Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:01, контрольная работа
"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно должно быть столь же просвещенным, как и деятельным" - вот формула, которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми. В период “Смутного времени“ ( начало ХVII века ) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах , причем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов “ не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным “. Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам.
I. Как формировалась система государственного призрения детства в России в период с ХVII в. до первой половины ХIХ в.?
II. Обоснуйте необходимость введения профессии «социальный педагог».
III. Ответьте на вопросы теста.
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» г. ЯЛТА
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра педагогики и
по дисциплине:
Введение в специальность
студента: Осадченко Л. А. гр. 11-ЕЗСП, 1 курс
Вариант № 3
Выполнил: 31.10.2013
Подпись студента
Проверил
Преподаватель: Симакова Э.С.
Евпатория, 2013 г.
личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные
нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
А переходный период развития общества в настоящее время,
углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о
детях и подростках.
В России накоплен богатейший опыт в этой области.
Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям,
апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения
детей и подростков.
Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки
практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.
"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно
должно быть столь же просвещенным, как и деятельным" - вот формула,
которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми.
В период “Смутного времени“ ( начало ХVII века ) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах , причем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов “ не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным “. Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам.
Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал ведение открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, при его приемнике царе Алексее Михайловиче, патриарх Никон получил от царя право принимать от “страждущих” прошения и делать по ним представление царю дальнейшего разрешение этих просьб. Очевидно, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот.[
Идея постепенного развития
социального обеспечения
В 1682 году в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучатся грамотам, ремеслам и наукам, которые” зело и во всех случаях нужны и потребны “. Этот проект можно рассматривать как наивысший проект той эпохи, когда идея государственного призрения детей только зарождалось.
Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра
I, который в свое правление создал государственную систему призрения
нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с
социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил
законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом
попечения государства.
В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев", куда
было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности
происхождения, а за " погубление зазорных младенцев " Государь грозил
смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были
предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число
таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской
губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них
расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При
этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в
учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-
нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж.
Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в
помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством
вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских
воспитательных домов для "зазорных младенцев".
Благотворительная деятельность Российского Императорского двора,
прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму
устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр
благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она
пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в
котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на
воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только
когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после
оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до
15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы
воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства
открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские
(пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и
оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских
гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в
1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.
В этот же период начинают создаваться общественные организации,
самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише,
которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II
(середина XVIII века) в Москве
открывается государственно-
"Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается
опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня
Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на
организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без
присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для
сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его
приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин
Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С
этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в
1807 году открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых
детей.
В этот период в России начинает развиваться определенная
социальная политика и законодательство, складывается система призрения
людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно
отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает
специальные институты, которые начинают осуществлять государственную
политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться
инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится
субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым
обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность
соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами,
принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого
поведения и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь
выступает как волюнтаристско-
если раньше помощь
детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и
требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о
государственной необходимости.
После эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии
общественного призрения были благотворительные общества и союзы,
общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают
"Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое
общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные
пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.
Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и
мещанское училище , приняла по воле Государя главное начальствование и над
Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и
положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем.
Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9
тысяч рублей на содержание
грудных младенцев с
Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома.
За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч.
Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным
образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был
пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на
Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В
этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица
реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и
знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным
учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из
любви к Отечеству и человечеству".
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и
новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и
Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св.
Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817
году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству
предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном
гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить,
печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам
воспитанниц и после выпуска их из заведения.
Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть
благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались
механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с
разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство,
бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение
распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы
приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали
и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Попечительство о глухонемых содержало за счет своих средств
школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия
семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось
казенное обеспечение.
Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее
ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.
Венцом деятельности Императора было учреждение
сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили
сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при
Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские
отделения на 50 мест в каждом, затем
латинские и французские
дети обоего пола получали столь основательное образование, что после
латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из
Информация о работе Контрольная работа по «Социальной психологии»