ФГАОУ ВПО «Казанский
(Приволжский) федеральный университет»
Институт психологии
и образования
Приволжский межрегиональный
центр повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
Контрольная работа
по психолого-педагогическому практикуму
Выполнила: Хайретдинова
Р.И.
слушатель группы
В 30
по направлению «Дошкольное
образование»
Преподаватель: Громова
Ч.Р.
Казань, 2015
- Тест на определение уровня развития мышления "Времена года"
Эта методика предназначена
для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку
показывают рисунок и просят, внимательно
посмотрев на этот рисунок, сказать, какое
время года изображено на каждой части
данного рисунка. За отведенное на выполнение
этого задания время — 2 мин — ребенок
должен будет не только назвать соответствующее
время года, но и обосновать свое мнение
о нем, т.е. объяснить, почему он так думает,
указать те признаки, которые, по его мнению,
свидетельствуют о том, что на данной части
рисунка показано именно это, а не какое-либо
иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок
правильно назвал и связал все картинки
со временами года, указав на каждой из
них не менее двух признаков, свидетельствующих
о том, что на картинке изображено именно
данное время года (всего не менее 8 признаков
по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок
правильно назвал и связал с нужными временами
года все картинки, указав при этом 5-7 признаков,
подтверждающих его мнение, на всех картинках,
вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил
на всех картинках времена года, но указал
только 3-4 признака, подтверждающих его
мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил
время года только на одной-двух картинках
из четырех и указал только 1-2 признака
в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно
определить ни одного времени года и не
назвал точно ни одного признака (разное
количество баллов, от 0 до 3, ставится в
зависимости от того, пытался или не пытался
ребенок это сделать).
Картинки к методике «Времена
года».
Выводы об уровне
развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Игра для развития мышления
«Найди
лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых
каждые три картинки можно объединить
в группу по общему признаку, а четвертая
лишняя.
Разложите перед ребенком первые
четыре картинки и предложите ему лишнюю
убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь.
Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее
признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается
эта операция, то продолжайте терпеливо
заниматься с ним, подбирая другую серию
картинок. Помимо картинок можно использовать
и предметы. Главное заинтересовать ребенка
игровой формой задания.
|
- Тест на определение уровня развития
памяти.
С помощью данной методики определяется
динамика процесса заучивания. Ребенок
получает задание за несколько попыток
выучить наизусть и безошибочно воспроизвести
ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла,
вилка, цветок, телефон, стакан, птица,
пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится
так. После каждого очередного его прослушивания
ребенок пытается воспроизвести весь
ряд. Экспериментатор отмечает количество
слов, которое ребенок во время данной
попытки вспомнил и назвал правильно,
и вновь зачитывает тот же самый ряд. И
так шесть раз подряд, пока не будут получены
результаты воспроизведения ряда за шесть
попыток.
Результаты заучивания ряда
слов представляются на графике, где по
горизонтали указаны последовательные
попытки воспроизведения ребенком ряда,
а по вертикали — количество слов, правильно
им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше
попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно
воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
|
Игра
в слова.
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько
слов, а ты постарайся их запомнить.
ВНИМАНИЕ! Слон, заяц, телевизор,
курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло,
медведь.
ПОВТОРИ!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить
эти слова на группы, части. На какие группы
или части ты бы разбил эти слова? (Ребёнок
может назвать много вариантов. Это хорошо.
Пусть мыслит. Но нужно подвести его к
наиболее правильному ответу. Например:
«Вспомни сначала животных, а потом перечисли
предметы мебели…»).
Задание 3. Придумай слова, которые начинаются
с буквы С (или какая-либо другая буква).
- Тест на определение уровня развития восприятия "Какие предметы спрятаны в рисунках?"
Ребенку объясняют, что ему
будут показаны несколько контурных рисунков,
в которых как бы «спрятаны» многие известные
ему предметы. Далее ребенку представляют
рисунок и просят последовательно назвать
очертания всех предметов, «спрятанных»
в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается
одной минутой. Если за это время ребенок
не сумел полностью выполнить задание,
то его прерывают. Если ребенок справился
с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют
время, затраченное на выполнение задания.
