Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 12:36, контрольная работа
Многое в жизни человека зависит от того, какую профессию он выбрал, по какой специальности и на каком рабочем месте трудится. Очень часто при выборе профессии привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. Но ведь профессиональный труд – это человеческая деятельность, а значит, он непосредственно связан с проявлением определенных психологических процессов, которые и играют главную роль в содержании и характере труда. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов и позволяет проникнуть в суть самой профессии.
1. Психология труда………………………………………………….3
1.1. Введение…………………………………………………………...3
1.2. Предмет труда в профессиональной деятельности……………..3
1.3. Цели профессионального труда………………………………….4
1.4. Средства труда в профессиональной деятельности…………….6
1.5. Проблемность трудовых ситуаций………………………………8
1.6. Ответственность в профессиональной деятельности………….9
1.7. Условия профессионального труда………………………… …..10
1.8. Профессия – Медицинская сестра……………………………....10
1.9. Заключение……………………………………………………….12
2. Модели и стили воспитания……………………………………..14
2.1. Введение…………………………………………………………..14
2.2.Стили воспитания………………………………………………....14
2 .3. Модели воспитания……………………………………………....16
2.4. Заключение………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………… 23
.
шифр – 09120
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
студента VI курса
заочного факультета
специальности «Землеустройство»
Кижапкина Игоря Ивановича
Москва 2015
Содержание:
1. Психология труда………………………………………………….3
1.1. Введение…………………………………………………………
1.2. Предмет труда в профессиональной деятельности……………..3
1.3. Цели профессионального труда………………………………….4
1.4. Средства труда в профессиональной деятельности…………….6
1.5. Проблемность трудовых ситуаций………………………………8
1.6. Ответственность в профессиональной деятельности………….9
1.7. Условия профессионального труда………………………… …..10
1.8. Профессия – Медицинская сестра……………………………....10
1.9. Заключение……………………………………………………
2. Модели и стили воспитания……………………………………..14
2.1. Введение…………………………………………………………
2.2.Стили воспитания………………………………………………..
2 .3. Модели воспитания……………………………………………...
2.4. Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………… 23
.
1. Психология труда.
1.1.Введение
Многое в жизни человека зависит от того, какую профессию он выбрал, по какой специальности и на каком рабочем месте трудится. Очень часто при выборе профессии привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. Но ведь профессиональный труд – это человеческая деятельность, а значит, он непосредственно связан с проявлением определенных психологических процессов, которые и играют главную роль в содержании и характере труда. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов и позволяет проникнуть в суть самой профессии.
"Психологи
выделили девять обобщенных
И только анализ профессий на основе этих психологических признаков может дать полное представление о профессиональной деятельности.1.2. Предмет труда в профессиональной деятельности
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Предмет труда и является чаще всего предметом профессиональной деятельности в различных областях жизни.
Поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Так, предметами труда профессионалов могут быть: природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой, а также сами люди, которых лечат, обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают; самые разнообразные технические устройства; вещественные предметы, материалы, энергия, знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними, всевозможные художественные образы – литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и т.д. Все эти предметы труда можно разделить на пять групп: человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ.
Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако только один из них является ведущим, основным. Например, в профессиональной деятельности программиста основной вид труда – составление программы для компьютера, т.е. особой системы команд, записанной в определенной логической последовательности в соответствии с простыми арифметическими действиями на специальном математическом языке. Главным предметом труда программиста является знаковая система (знак).
Основным предметом труда медицинской сестры является человек. Ей необходимо осуществлять уход за больными и выполнять рекомендации и назначения врача.
1.3. Цели профессионального труда
"Цель труда представляет собой осознанный образ конечного результата, к которому человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности. Другими словами можно сказать, что цель труда – это представление о желаемом будущем.
Желание достичь поставленную цель направляет действие, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий. Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы "Что я должен сделать?", "Что у меня должно получиться?", "Чего я должен избегать?", "Какие действия я должен предпринять, чтобы получился желаемый результат?"
Во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться."[1, c.83].
Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.
Гностические профессии. "Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами), или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.
Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений."[3, c.80].
"Профессии
описываемого класса
Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять – это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.
Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения), на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус), на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада), на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус). Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него. Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню. А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней).
Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:
- профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;
- профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;
- профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.
Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.
Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.
Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.
1.4. Средства
труда в профессиональной
"Средства труда – необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное – речь, поведение и т.п.
Орудия труда отличаются большим разнообразием. Несмотря на это, все они делятся на две группы: вещественные и невещественные.
Вещественные орудия труда. К вещественным орудиям труда относятся: ручные и механизированные инструменты; машины (механизмы), автоматы, автоматизированные средства; приборы, измерительные устройства.
Ручные орудия труда. Само название "ручные орудия" произошло от главного органа труда – руки человека. Ручные инструменты в труду всегда были и остаются, пока человек жив и способен работать. При любом уровне технического прогресса технику надо будет собирать, монтировать умелыми руками.
Они включают простые ручные, механизированные обрабатывающие инструменты и приспособления. Простыми ручными инструментами являются: отвертка, скальпель (хирургический нож), штихель (инструмент для гравирования на дереве или металле), бучарда (один из инструментов резчиков по камню), торцовка (разновидность малярной кисти), напильник, зубило, молоток и т.д.
Машинные орудия труда. Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации, называются машинами (механизмами).
Автоматизированные средства труда. Это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим средствам труда относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе технологических, протекающих с огромной скоростью.
Приборы и устройства. Это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. Большую часть их составляют приборы, дающие изображения: микроскопы, бинокли, телескопы, аэрофотоаппараты (для топографических съемок земной поверхности), рентгеновские аппараты, дефектоскопы, замкнутые телевизионные системы для видеоконтроля технологических процессов, протекающих в недоступных для человека условиях (под водой, в космосе, в агрессивных средах и пр.). Существуют приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, цифр, букв, световых и звуковых индикаторов: хронометры, секундомеры, термометры, счетчики импульсов, разнообразные электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр, омметр, авометр, ваттметр), штангенциркули, микрометры и др. В отдельную подгруппу выделяются технические средства передачи речи (информации, распоряжений, команд): телефоны, мегафоны, аварийные световые шкалы, сигнальные звонки, видеотелефоны, системы телевидения, музыкальные инструменты. В последнее время широкое распространение получили устройства для переработки информации: вычислительные машины, автоматические справочные установки, пересчетные таблицы, печатающие, считывающие, записывающие и передающие устройства.
Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многтх новых психологических понятий: сенсорность, кинестетика, соматика, вербальность и др.
Функциональные орудия труда – это мысленно удерживаемые представления об образцах результатов труда или системы "сенсорных эталонов". Они могут быть внешними по отношению сознанию и внутренними, входящими в сознание и удерживаемыми в памяти.
Эти орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством красок внутреннего мира человека, проявляющегося в поведении, мимике, жестах, речи и др. Они составляют большую группу, в которую входят: 1) внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; 2) речь простая; 3) речь эмоциональная, выразительная; 4) речь деловая, письменная; 5) поведение в простых формах проявления – на уровне всего организма в целом; 7) поведение по преимуществу деловое, беспристрастное; 8) сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.
разными людьми; терпение."[3, c.83-87].
1.5. Проблемность трудовых ситуаций