Корреляция эстрадобоязни с другими показателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 03:01, практическая работа

Описание работы

Проблема тревожности при публичном выступлении является одной из важных в музы¬кальной педагогике и психологии. Способность владеть собой в момент выступления и регулировать эстрадное волнение — обязательная задача в формиро¬вании пригодности к исполнительской деятельности.
Смысл деятельности певца, инструменталиста или актера – в общении со зрителем. Завершением в работе над произведением или ролью является концертное выступление. Как часто концертное выступление учащегося сводит практически к нулю всю нелегкую работу, как ученика, так и педагога.

Файлы: 1 файл

исследование.docx

— 34.66 Кб (Скачать файл)

Проблема тревожности  при публичном выступлении является одной из важных в музыкальной педагогике и психологии. Способность владеть собой в момент выступления и регулировать эстрадное волнение — обязательная задача в формировании пригодности к исполнительской деятельности.

Смысл деятельности певца, инструменталиста или актера – в общении со зрителем. Завершением в работе над произведением или ролью является концертное выступление. Как часто концертное выступление учащегося сводит практически к нулю всю нелегкую работу, как ученика, так и педагога. С удовольствием и большим усердием занимаясь в классе, ученик играет на сцене с текстовыми потерями, со срывами, не думая о образе в произведении. 

Учитывать одни лишь личностные особенности студента в процессе возникновения тревожности в исполнительской деятельности не совсем правильно, т.к. студент в процессе подготовки к концертному выступлению взаимодействует с педагогом, родителями. При работе над проблемой тревожности при концертном выступлении необходимо учитывать и социальный фактор: также личностные особенности (психические процессы и свойства) студента.

Таким образом, необходимо выяснить взаимосвязь личностно-психологический особенностей студента и уровня тревожности у учащихся у средне-специальных учебных заведений и ВУЗов, занимающихся подготовкой специалистов творческих профессий, а именно музыкантов, актеров, хореографов и т.д.

Данное исследование даст нам понимание зависимости психологических особенностей личности студента и его тревожности, которая является ядром в котором зарождается страх и переживания перед выступлением. Результаты данного исследования позволят определить какому типу личности наиболее присущ «страх сцены».

   Цель работы: Выявление взаимосвязи эстрадобоязни и особенностей личности.

 

   Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между эстрадобоязнью и такими индивидуально-психологическими особенностями, как уровень общей тревожности, тип акцентуации, мотивация личности и особенности функционирования когнитивной сферы у студентов творческих специальностей. Определённому  типу личности присуща только ему свойственная реакция на одни и те же факторы, составляющие концертную ситуацию.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

  1. Выявить сущность, причины, условия возникновения эстрадного волнения.
  2. Исследовать зависимость концертной тревожности от уровня общей тревожности исполнителя.
  3. Предложить оптимальные методы и приёмы работы со студентами, подверженными эстрадобоязни.

 

   Предмет исследования: Взаимосвязь между эстрадобоязнью и индивидуальными личностными особенностями у студентов творческих специальностей.

   Объект исследования: Эстрадобоязнь у студентов творческих специальностей.

В исследовании используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих психологические особенности студентов и их уровень тревожности, с целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования: В исследовании принимали участие студенты Самарского областного училища культуры и искусств.

Характеристика выборки

Фамилия и имя

Возраст

Курс

Специальность

1

Филлипова Мария

17лет

2

Актерское мастерство

2

Сергеева Оксана

19лет

3

Вокал

3

Тихомирова Таня

17лет

2

Хореография

4

Пелевин Антон

18лет

2

Актерское мастерство

5

Кириллов Стас

20лет

4

Хореография

6

Степанов Кирилл

17лет

2

Инструментал

7

Смирнов Василий

19лет

3

Актерское мастерство

8

Дмитриева Светлана

20лет

4

Хореография

9

Казаева Людмила

19лет

3

Вокал

10

Шилова Дарья

17лет

2

Вокал

11

Киблер Алексей

18лет

3

Инструментал

12

Исматов Руслан

19лет

4

Инструментал

13

Киреева Екатерина

19лет

4

Инструментал

14

Пучкова Ирина

17лет

2

Хореография

15

Силаньтьева Альбина

21год

4

Вокал

16

Харламова Полина

19лет

3

Актерское мастерство

17

Соколов Сергей

19лет

3

Вокал

18

Пронин Антон

20лет 

4

Хореография

19

Русев Вадим

18лет

2

Актерское мастерство

20

Бабенко Оксана

17лет

2

Актерское мастерство

21

Федулов Константин

17лет

2

Инструментал

22

Игуменов Данил

18лет

2

Вокал

23

Денисов Александр

19лет

3

Актерское мастерство

24

Белов Владимир

21год

4

Хореография

25

Марфин Максим

20лет

4

Актерское мастерство

26

Саблин Сергей

18лет

3

Инструментал

27

Шлыкова Татьяна

20лет

4

Инструментал

28

Багрова Галина

19лет

4

Инструментал

29

Виноградова Ольга

18лет

2

Вокал

30

Бершов Олег

19лет

3

Вокал


 

Методы исследования:

1 Опросник Шмишека. Акцентуации характера

 Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация  Леонгарда). 1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание  черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с  очень высоким уровнем конституционной  тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои  способности. Пугаются ответственности,  опасаются всевозможных неприятностей  для себя и своих родных, не  могут унять свои страхи и  тревогу, «притягивая» к себе  и близким реализацию своих  страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.

7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость, Склонность  к повышенной импульсивной реактивности  в сфере влечения. В патологии  — эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность  к аффективной экзальтации (близко  к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

Все эти группы «акцентуированных  личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера  или темперамента. К акцентуации  свойств характера относятся:

  • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
  • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
  • возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
  • застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации  относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных  реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей  личности. Рядом с номером вопроса  поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент  дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

2. Данный тест является сжатой модификацией "Фигур Готтшальдта" и соответственно направлен на диагностику такого параметра как полезависимость-поленезависимость (ПЗ-ПНЗ).

Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с  помощью "ПЗ-ПНЗ", является степень  свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся  у него знания и опыт, а не на внешние  ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.

Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой - полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокую самостоятельность в средствах достижения постав- ленной цели. Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.

Наиболее четкие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая "картинка" значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых - аналитично, восприятие полезависимых синтетично.

Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах  найти одну из пяти эталонных фигур  и указать ее. Сложные фигуры предъявляются  по одной. Фиксируется общее время  выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.

"Вам будут предъявлены  сложные фигуры (изображения), в каждой  из которых имеется один из  простых эталонов, закодированных  буквами А, Б, В, Г, Д. Вы должны найти в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке и указать его (набрать код элемента)".

Информация о работе Корреляция эстрадобоязни с другими показателями