Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 12:36, контрольная работа
Многое в жизни человека зависит от того, какую профессию он выбрал, по какой специальности и на каком рабочем месте трудится. Очень часто при выборе профессии привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. Но ведь профессиональный труд – это человеческая деятельность, а значит, он непосредственно связан с проявлением определенных психологических процессов, которые и играют главную роль в содержании и характере труда. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов и позволяет проникнуть в суть самой профессии.
1. Психология труда………………………………………………….3
1.1. Введение…………………………………………………………...3
1.2. Предмет труда в профессиональной деятельности……………..3
1.3. Цели профессионального труда………………………………….4
1.4. Средства труда в профессиональной деятельности…………….6
1.5. Проблемность трудовых ситуаций………………………………8
1.6. Ответственность в профессиональной деятельности………….9
1.7. Условия профессионального труда………………………… …..10
1.8. Профессия – Медицинская сестра……………………………....10
1.9. Заключение……………………………………………………….12
2. Модели и стили воспитания……………………………………..14
2.1. Введение…………………………………………………………..14
2.2.Стили воспитания………………………………………………....14
2 .3. Модели воспитания……………………………………………....16
2.4. Заключение………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………… 23
.
"Трудовая
деятельность человека
Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций: низкий – работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами; средний – работа в основном четко определена, но встечаются ситуации, требующие нестандартных решений; высокий – в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода."[3, c. 90].
1.6. Ответственность
в профессиональной
Прежде всего, это обязанность отдавать кому-нибудь отчет о своих действиях. Именно внутренняя необходимость отвечать за свои поступки делает человека ответственным. Как психологический признак труда ответственность может быть повышенная (материальная, моральная); ответственность за жизнь и здоровье; средняя (обычная) ответственность.
Повышенную материальную ответственность человек несет за сохранение окружающей среды, государственной собственности, имущества, оборудования, финансов, продуктов питания и т.д. Одна из распространенных профессий с повышенной материальной ответственностью – бухгалтер.
Моральную ответственность человек может нести за воспитание детей, людей, за руководство ими, деловые контакты и связи.
За жизнь и здоровье людей, сохранность животных и растений в своей деятельности морально, а иногда и материально отвечают такие профессионалы: садовник, агроном по защите растений, экоглог, зоолаборант, водитель автобуса, шеф-повар, лоцман и т.д.
Для многих профессий характерна средняя, обычная ответственность. Она не связана с каким-то непоправимым последствием для окружающих, не требует принятия каких-либо необычных (нестандартных) решений.
1.7. Условия профессионального труда
Одним из важнейших и наиболее многогранных психологических признаков труда являются его условия. Выделяются следующие виды условий труда: 1) обычные микроклиматические: а) в помещении – бытовые, б) на открытом воздухе; 2) необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность: а) риск для жизни, б) сложные аварийные ситуации, требующие быстрых необходимых действий, в) общение с правонарушителями, психически больными и лицами, имеющими различные отклонения и дефекты, г) четко заданный ритм и темп, д) физические нагрузки, е) длительное пребывание в одном положении (статическая рабочая поза), ж) ночные смены, з) специфические условия (температура, влажность, химичесике вредности, вибрация, шум, высота, глубина).
1.8. Профессия – Медицинская сестра
Профессия относится к типу "человек – человек", исходя из этого основным предметом труда является человек.
По целям труда профессия медицинской сестры относится к преобразующим профессиям, связанным с улучшением здоровья человека.
Медицинская сестра работает в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, больницах, детских учреждениях, санаториях и профилакториях, фельдшерских пунктах на предприятиях. Выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными.
Профессия имеет ряд специальностей, исходя из чего меняется степень проблемности трудовых ситуаций, ответственности в профессиональной деятельности, а также условия профессионального труда.
Участковая медсестра помогает вести врачу прием больных в поликлинике, выписывает рецепты, измеряет кровяное давление, температуру, обратившемуся на прием; посещает больных на дому. Все возникающие новые и неожиданные ситуации в процессе деятельности разрешаются совместно с врачом. Исключены ночные дежурства, но есть специфические условия труда – контакт с инфекционными больными, химические вредности при обработке инструмента. Несет обычную ответственность.
Палатная медсестра выхаживает больных: раздает лекарства, ставит горчичники и банки, берет анализы, заносит данные исследований в историю болезни и т.д. Находится в тесном контакте с тяжело больными, инфекционными больными, психически больными людьми, что повышает необычность условий труда, вызывающую психофизиологичекую напряженность. Необходима своевременность и точность выполнения назначений врача, что повышает ответственность за жизнь и здоровье людей.
