Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Нервная система координирует деятельность клеток, тканей и органов нашего тела. Она регулирует функции организма и его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивает возможности реализации психических процессов, которые лежат в основе механизмов языка и мышления, запоминания и обучения. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности.

Содержание работы

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2
1. Проблема изучения мозга, психики и сознания в современной психологии 2
2. Внимание и его роль в жизни человека 9
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 13
ЗАДАНИЕ 1 13
ЗАДАНИЕ 2 13
2. ПАМЯТЬ 13
3. МЫШЛЕНИЕ 13
ЗАДАНИЕ 1 13
ЗАДАНИЕ 2 13
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Газеев Д.Р. Контрольная работа по психологии.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Российский  государственный университет сервиса  и туризма

Волгоградский филиал

Кафедра «Общепрофессиональные дисциплины»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология»

Вариант 3

специальности 100101 (230700) «Сервис»

 

 

Выполнил: Газеев Динар Рестемович

СЗ-111

Проверил: Бобровская Ангелина Николаевна

доцент

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2012 год 

Оглавление

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2

1. Проблема изучения мозга, психики и сознания в современной     психологии 2

2. Внимание и его роль в жизни человека 9

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 13

ЗАДАНИЕ 1 13

ЗАДАНИЕ 2 13

2. ПАМЯТЬ 13

3. МЫШЛЕНИЕ 13

ЗАДАНИЕ 1 13

ЗАДАНИЕ 2 13

III.  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 14

Список литературы 16

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проблема изучения  мозга, психики и сознания в  современной     психологии

     Нервная система координирует деятельность клеток, тканей и органов нашего тела. Она регулирует функции организма и его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивает возможности реализации психических процессов, которые лежат в основе механизмов языка и мышления, запоминания и обучения. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности.

Нервная система представляет собой  сложный комплекс высокоспециализированных клеток, передающих импульсы от одной  части тела к другой, в результате организм получает возможность реагировать  как единое целое на изменения  факторов внешней или внутренней среды.

Нервная система подразделяется на две части: центральную и периферическую.

В состав центральной нервной системы входят головной и спинной мозг, периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Спинной мозг представляет собой продолговатый, цилиндрический тяж длиной до 45 см и  массой 34-38 г, располагающийся в позвоночном  столбе. Его верхняя граница расположена  у основания черепа (верхние отделы переходят в головной мозг), а  нижняя – у I-II поясничных позвонков. От спинного мозга симметрично отходят корешки спинномозговых нервов. В нем находятся центры некоторых простых рефлексов, например рефлексов, обеспечивающих движения диафрагмы, дыхательных мышц. Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую, под контролем головного мозга регулирует работу внутренних органов (сердца, почек, органов пищеварения).

Основным  структурным и функциональным элементом  нервной системы являются нервные  клетки – нейроны.

Совокупность нейронов и межклеточного  вещества образует нервную ткань. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. От других типов специализированных клеток нейроны отличает наличие нескольких отростков, которые обеспечивают проведение нервного импульса по телу человека. Один из отростков клетки – аксон, как правило, длиннее остальных. Аксоны могут достигать в длину 1-1,5 м. Таковы, например, аксоны, образующие нервы конечностей. Аксоны заканчиваются несколькими тоненькими веточками – нервными окончаниями.

Нервные клетки различаются по строению, но все их типы объединяет главная черта: способность воспринимать раздражение, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать импульс и передавать его.

В зависимости от функции нервные  окончания подразделяются на чувствительные (афферентные), промежуточные (вставочные) и исполнительные (эфферентные). Чувствительные нейроны реагируют на воздействия внешней или внутренней среды и передают импульсы в центральные отделы нервной системы. Ими, как датчиками, пронизано все наше тело. Они постоянно как бы измеряют температуру, давление, состав и концентрацию компонентов среды и другие показатели. Если эти показатели отличаются от стандартных, чувствительные нейроны посылают импульсы в соответствующий отдел нервной системы. Промежуточные нейроны передают этот импульс с одной клетки на другую.

Посредством исполнительных нейронов нервная система побуждает к действию клетки рабочих (исполнительных) органов. Таким действием становится соответствующее возникшей ситуации уменьшение или увеличение выработки клетками биологически активных веществ (секрета), расширение или сужение кровеносных сосудов, сокращение или расслабление мышц.

Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы. В пресинаптической части межнейронного контакта содержатся пузырьки с посредником (медиатором), которые высвобождают этот химический агент в синаптическую щель при прохождении импульса. Далее медиатор взаимодействует со специфическими рецепторами на постсинаптической мембране, в результате чего следующая нервная клетка приходит в состояние возбуждения, которое передается еще дальше по цепи.

