Контрольная работа по «Социальной психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно должно быть столь же просвещенным, как и деятельным" - вот формула, которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми. В период “Смутного времени“ ( начало ХVII века ) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах , причем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов “ не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным “. Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам.

Содержание работы

I. Как формировалась система государственного призрения детства в России в период с ХVII в. до первой половины ХIХ в.?
II. Обоснуйте необходимость введения профессии «социальный педагог».
III. Ответьте на вопросы теста.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ КР НОВАЯ.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

французских классов выходили воспитатели  в частные дома.

Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами  получали  прекрасное

образование. Это породило случаи отказа  родителей  от  детей.  Обнаружились

факты, когда родители из бедных семей тайно приносили  своих детей в Дома,  в

надежде на их счастливую  будущность.  Император  Николай  I  положил  конец

этому ненормальному  явлению. В 1837  году  французские  и  латинские  классы

были упразднены, а  взамен их были учреждены институты для воспитания  сирот

офицеров военной и  гражданской службы. Из сиротского мужского института  (на

300 детей) при  Московском  Воспитательном  доме  в  1847  году  образовался

Кадетский Корпус с выходом  из Ведомства Императрицы Марии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      II.  Становление новой профессии «социальный педагог» в нашей стране происходит в сложных, во многом противоречивых условиях модернизации всей системы народного образования, включая решение задач социальной адаптации детей. Адаптация и подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает у школы большие трудности, одной из причин которых является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду. Именно поэтому в школах необходим специалист, который взял бы на себя решение этих проблем – профессиональный социальный педагог.  
 
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.  
 
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество.  
 
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждениях определенного типа, а именно в образовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях (образовательных, коррекционных, реабилитационных, досуговых и др.).  
 
С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере, одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.  
 
Социальный педагог образовательного учреждения – это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста. Он не похож на школьного учителя или другого работника народного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность ребенка, - общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Работа социального педагога с ребенком отличается и, по сути, и по технологии, в зависимости от того, кто ее ведет, в какой ситуации, кто присутствует и пр. Но успешно использовать средства социально-педагогической работы можно только в условиях взаимного доверия социального педагога и тех, кому он помогает.  
 
Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, когда ни семья, ни школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие», дезадаптированные дети.  
 
Несмотря на то, что профессия «социальный педагог» - достаточно новая, в научной и методической литературе появились различные определения этого понятия:  
 
- социальный педагог – специалист по работе с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой сферах;  
 
- социальный педагог – специалист в области социальной деятельности» ; 
 
- социальный педагог – сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. 
 
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что профессия «социальный педагог» в образовательных учреждениях становится востребованной, и никто, практически, уже не сомневается в необходимости и целесообразности осуществления социально-педагогической деятельности с детьми, оказании им помощи и поддержки в решении различных социальных проблем. 

 

 

Актуальность проблемы.

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление профессии “социальный педагог” , ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

Все это говорит о  том, что наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и развиваться.

Вопрос о современном  юридическом, экономическом, социальном статусе специалиста – социального  педагога является  исключительно важным.

Это связано с объективно возрастающей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами.

Статус современного социального педагога не выдуман  и не рожден спонтанно. Он формируется под влиянием сегодняшних реалий. Приоритетное место в нем принадлежит деятельному началу, активному, созидательному действию в тех или иных социальных вариантах. В последующие годы специальность культурно-просветительного работника трансформировалось в целый ряд родственных специальностей и специализаций: культуролога, социального педагога, экономиста социально – культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по видимому, ставить точку рано, является социально – культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы (студии, кружка, любительского объединения) в сфере досуга.

В качественно новом  социальном статусе специалиста  доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности.

Вместе с тем социальный статус современного социального педагога сложился в последние годы, в условиях опыта, свободные от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, деятельность которого является важным связующим звеном между жителями социума и социально – культурными институтами, задействованными в сфере свободного времени.

“В целевой установке  специалиста можно выделить несколько  приоритетных позиций, в их числе:

-увеличить степень  самостоятельности ребенка с  дошкольного возраста, подростка,  взрослого в выборе и реализации  досуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;

-создать условия, в  которых и дети, и взрослые  могут в максимальной мере  проявить досуговую инициативу, творческие возможности” .

В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья. Поэтому возникает необходимость в грамотном, квалифицированном помощнике – социальном педагоге, который сам выходит на контакт с семьей, личностью.

Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические  и возрастные особенности, способности  человека, вникает в мир его  интересов, в круг общения, в условия  его жизни и выявляет проблемы личности.

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно – досуговых, спортивно – оздоровительных учреждений, службы социальной защиты и социального обеспечения правоохранительных органов, а также осуществлять в установленном порядке индивидуальную – трудовую деятельность.

 

Педагог связывается  со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения  воспитательной работы. Сегодня это называется  педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит  от личных качеств педагога, а также  от его знаний и умений. Оно определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы  – это система знаний, умений, навыков.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и  психология, физиология развития ребенка, методики воспитательной работы. Эти  знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других детей.

Социальный педагог  должен уметь: организовать деятельность и сотрудничество детей; владеть  некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в  беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять.

Начинающего педагога к  мастерству приводит педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит, – умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать как воспринимается твоя речь, как она развивается; умение выразить свое отношение к поступку, к человеку, свое эмоциональное отношение; и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения.

А следующими факторами  профессионального мастерства являются субъективные факторы. Субъективные факторы  – это качества, характеризующие  индивидуальность личности и уникальность ее мастерства.

Необходимыми и достаточными условиями формирования личности социального  педагога являются следующие качества:

1.    Профессиональная направленность личности выражается в адекватном понимании целей и задач профессиональной деятельности, наличие сформулированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, относящихся к избранной профессии;

2.    Профессиональное мышление. Оно проявляется в деятельности, в процессе решения задач и потому определяют ее успешность;

3.     Профессиональное самосознание, то есть сознание личностью самого себя в профессиональной деятельности, во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей.

Итак, профессиональное мастерство базируется на фундаментально общей, общекультурной подготовке и обеспечивается единством общего и профессионального развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

  1. в
  2. в
  3. а
  4. г
  5. в
  6. в
  7. а
  8. а
  9. в
  10. а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

 

  1. В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История социальной работы в России. //

Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

с. 61-62.

 

  1.  Костина Е.Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е.Ю. Костина. - Владивосток: ДВГУ ТИДОТ, 2003. – 110с.
  2.   Социальный педагог : Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.

 

 

 

 

 

 

    


Информация о работе Контрольная работа по «Социальной психологии»