Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 03:01, практическая работа
Проблема тревожности при публичном выступлении является одной из важных в музы¬кальной педагогике и психологии. Способность владеть собой в момент выступления и регулировать эстрадное волнение — обязательная задача в формиро¬вании пригодности к исполнительской деятельности.
Смысл деятельности певца, инструменталиста или актера – в общении со зрителем. Завершением в работе над произведением или ролью является концертное выступление. Как часто концертное выступление учащегося сводит практически к нулю всю нелегкую работу, как ученика, так и педагога.
Проблема тревожности
при публичном выступлении
Смысл деятельности певца, инструменталиста или актера – в общении со зрителем. Завершением в работе над произведением или ролью является концертное выступление. Как часто концертное выступление учащегося сводит практически к нулю всю нелегкую работу, как ученика, так и педагога. С удовольствием и большим усердием занимаясь в классе, ученик играет на сцене с текстовыми потерями, со срывами, не думая о образе в произведении.
Учитывать одни лишь личностные особенности студента в процессе возникновения тревожности в исполнительской деятельности не совсем правильно, т.к. студент в процессе подготовки к концертному выступлению взаимодействует с педагогом, родителями. При работе над проблемой тревожности при концертном выступлении необходимо учитывать и социальный фактор: также личностные особенности (психические процессы и свойства) студента.
Таким образом, необходимо выяснить взаимосвязь личностно-психологический особенностей студента и уровня тревожности у учащихся у средне-специальных учебных заведений и ВУЗов, занимающихся подготовкой специалистов творческих профессий, а именно музыкантов, актеров, хореографов и т.д.
Данное исследование даст нам понимание зависимости психологических особенностей личности студента и его тревожности, которая является ядром в котором зарождается страх и переживания перед выступлением. Результаты данного исследования позволят определить какому типу личности наиболее присущ «страх сцены».
Цель работы: Выявление взаимосвязи эстрадобоязни и особенностей личности.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между эстрадобоязнью и такими индивидуально-психологическими особенностями, как уровень общей тревожности, тип акцентуации, мотивация личности и особенности функционирования когнитивной сферы у студентов творческих специальностей. Определённому типу личности присуща только ему свойственная реакция на одни и те же факторы, составляющие концертную ситуацию.
Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:
Предмет исследования: Взаимосвязь между эстрадобоязнью и индивидуальными личностными особенностями у студентов творческих специальностей.
Объект исследования: Эстрадобоязнь у студентов творческих специальностей.
В исследовании используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих психологические особенности студентов и их уровень тревожности, с целью выяснения зависимости между этими показателями.
База для исследования: В исследовании принимали участие студенты Самарского областного училища культуры и искусств.
Характеристика выборки
№ |
Фамилия и имя |
Возраст |
Курс |
Специальность |
1 |
Филлипова Мария |
17лет |
2 |
Актерское мастерство |
2 |
Сергеева Оксана |
19лет |
3 |
Вокал |
3 |
Тихомирова Таня |
17лет |
2 |
Хореография |
4 |
Пелевин Антон |
18лет |
2 |
Актерское мастерство |
5 |
Кириллов Стас |
20лет |
4 |
Хореография |
6 |
Степанов Кирилл |
17лет |
2 |
Инструментал |
7 |
Смирнов Василий |
19лет |
3 |
Актерское мастерство |
8 |
Дмитриева Светлана |
20лет |
4 |
Хореография |
9 |
Казаева Людмила |
19лет |
3 |
Вокал |
10 |
Шилова Дарья |
17лет |
2 |
Вокал |
11 |
Киблер Алексей |
18лет |
3 |
Инструментал |
12 |
Исматов Руслан |
19лет |
4 |
Инструментал |
13 |
Киреева Екатерина |
19лет |
4 |
Инструментал |
14 |
Пучкова Ирина |
17лет |
2 |
Хореография |
15 |
Силаньтьева Альбина |
21год |
4 |
Вокал |
16 |
Харламова Полина |
19лет |
3 |
Актерское мастерство |
17 |
Соколов Сергей |
19лет |
3 |
Вокал |
18 |
Пронин Антон |
20лет |
4 |
Хореография |
19 |
Русев Вадим |
18лет |
2 |
Актерское мастерство |
20 |
Бабенко Оксана |
17лет |
2 |
Актерское мастерство |
21 |
Федулов Константин |
17лет |
2 |
Инструментал |
22 |
Игуменов Данил |
18лет |
2 |
Вокал |
23 |
Денисов Александр |
19лет |
3 |
Актерское мастерство |
24 |
Белов Владимир |
21год |
4 |
Хореография |
25 |
Марфин Максим |
20лет |
4 |
Актерское мастерство |
26 |
Саблин Сергей |
18лет |
3 |
Инструментал |
27 |
Шлыкова Татьяна |
20лет |
4 |
Инструментал |
28 |
Багрова Галина |
19лет |
4 |
Инструментал |
29 |
Виноградова Ольга |
18лет |
2 |
Вокал |
30 |
Бершов Олег |
19лет |
3 |
Вокал |
Методы исследования:
1 Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда). 1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.
2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.
3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.
7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость, Склонность
к повышенной импульсивной
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность
к аффективной экзальтации (
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.
Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).
2. Данный тест является сжатой
модификацией "Фигур Готтшальдта"
и соответственно направлен на диагностику
такого параметра как полезависимость-
Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью "ПЗ-ПНЗ", является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.
Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой - полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокую самостоятельность в средствах достижения постав- ленной цели. Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.
Наиболее четкие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая "картинка" значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых - аналитично, восприятие полезависимых синтетично.
Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется общее время выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.
"Вам будут предъявлены сложные фигуры (изображения), в каждой из которых имеется один из простых эталонов, закодированных буквами А, Б, В, Г, Д. Вы должны найти в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке и указать его (набрать код элемента)".
Информация о работе Корреляция эстрадобоязни с другими показателями