Так осуществляется передача нервного импульса в нервной системе. Подробнее  о работе синапса мы рассказывали в предыдущем разделе. Роль медиатора  выполняют различные биологически активные вещества: ацетилхолин, норадреналин, дофамин, глицин, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), глутамат, серотонин, и другие. Медиаторы центральной нервной системы называются еще нейромедиаторы.

В основе ответной реакции нервной системы  на воздействие внешней среды  или на изменение внутреннего  состояния организма лежит рефлекс.

Благодаря рефлексу многие наши действия происходят автоматически. Действительно, нам некогда думать, когда мы прикасаемся к горячей плите.

Если мы начнем рассуждать: “Мой палец  на горячей плите, он обожжен, мне  больно, надо бы убрать палец с плиты”, то ожог наступит гораздо раньше, чем мы предпримем какие-либо действия. Мы просто отдергиваем руку, не задумываясь и не успевая осознать, что же произошло. Это безусловный рефлекс и для такой ответной реакции достаточно соединения чувствительного и исполнительного нервов на уровне спинного мозга. Мы тысячи раз сталкиваемся с подобными ситуациями и просто не задумываемся об этом.

Рефлексы, которые осуществляются при участии головного мозга  и формируются на основе нашего опыта, называют условными рефлексами. По принципу условного рефлекса мы действуем, когда управляем автомобилем или выполняем различные механические движения. Из условных рефлексов складывается значительная часть нашей повседневной деятельности.

Все наши действия происходят при  участии и контроле со стороны  центральной нервной системы. Точность выполнения команд контролирует головной мозг.

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни  человека. Уже в глубокой древности  связывали понятия сознание и  мозг, но прошли еще многие сотни  лет, прежде чем ученые начали разгадывать  его загадки.

Головной мозг располагается в  полости черепа и имеет сложную  форму. Масса у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Это всего  около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют 25% энергии, вырабатываемой в организме! В возрасте от 20 до 60 лет масса и объем мозга  остаются постоянными для каждого  индивидуума. Если расправить извилины коры, то она займет площадь примерно 20 м2.

Мозг человека состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. В стволе мозга находятся центры, регулирующие рефлекторную деятельность и связывающие организм с корой полушарий большого мозга. Кора полушарий толщиной 3-4 мм разделяется бороздами и извилинами, что значительно увеличивает поверхность мозга.

Участки коры полушарий большого мозга  выполняют различные функции, поэтому  они подразделяются на зоны. Например, в затылочной доле находится зрительная зона, в височной – слуховая и обонятельная. Их повреждение приводит к невозможности человеком различать запахи или звуки. С деятельностью головного мозга связаны сознание человека, мышление, память и другие психические процессы. Подробнее о работе головного мозга вы сможете узнать из следующей главы.

С тех пор, как люди убедились, что  психические особенности человека связаны с мозгом, начались поиски таких связей. Некоторые специалисты  считали что, масса вещества мозга  в центрах, отвечающих за жадность, любовь, щедрость и прочие человеческие качества, должна быть пропорциональна  их активности. Были попытки связать  способности с массой мозга. Считалось, что чем она больше, тем человек способнее. Но и этот вывод ошибочен.

Так, например, масса мозга талантливых  людей различна. Наряду с тяжелым  мозгом И. Тургенева (2012 г!), масса мозга  А. Франса составляла 1017 г. Однако трудно сказать, кто из них больше одарен, каждый из них занимал свое место  в истории.

Что же такое способности, и какое  отношение к ним имеет мозг? Способности – это психические возможности, позволяющие освоить ту или иную деятельность. Вполне понятно, что люди, занимающиеся разной деятельностью, должны иметь разные способности. Не случайно в коре головного мозга человека имеется множество нейронов, которые “ждут своего часа”, когда они будут задействованы. Таким образом, мозг человека способен решать не только стандартные задачи, но и осваивать новые программы.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это  действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его  не успела дойти до сознания, а также  при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии  сильного опьянения, при лунатизме  и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены  были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или  представления, которые могут иметь  такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как  представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что  такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого  они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря  тому, что в психоаналитической технике  нашлись средства, с помощью которых  можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие  представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время  их психоаналитической работы как сопротивление.

Психоанализ – общая теория и  метод лечения нервных и психических  заболеваний. Психоанализ возник в  начале века как одно из направлений  медицинской психологии сначала  усилиями З.Фрейда, а затем и его  последователей, постепенно превратился  в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих  проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов  людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским  учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.

Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые  будут более полно описаны  ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается  в глубинах психики «цензурой» –  психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному) , то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"