Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:53, контрольная работа
Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика.
Общение людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее. Существование любой группы имеет ряд общих закономерностей:
1. Группа неизбежно структурируется.
1. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика…….2-8
2. Психологическое воздействие интерьера предприятия торговли………9-13
3. Стили решения конфликтов……………………………………………...14-18
4. Как помочь себе в ситуациях аффекта и фрустрации ? ……………….19-24
5. Составить рекламу своему предприятию с учётом психологических требований……………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………….26
1. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика…….2-8
2. Психологическое воздействие интерьера предприятия торговли………9-13
3. Стили решения конфликтов……………………………………………...
4. Как помочь себе в ситуациях аффекта и фрустрации ? ……………….19-24
5. Составить рекламу своему предприятию
с учётом психологических требований……………………………………………………
Список литературы…………………………………
1. Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, их краткая характеристика.
Общение людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее. Существование любой группы имеет ряд общих закономерностей:
1. Группа неизбежно структурируется.
2. Группа
развивается. Это может быть
прогресс либо регресс, но
Положение человека в группе может неоднократно меняться.
Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые и т.д.
Малые группы — это достаточно устойчивые немногочисленные (от 2-3 до 30—40 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов. Отличительные признаки малой группы:
• пространственное
и временное соприсутствие
• наличие постоянной цели совместной деятельности;
• наличие в группе организующего начала;
• разделение и дифференциация персональных ролей;
• наличие эмоциональных отношений между членами;
• выработка
специфической групповой
К малым группам относится: семья, трудовой коллектив, учебная группа, объединение близких приятелей, спортивная команда и т. д.
Малая группа имеет следующие психологические характеристики:
• групповые интересы;
• групповые ценности;
• групповые потребности;
• групповые нормы;
• групповые мнения;
• групповые цели.
Первичные
группы это такие группы, в
которых участников связывают
тесные эмоциональные
Во вторичных группах
присутствуют только
Пример: одна отдельно взятая
бригада завода является
Малые группы делят на условные и реальные. Реальная группа – это действительно существующее объединение людей, которые создаются в естественных или в лабораторных условиях. Лабораторная группа создаётся экспериментатором для проведения исследования, существует временно, только в лаборатории. Естественная группа складывается сама по себе, исходя из потребностей общества либо членов группы. Она может объединяться на базе личных интересов (неформальная), или существовать лишь в рамках официально принятых организаций (формальная).
Степень развития группы определяется по следующим параметрам:
Исходя из
этого, группы могут быть высокоразвитыми
и слаборазвитыми. В слаборазвитых
группах отсутствуют или
По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной. Она выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником положительных и негативных образцов, а также нормативную функцию, будучи носителем норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Нереферентная группа чужая или безразличная для человека.
Антиреферентнаягруппа - это группа которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.
Условные группы людей выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться.
Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по
величине,
внешней и внутренней
Контактные группы объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в
той или иной области жизни и деятельности.
Принято выделять следующие виды групп.
Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная
группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом, организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы.
Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.
Основной, определяющей силой группы практически всегда является руководитель, лидер. Чаще всего руководитель назначается извне, официально, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Согласно концепции черт, лидер обладает определенными свойствами, чертами, которые делают его таковым. Лидеру, как правило, присущи следующие психологические качества: уверенность в себе острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек и не обладающий перечисленными качествами. Этот факт лег в основу для так называемой ситуативной теории лидерства, согласно которой лидером становится человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации демонстрирует качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
Таким образом, лидером может стать только тот, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, поэтому какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно оказался бы лидером в другой группе.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат в коллективе, результаты его работы в значительной мере зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Выделяют следующие стили руководства:
• авторитарный (директивный, диктаторский): жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (мотивация страхом), отсутствие интереса к работнику как к личности. Имеет больше недостатков, чем достоинств. Целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.);
• демократический (коллективный): управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников. Наиболее эффективный, но реализация его возможна только при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических, коммуникативных способностях руководителя;
• либерально-анархический (попустительский, нейтральный): все члены группы могут высказывать свои мнения, но нет стремления согласовывать позиции, отсутствует контроль за выполнением принятых решений; результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты, разделение на группировки;
• непоследовательный (алогичный): непредсказуемые переходы руководителя от одного стиля руководства к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.); низкие результаты деятельности, массовые конфликты и проблемы;
• ситуативный: гибкий учет уровня психологического развития подчиненных и коллектива.
Эффективным, по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту, является партисипативный (соучаствующий) стиль руководства, которому свойственны следующие черты:
• регулярные совещания руководителя с подчиненными;
• открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
• вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
• делегирование подчиненным ряда полномочий, прав;
• участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
• создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений;
• предоставление
работнику возможности
Партисипативный стиль применим только тогда, когда руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; когда подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе; когда задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.