Операционная сестра участвует в проведении операции: точно и быстро во время операции подает нужный инструмент, вкладывая его непосредственно в руки хирурга. При проведении многочасовых операций от человека, выбравшего эту профессию требуется физическая выносливость, эмоциональная стабильность, высокая скорость сенсомоторных реакций, точная координация движений.
Патронажная сестра осуществляет уход и лечение на дому детей грудного возраста.
Функции медсестер специализированных медицинский учреждений (кабинетов) определяются специальностью врача. Например, медсестра, работающая с врачом-офтальмологом, определяет остроту зрения, закапывает глазные капли, измеряет глазное давление и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом отделении, обрабатывает раны, накладывает повязки, вводит противостолбнячную сыворотку. Основными средствами труда медицинской сестры являются ручные орудия труда (шприцы, капельницы, лекарственные препараты, перевязочные средства), а также приборы и устройства (приборы для измерения артериального давления, для проведения функциональной диагностики, температуры тела и т.д.)
Медсестра, как правило, работает в помещении, в контакте с людьми разного возраста; посменно, в том числе в ночное время и праздничные дни.
Имеется повышенная опасность инфекционных заболеваний (работа с группой риска, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки). Соприкасается с лекарственными и дезинфицирующими средствами.
Профессия, как правило, рекомендуется женщинам, за исключением работы в стационаре, где используется труд мужчин в качестве медбрата.
Требования к индивидуальным особенностям
Тонкая зрительная, слуховая и тактильная (кожная) чувствительность, быстрая реакция, точная координация движений, высокие концентрация и переключение внимания, высокая эмоциональная устойчивость, общительность, чуткость, способность к сопереживанию
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными нарушениями в сердечно-сосудистой системе, заболеваниями опорно-двигательного аппарата с нарушением двигательных функций, инфекционными и аллергическими заболеваниями; имеющим нарушение речи, слуха, некорректируемое понижение остроты зрения, отклонения в психике.
Требования к профессиональной подготовке
Медицинская сестра должна знать: правила ухода за больными и тяжелобольными, назначение и правила использования медицинского оборудования и препаратов.
Должна уметь: использовать медицинское оборудование, применять лекарственные препараты, оказывать помощь врачам в проведении процедур и соблюдать санитарно-гигиенический режим.
Также необходимы хорошие знания в области биологии и химии.
Возможности предпринимательской и индивидуальной деятельности
Возможно оказание платных услуг частным лицам по уходу и лечению на дому, создание хозрасчетной сестринской службы в составе коммерческих лечебных организаций.
1.9. Заключение
Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.
Высший уровень профессиональной пригодности подразумевает наличие у человека явных признаков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.
В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-то другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека – компенсации.
Профессиональная пригодность – формируемое качество и во многом находится в руках самого человека.
Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности.
2. Модели и стили воспитания
2.1. Введение.
Наши дети – это наша старость.
А.С. Макаренко
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности.
Целенаправленный характер воспитания предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. Все эти цели могут достигаться разными путями. Поэтому существуют разные стили воспитательного воздействия. Рассмотрим четыре самых известных, а затем обратимся к моделям воспитания.
2.2. Стили воспитания.
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарный стиль.
Тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека
и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.
Демократический стиль.
Он характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается быть таковым, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. Таким образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать.
Либеральный стиль.
Этот стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи взрослый – педагог – ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в
решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается
слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за
результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.
Попустительский стиль.
Этот стиль характеризуется неосознанным равнодушием педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.
2.3. Модели воспитания.
Кроме вышеперечисленных стилей воспитания существуют еще и модели воспитания, основывающиеся на определенных философских концепциях. Рассмотрим некоторые из них.
Идеалистическая модель.
Идеализм в воспитании восходит к идеям Платона. Его последователи
рассматривают воспитание как создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному. Однако представители данного направления по-разному видели соотношение целей воспитания и способов их достижения. Так, например, И. Г. Песталоцци главной целью воспитания видел осознание воспитанником себя как самоценности. Его последователь Ф. Фребель считал, что содержание и форма воспитания определяются духовной реальностью, а развитие ребенка есть материальное проявление его внутреннего мира и одухотворение физического существования, И. Гербарт определял главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку интереса к самым разным явлениям. Современные представители данного направления в понимании и организации процесса воспитания исходят из следующих положений: в основе процесса воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя и воспитанника, описываемый как присвоение воспитуемым достижений человеческой культуры; основой воспитания должна быть самореализация личности воспитуемого, и мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.