  не может иметь существенного  значения, если оно не подкрепляется  компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо  связано со способами овладения  ею. Так что вряд ли обучение пройдет  удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении  «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо  быть... — пусть меня научат».

В знаменитых «Алых парусах» А. Грина есть замечательные страницы, посвященные тому, как Артур Грэй избирает опасную и нелегкую профессию  капитана. Его влечет поэзия странствий, желание повидать мир, но этот юноша, поначалу изнеженный аристократ, даже не представляет себе все тяготы обучения. Он начинает с простого юнги, еще  не зная, что ему предстоит заучивать  огромное количество информации и переносить физические лишения, сопряженные с морем: голод, холод, травмы и так далее. Как мы помним, у Грэя сила мотивации оказалась решающей. Однако можно предположить, что, знай Артур побольше о капитанском ремесле и о том, что ему предстоит, учеба шла бы гораздо легче.

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения  студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд  вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности  от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на  формирование удовлетворенности:  социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические,  в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной  мотивации или, другими словами,  система и иерархия мотивов,  определяющих позитивное или  негативное отношение к избранной  профессии.

Эти отдельные моменты, как  и отношение к профессии в  целом, влияют на эффективность учебной  деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Диагностика отношения к  профессии представляет собой собственно психологическую задачу. А вот  формирование отношения к профессии  является преимущественно педагогической проблемой.

Удовлетворенность профессией — это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен  именно как обобщенная характеристика. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным  экономическим последствиям. Кроме  того, от удовлетворенности избранной  профессией в немалой степени  зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма — один из решающих факторов преодоления  психологического стресса.

Таким образом, изучение удовлетворенности  профессией, ее влияние на процесс  профессионального обучения, выявление  в этой области определенных закономерностей  — все это более чем актуальные задачи педагогики и психологии.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"