Примечание .Если проводящий психодиагностику
видит, что ребенок начинает спешить и
преждевременно, не найдя всех предметов,
переходит от одного рисунка к другому,
то он должен остановить ребенка и попросить
поискать еще на предыдущем рисунке. К
следующему рисунку можно переходить
лишь тогда, когда будут найдены все предметы,
имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее
число всех предметов, «спрятанных» на
рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Картинки к методике
«Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов,
очертания которых имеются на всех трех
рисунках, затратив на это меньше чем 20
сек.
8-9 баллов — ребенок
назвал все 14 предметов, затратив на их
поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все
предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска
всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей
нахождения всех предметов за время от
51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек,
ребенок не смог решить задачу по поиску
и названию всех 14 предметов, «спрятанных»
в трех частях рисунка.
Выводы об уровне
развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
- балл - очень низкий
|
Игра «Угадай, кто
кричит».
Цель: развитие слухового внимания,
дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки,
изображающие знакомых ребёнку домашних
животных, магнитофон, запись голосов
животных.
Описание игры: взрослый показывает
приготовленные картинки или игрушки,
включив запись с голосами соответствующих
животных. Затем просит послушать и угадать,
кто придёт к ним в гости. Логопед включает
запись с голосами животных, меняя их порядок
предъявления. Ребёнок угадывает, кто
это
4) Тест для определения развития
речи.
Вам
понадобится любая сюжетная картинка
с несколькими действующими лицами, это
может быть и иллюстрация к какой-нибудь
сказке.
- Попросите
ребенка внимательно рассмотреть картинку
и рассказать , что на ней нарисовано. Не
надо задавать малышу наводящие вопросы.
Пусть он самостоятельно попробует свои
силы в этом нелегком деле. Хорошо, если
Вы запишете рассказ ребенка дословно.
Это поможет позже его спокойно проанализировать
и у Вас появится материал для размышлений.
- Попросите
ребенка описать какое-либо изображенное
на картинке лицо – человека или животное.
Как
вариант, Вы можете попросить ребенка
описать любой предмет или игрушку, которые
находятся в комнате, не называя их. Попробуйте
угадать – о чем (о каком предмете) рассказал
Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ
ОЦЕНКИ :
1. Ребенок
составил рассказ самостоятельно. Вы ему
не помогали.
2. В
рассказе были использованы слова точные
по смыслу ( богатый словарный запас).
3. Ребенок
строил фразы грамматически правильно,
без ошибок (в его речи не было грамматических
неправильностей).
4. Ребенок
использовал предложения, состоящих из
4-х и более слов.
5. Все
звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь
была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
Такой
рассказ составит ребенок, речевое развитие
которого соответствует возрастной норме.
Упражнение для развития
речи дошкольников: "Разговор по картинке"
Данное упражнение для развития
речи дошкольников подойдет для деток
от трех до шести лет и направлено на формирование
связной речи. Для последовательной беседы
подойдет всякая желательно сюжетная,
красивая картинка. Лучше всего упражнение
выполнять, когда читаете книжки, собираете
паззл или любой другой интересной игрой,
чтобы у крохи не возникало чувства "нудного
урока". Ваша задача заключается увлечь
ребенка простой игрой "вопрос-ответ".
Задайте разнообразные вопросы с применением
полного «ассортимента» вопросительных
слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы
ребенок начал говорить, употребляйте
вступительные фразы ("А ты думаешь
?", "А тебе встречалось такое…")
либо предположения ("А вот если …",
"Может здесь хотели сказать...", "А
ты как бы поступил…"). Если ребенок
затрудняется ответить, помогите ему выстроить
предложение, покажите, о чем и как рассказать.
5)Тест для определения
уровня мелкой моторики и координации
движения рук
1. Пальчик
с носиком здороваются.
