Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:01, контрольная работа
"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно должно быть столь же просвещенным, как и деятельным" - вот формула, которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми. В период “Смутного времени“ ( начало ХVII века ) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах , причем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов “ не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным “. Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам.
I. Как формировалась система государственного призрения детства в России в период с ХVII в. до первой половины ХIХ в.?
II. Обоснуйте необходимость введения профессии «социальный педагог».
III. Ответьте на вопросы теста.
французских классов выходили воспитатели в частные дома.
Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное
образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились
факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в
надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец
этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы
были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот
офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на
300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался
Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.
II. Становление новой профессии «социальный
педагог» в нашей стране происходит в
сложных, во многом противоречивых условиях
модернизации всей системы народного
образования, включая решение задач социальной
адаптации детей. Адаптация и подготовка
детей к жизни в постоянно меняющемся
и нестабильном мире, вызывает у школы
большие трудности, одной из причин которых
является то, что при постановке учебно-воспитательных
задач практически не учитываются психологические
и личностные характеристики школьников,
их социальный статус, готовность к вхождению
в окружающую социальную среду. Именно
поэтому в школах необходим специалист,
который взял бы на себя решение этих проблем
– профессиональный социальный педагог.
Название специалиста «социальный педагог»
является производным от слова «педагог»,
которое ассоциируется, прежде всего,
с учителем. Поэтому не удивительно, что
после введения такой должности первыми
социальными педагогами стали учителя.
В профессиональной деятельности учителя
и социального педагога есть много общего.
Прежде всего, эти две профессии роднит
то, что объектом их внимания является
ребенок, его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность
этих специалистов имеет и ряд существенных
отличий, позволяющих выявить специфику
двух родственных профессий. Учитель,
выполняя свою главную образовательную
функцию, передает молодому поколению
знания и социокультурный опыт, накопленный
обществом, в процессе чего осуществляется
развитие и воспитание ребенка. В центре
же внимания социального педагога находится
социализация ребенка, его успешная интеграция
в общество.
Отличаются эти профессии и с точки зрения
сферы деятельности. Если учитель ориентирован
уже в процессе профессиональной подготовки
на работу в учреждениях определенного
типа, а именно в образовательном учебном
заведении, то социальный педагог может
осуществлять свою деятельность в самых
разных учреждениях (образовательных,
коррекционных, реабилитационных, досуговых
и др.).
С этой точки зрения, а также функционально
деятельность социального педагога гораздо
ближе к профессиональной деятельности
специалиста по социальной работе. Разграничить
социально-педагогическую сферу и сферу
социальной работы чрезвычайно трудно
еще и потому, что обе они только формируются.
Вместе с тем, по крайней мере, одно существенное
отличие, определяющее специфику этих
двух сфер профессиональной деятельности,
может быть отмечено. Оно заключается
в том, что в отличие от социального педагога,
который в своей профессиональной деятельности
имеет дело с ребенком в процессе его развития,
воспитания, социального становления,
объектом социальной работы могут оказаться
люди, имеющие те или иные социальные проблемы
или затруднения, независимо от возраста.
Социальный педагог образовательного
учреждения – это новая должность, предназначенная
для профессионала, компетентного специалиста.
Он не похож на школьного учителя или другого
работника народного образования. Ему
приходится действовать непосредственно
в среде, окружающей личность ребенка,
- общаться с семьей, где нет привычной
ситуации с определенным школьным режимом,
наличием авторитетов и т.д. Работа социального
педагога с ребенком отличается и, по сути,
и по технологии, в зависимости от того,
кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует
и пр. Но успешно использовать средства
социально-педагогической работы можно
только в условиях взаимного доверия социального
педагога и тех, кому он помогает.
Если процесс социализации ребенка проходит
успешно, то он не нуждается в профессиональной
помощи социального педагога. Необходимость
в ней возникает там и тогда, когда ни семья,
ни школа не обеспечивают необходимое
развитие, воспитание и образование ребенка,
в результате чего появляются «социально
выпавшие», дезадаптированные дети.
Несмотря на то, что профессия «социальный
педагог» - достаточно новая, в научной
и методической литературе появились
различные определения этого понятия:
- социальный педагог – специалист по
работе с детьми и взрослым населением
в социально-культурной и семейно-бытовой
сферах;
- социальный педагог – специалист в области
социальной деятельности» ;
- социальный педагог – сотрудник школы,
который создает условия для социального
и профессионального саморазвития учащихся,
организуя деятельность педагогов и родителей
на основе принципов гуманизма, с учетом
исторических и культурных традиций.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать,
что профессия «социальный педагог» в
образовательных учреждениях становится
востребованной, и никто, практически,
уже не сомневается в необходимости и
целесообразности осуществления социально-педагогической
деятельности с детьми, оказании им помощи
и поддержки в решении различных социальных
проблем.
Актуальность проблемы.
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление профессии “социальный педагог” , ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.
Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и развиваться.
Вопрос о современном
юридическом, экономическом, социальном
статусе специалиста –
Это связано с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами.
Статус современного социального педагога не выдуман и не рожден спонтанно. Он формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятельному началу, активному, созидательному действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалось в целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога, социального педагога, экономиста социально – культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по видимому, ставить точку рано, является социально – культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности.
Вместе с тем социальный статус современного социального педагога сложился в последние годы, в условиях опыта, свободные от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, деятельность которого является важным связующим звеном между жителями социума и социально – культурными институтами, задействованными в сфере свободного времени.
“В целевой установке специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:
-увеличить степень
самостоятельности ребенка с
дошкольного возраста, подростка,
взрослого в выборе и
-создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности” .
В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном помощнике – социальном педагоге, который сам выходит на контакт с семьей, личностью.
Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в круг общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности.
Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно – досуговых, спортивно – оздоровительных учреждений, службы социальной защиты и социального обеспечения правоохранительных органов, а также осуществлять в установленном порядке индивидуальную – трудовую деятельность.
Педагог связывается
со специалистами, со службами социальной
защиты, которые способны помочь ребенку.
Для этого необходимо, чтобы он
был профессионально
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Оно определяется объективными и субъективными факторами.
Объективные факторы – это система знаний, умений, навыков.
Профессиональные знания
социального педагога: педагогика и
психология, физиология развития ребенка,
методики воспитательной работы. Эти
знания необходимы для изучения ребенка,
анализа его поступков и
Социальный педагог должен уметь: организовать деятельность и сотрудничество детей; владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять.
Начинающего педагога к мастерству приводит педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит, – умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать как воспринимается твоя речь, как она развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое эмоциональное отношение; и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.
А следующими факторами профессионального мастерства являются субъективные факторы. Субъективные факторы – это качества, характеризующие индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.
Необходимыми и достаточными условиями формирования личности социального педагога являются следующие качества:
1. Профессиональная направленность личности выражается в адекватном понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии;
2. Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в процессе решения задач и потому определяют ее успешность;
3. Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей.
Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей, общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и профессионального развития личности.
III.
Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
с. 61-62.
Информация о работе Контрольная работа по «Социальной психологии»