Контрольная работа по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………….………………………3
2. Характеристика соотношения понятий «человек»,
«индивид», «личность».…….…………………………………..……………….……5
3. Понятие структуры личности……………………………………….8
4. Определение понятий по предложенным определениям……...….11
5. Заключение………………………………………………………………................13
6. Список используемой литературы………………………………………..............14

Файлы: 1 файл

Контрольная психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)



Федеральное государственное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финунивнрситета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЯ РАБОТА

 

Вариант 13

  

 

Дисциплина: «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка 1 курса

Петрова Кристина___________

Проверил: Глебов В.В._______

 

 

 

 

 

Брянск 2013г.

 

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………….………………………3

2. Характеристика соотношения понятий «человек»,

«индивид», «личность».…….…………………………………..……………….……5

3. Понятие структуры личности……………………………………….8

4. Определение понятий по предложенным определениям……...….11

5. Заключение………………………………………………………………................13

6. Список используемой литературы………………………………………..............14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его  деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

Из всех определений  личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое  было дано Г.Оллпортом: личность – это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

 

 

 

 

 

«Характеристика соотношения понятий «человек»,

«индивид», «личность».

 

Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. Человек – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное – он часть социума и продукт общественного развития.

В психологической науке  существует несколько понятий для  обозначения человека: индивид, личность, индивидуальность. Различия в содержании и объеме этих понятий (рис.1).

  1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
    1. человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
    1. отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

  1. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. 
       В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности  определяются: 
      а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций; 
     б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; 
      в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться; 
    г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека; 
     д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

  1. Человек как индивидуальность. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может  проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и  сразу во всех сферах психической  деятельности. Индивидуальность характеризует  личность конкретнее, детальнее и  тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Рис.1. Соотношение объемов  понятий «человек», «личность», «индивид»  и «индивидуальность».

В результате, понятие  «человек» включает в себя совокупность человеческих качеств, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Понятие «индивид» характеризует именного его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность –  это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно  содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

 

«Понятие структуры личности».

 

В психологической науке  имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

  1. личность присуща каждому человеку;
  2. личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
  3. личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  4. личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного склада.

Следует сказать, что  до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью  считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный муж", то есть активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность — это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности — человек, добровольно отдающий себя служению обществу.

Структура личности – это основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – это то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.

В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

  1. общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
  2. социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
  3. индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладевания  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры  личности (ее подструктур) (табл.1) можно выделить:

  1. динамику ее психических процессов — темперамент;
  2. психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности;
  3. направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;
  4. проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Компоненты структуры личности.

Краткое название подструктуры.

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем  биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и  торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически  отсутствует)

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"