Контрольная работа по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:
А.Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Содержание работы

Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Показатели и критерии развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Технология использования театрализованных игр в развитии коммуникативных умений (возрастная группа определяется студентом).

Файлы: 1 файл

психология 1.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

5. Разыгрывание ситуаций  по проблеме.

IV.   Конфликтные дети.

(ссоры и драки сопровождают его постоянно, не может найти выход даже из самых простых ситуаций).

1.Развивать умение детей  договориться друг с другом  и показать, как важно для этого  видеть собеседника; учить видеть  и использовать невербальные  средства общения. ("Спина к  спине", "Сидящий и стоящий").

2.Осознание себя и черт  своего характера ("На кого  я похож" (на какого животного,  птицу, дерево…)

3.Ролевая гимнастика: снятие  напряжения, эмоциональное оживление,  расширение поведенческого опыта  ребенка. (Посидеть как пчела на  цветке; наездник на лошади, Карабас-Барабас...).

4.Сочинение сказки по  кругу: выражение индивидуальности, высказывание своих мыслей; учит  адекватным способам взаимодействия, взаимопомощи, умение выслушивать  собеседника.                                                                        

5.Беседы ("Как правильно  дружить?).

6.Разыгрывание ситуаций

V. Застенчивый ребенок.

  1. Снятие мышечных зажимов. ("Веселая зарядка").
  2. Овладение неречевыми средствами общения ("Колдун", "Расскажи стихи руками"). Решение конфликтных ситуаций (сюжетные картинки, рассказ). Учит вниманию к другим людям; поведенческий опыт

4   Коллективное рисование: чувство общности со всеми ("Наш дом").

  1. Рисование "Какой я есть и каким бы я хотел быть".
  2. Разыгрывание ситуаций, отрешающих проблемы в общении.

VI. Замкнутый ребенок, (знает как общаться, но не умеет).

1.Умение думать о себе  в "+" ключе (Назови свои  сильные стороны"), совместный  рисунок на тему "Как мы боремся  с трудностями"; беседа после  рисунка; или беседа, затем рисование,  где изображаются способы борьбы  с трудностями).

  1. Овладение неречевыми способами общения.
  2. Разыгрывание ситуаций по имеющимся проблемам. 
  3. Совместные настольные игры (несколько детей).

5.  Навык понимания и развития замыла другого человека ("Маленький скульптор").

6.  Рисунок "Я в будущем": дать перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

 

 

 

 

2.Показатели  и критерии развития коммуникативных  умений у детей дошкольного возраста.

 

В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал, что для ребенка образ взрослого, является не просто образом другого человека, а образом себя самого, своей собственной будущности, воплощенным в лице «другого». Д.Б. Эльконин предполагал, что «с определенного момента развития ребенок - это всегда «два человека» - Он и Взрослый» [9, с. 141].

Важной составляющей образовательной  среды субъектно-ориентированной  педагогики, педагогики развития и  диалога, являются - отношения между  участниками образовательного процесса: между педагогом и детьми. Именно этот аспект образовательного процесса и вносит обновление (изменение) в  существующие структуры образования. Процесс взаимодействия является центральным  для всей сферы дошкольного образования - «сфера дошкольного образования  может рассматриваться как система, в которой центральной точкой является взаимодействие педагога с  детьми, а программы и формы  образования представляют собой  элементы второстепенные - в отличие  от образования на других возрастных этапах развития».

Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Программное содержание образования в дошкольном возрасте органично вплетается в стиль взаимодействия взрослого с ребенком и выполняет обслуживающую функцию в процессе образования. Именно процессы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками лежат в основе развития в этом возрасте становятся основой дальнейшего развития его личности.

Л С. Выготский доказал, что развивается не сам по себе изолированный ребенок, а целостная система взаимодействия «ребенок- взрослый», только в этом смысле правомерно говорить и о развитии отдельного ребенка. Л.С. Выготский придавал решающее значение самой ситуации взаимодействия взрослого и ребенка, считая, что в нем заключен основной социокультурный механизм передачи образцов действия от взрослого к ребенку.

Источником психического развития ребенка является человеческая культура, а движущими силами этого  процесса служат возрастные изменения  объективного положения ребенка  в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности (А.Н. Леонтьев).