После предварительного показа задания
ребенку предлагается закрыть глаза и
коснуться указательным пальцем правой
руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности
другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание
- норма; если ребенок допускает неточности
(дотрагивается до середины или верхней
части носа, уха), это свидетельствует
о незрелости его координационных механизмов
и несоответствии возрастной норме.
Игра «Тактильный мешочек»
для мелкой моторики
Подготовьте одинаковые крышечки, их
число должно быть четным. Можно взять
крышечки от коробок сока или пластиковых
бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала можно
использовать наждачную бумагу, ковролин,
ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая
ткань, гобелен, мех, вязаная ткань), кожу,
гофрокартон, тонкий пенопласт, сетка
от комаров и т. д. По размеру крышек вырежьте
по два кружка каждого материала и вложите
кружочки в смазанные клеем крышечки.
Сшейте красивый мешочек из плотной ткани.
Правила игры:
положите в мешочек несколько пар крышечек
(начинать можно с двух пар, постепенно
увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено
в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные
крышечки.
6)Цветовой тест для
определения эмоционального самочувствия.
Определение настроения ребенка на занятиях
проводится с помощью цветового теста
эмоциональных состояний на основе теста
Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные
взаимоотношения с педагогом или сверстниками
могут повлиять на успешность его деятельности.
Для диагностики потребуется 8 цветных
квадратиков, которые представлены на
рисунке.
Ребенку предлагается выбрать квадратик,
который похож на его настроение во время
занятия, а потом квадратик-настроение
во время общения с педагогом. Далее для
сравнения вы можете предложить ребенку
выбрать цвет, который похож на его настроение
дома, в детском саду, когда он общается
с мамой, другом и т. д.
Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых
выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно,
следует соотнести полученные результаты
с вашими наблюдениями за ребенком во
время занятий или наблюдениями педагога.
Синий цвет —
этот цвет выбирают спокойные, чувствительные
дети. Их настроение в целом положительно,
хотя присутствует некоторая печаль. У
ребенка существует потребность в глубоком,
понимающем его собеседнике, в индивидуализированном
общении. Занятия, где нет личного контакта
с педагогом, им не комфортны, они замыкаются
в себе, грустят.
Зеленый цвет —
этот цвет выбирают дети с высоким уровнем
притязаний. Они испытывают потребность
быть первыми, потребность в похвале. Еще
для них значимо уважительное к ним отношение
со стороны педагога и сверстников, они
любят, чтобы их ставили в пример другим.
Красный цвет —
этот цвет предпочитают энергичные, активные
дети. Им нравится пошуметь, пошалить,
могут быть заводилами в играх. Цвет показывает,
что на занятиях у ребенка хорошее, активное
состояние.
Желтый цвет означает,
что ребенок ожидает от занятий только
хорошего, склонен слушаться педагога,
выполнять его указания.
Фиолетовый
цвет — цвет слишком детского поведения, потребность
в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать
дистанцию в отношениях со взрослыми,
в случае слишком строгих, жестких требований
может капризничать, закатить истерику.
В целом настроение положительное.
Коричневый
цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только
эмоционального, но и физического. У ребенка
может болеть голова, живот, его может
затошнить. Ребенок может переживать из-за
того, что его достижения не соответствуют
ожиданиям педагога или родителей.
Черный цвет —
этот цвет выбирают дети, которым не нравится
то, что происходит на занятиях, они выражают
свой протест, бунтуют, не подчиняются
требованиям взрослых. Это состояние открытого
конфликта с педагогом или сверстниками,
или с той деятельностью, которой им приходится
заниматься.
Серый цвет —
цвет пассивного неприятия. Серое настроение
означает, что ребенок скучает на занятиях,
что он безразличен к происходящему, не
вникает в процесс, пропускает мимо ушей
указания педагога. Часто это происходит
оттого, что ребенок не видит смысла в
занятиях, поскольку у него не получается
выполнять требования.