Существующая практика дошкольного  образования характеризуется нерешённостью  целого ряда проблем, связанных, в том  числе и с организацией обучения воспитанников. Особую актуальность проблема обучения приобретает в связи  с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования (2010), где  педагогам ДОУ предлагается новая  модель образовательного процесса, представленная следующими компонентами:

-образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения);

-образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

-самостоятельная деятельность детей;

-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы.

Данная модель образовательного процесса должна сменить привычную  для нас трехблочную модель, состоящую  из регламентированной, совместной и  самостоятельной деятельности.

На наш взгляд, одним  из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных  качеств может быть организация  с детьми совместной партнерской  деятельности.

Понятие «совместная деятельность»  раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой  личностного развития. В частности, Е.В. Шорохова рассматривает совместную деятельность как взаимосвязь двух явлений - взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой  динамичностью и процессуальностью. Е.А.Родионова рассматривает совместную деятельность как субъект - субъектное взаимодействие. Проблему сотрудничества взрослого и ребенка также рассматривали такие исследователи, как В.В.Панферов, Г.М.Андреева, Н.Н.Обозов.

По итогам изучения психолого-педагогической литературы можно утверждать, что  в процессе возникающего взаимодействия происходит информационный и деятельностный обмен, взаимовлияние друг на друга, что приводит к определенным изменениям в каждом из участников.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением  активности детей. Важным для нас  является положение о том, что  взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого (В.В.Горшкова, Н.Ф.Родионова). Взрослый создает условия  для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация  совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

Однако, как показывает практика, организация совместной партнерской  деятельности вызывает у педагогов  ДОУ определенные трудности:

педагоги не осознают преимущества и результативность совместной деятельности педагога с детьми;

многие педагоги не владеют  технологией организации такой  деятельности (создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога).

Поэтому для системы дошкольного  образования установлены Федеральные  государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные  и утвержденные только ФГТ к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, в которых  определены обязательные образовательные  области и основные задачи образовательных  областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации  воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему  занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с  детьми дошкольного возраста.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые  формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации  детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается  в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (под словом других Д.Б. Эльконин имеет в виду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она  осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют от практиков  решать образовательные задачи в  процессе совместной деятельности ребенка  со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие  партнерской позиции взрослого  и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ  Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно  считать приемлемыми формами  практики для ребенка дошкольного  возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

Именно эта деятельность наполняет своим содержанием (наряду с созданием предметно-развивающей  среды) третью форму - самостоятельную  деятельность в свободное время, обеспечивая тем самым условия  для развития способностей к творческому  самовыражению для кооперации с  равными, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысливания и реализации собственных задач.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как  средства формирования коммуникативных  умений обусловлен становлением у дошкольника  внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.

Это позволяет нам отвлечься  от конкретной предметной деятельности и обратиться непосредственно к  партнеру: «Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками - становление субъектного отношения  к ним, то есть умения видеть в них  равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями и постоянную готовность действовать на благо  товарища, задумываясь о своих  собственных интересах только во вторую очередь» [42, с. 63].

Партнер-Партнерские отношение-, пишет Е.С. Клецина,- это отношения равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью

«Организация партнерства, сотрудничества сформирует устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих  в качестве внутренних духовных регуляторов  его поведения в любых ситуациях, сделает успешной подготовку к школьному  обучению, оптимизирует взаимодействие родителей и малыша, будет способствовать успешной социализации личности дошкольника, даст возможность реализовать личностно-ориентированного подхода к воспитаннику, а также обеспечить совершенствование профессиональной компетентности педагога»[ ].

Однако, совместная взросло-детская деятельность достаточно сложна по своей структуре и также предполагает участие взрослого и ребенка в разнообразных ролевых позициях.

В современном обществе, отмечается В. Кудрявцевым , существует три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры.

 

Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах:

Взрослый- носитель социально  заданной суммы ЗУНов, он знает всю программу деятельности ребенка, стремится предупредить возможные отклонения от нее.Ребенок- исполнитель образцов, данных взрослым путем контролирования и подражания.Характер взаимодействия- ребенок должен смотреть на мир глазами взрослого, «делать как он», усваивать содержание, ограниченное пределами локального опыта авторитарного взрослого. Между ними не устанавливается общности, а скорее происходит «подравнивание» ребенка под взрослого.

Информация о работе Контрольная работа по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»