Ко-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать особенности ко-терапии и специфику ее применения.

Содержание работы

Введение 3
1. Общее понятие о ко-терапии 4
2. Процедура проведения и сфера использования ко-терапии 8
3. Преимущества и недостатки ко-терапии 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

ЕГПУ Ко-терапия (пс-пед.коррекция).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)


Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

С психотерапевтическими  группами работают разные терапевты. Различия в теоретической ориентации и  личностные особенности обусловливают способы их поведения и работы в группе.

Ко-терапия - это одновременное  участие в работе с клиентами двух или более психотерапевтов. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что с помощью данной техники можно значительно увеличить эффективность психотерапии, так как предполагается, что взаимная поддержка профессионалов, более объективный взгляд на ситуацию и диалог при обсуждении работы облегчает терапевтический процесс.

Однако приступив к  работе над данной темой, была обнаружена проблема - очень мало материала по ко-терапии. По сути, в разных источниках и на разных ресурсах размещены варианта одного и того же текста, суть которого в том, что ко-терапия существует, что она очень хороша для семейного консультирования, и что основная трудность - согласовать действия ко-терапевтов между собой.

Между тем, данная тема не только актуальна, но и интересна для многих. Интерес может быть любой. Кто-то хочет стать клиентом, но боится, что психолог будет откровенно поучать или, наоборот, вынуждать принимать решения. Кто-то хочет попробовать себя в роли супервизора, но никто не приглашает посмотреть на свою работу. Кто-то хочет узнать, как работают в ко-терапии. Возможно, сам имеет подобный опыт, удачный или неудачный.

Таким образом, цель данной работы - охарактеризовать особенности ко-терапии и специфику ее применения.

Общее понятие о ко-терапии

 

 

Очень часто психотерапевтические группы ведут два терапевта. В  групповой психотерапии это называется ко-терапией. Она особенно ценна для начинающих терапевтов, а также в работе лечебных терапевтических групп [7, с. 105].

Вести группы вместе могут  терапевты, обладающие примерно одинаковым опытом или один из них может быть начинающим. Относительно последнего случая ведутся дискуссии. Например, Б. Мулан и M. Розенбаум (1978) утверждают, что вместе вести группы могут только опытные терапевты, так как участие начинающего в роли ко-терапевта является эксплуатацией клиентов в целях обучения и поэтому неэтично. Однако это мнение не находит всеобщего одобрения, так как ко-терапия является одной из форм приобретения профессионального опыта.

Особенно важный вопрос – мотивы совместной работы двух терапевтов и их совместимость. Например, в случае недостаточной уверенности в работе с группами можно пригласить на роль ко-терапевта более опытного коллегу, но тревога и боязнь пригласившего потерять ко-терапевта может быть помехой для высказывания им своего мнения, противоположного мнению коллеги. Или иногда двум коллегам, возможно, просто хочется побольше бывать вместе, и поэтому они начинают совместно вести группу. В таком случае за счет группы они будут удовлетворять свои потребности.

Итак, возникает вопрос: на какой основе два терапевта могут работать вместе? Дж. Хейли (1963) описал дополняющий и симметричный типы ко-терапии. Примером дополняющего типа ко-терапии является совместная работа в группе опытного и начинающего терапевта, учителя и студента. В ко-терапии симметричного типа оба партнера равны. Но в любом случае совместная работа двух специалистов должна основываться на стремлении согласовывать свои личностные особенности и профессиональные навыки для общей цели. Поэтому работающие вместе должны ценить человеческие качества друг друга, понимать используемые ими методы и ориентироваться на общие психотерапевтические цели группы. Главное – взаимное уважение и доверие. Не столь важно, чтобы терапевты были хорошими друзьями; намного важнее нормальные рабочие отношения, позволяющие постоянно обсуждать проблемы совместной работы. Если есть взаимное уважение и понимание, даже терапевты различных стилей могут успешно работать вместе.

Ко-терапия позволяет  испытать уникальные преимущества общей  работы в группе мужчины и женщины. Работающая совместно пара "воссоздает" в группе структуру первичной семьи, когда у группы есть "отец" и "мать". Для большинства участников это повышает эмоциональный "заряд" группы. Совместная работа мужчины и женщины в группе может быть незаменимой моделью равноправного сотрудничества с обоюдным уважением, без эксплуатации или сексуализации отношений.

Она также расширяет возможности отождествления участников. Как отмечает Р.A. Шонбар (1973), участники склонны отождествляться с терапевтом того же пола, но проблемами более охотно делятся с терапевтом противоположного пола. По мнению С. Виноградова и И.Д. Ялом (1989), у участников группы нередко возникают разнообразные фантазии по отношению к паре терапевтов, напр., каково распределение психотерапевтической силы между терапевтами, имеют ли они сексуальные отношения и т.п. В зрелой группе возможно открытое обсуждение этих фантазий, когда затрагивается вопрос силы и секса в отношениях мужчины и женщины. Однако В.Х. Фрейдман (1989) указывает, что сексуальные связи между терапевтами (конечно, если они не являются мужем и женой) уменьшают их психотерапевтическую эффективность в группе [8, с. 365].

 

Возникает вопрос, могут  ли муж и жена совместно вести  группу? Такие случаи встречаются, но, по наблюдениям автора, их эффективность была сомнительной, так как забота друг о друге или привнесенные из семьи проблемы оказали отрицательное воздействие на работу группы. Супруги P.Low и M.Low (1975) описали свой опыт совместного ведения групп супружескими парами и отметили, что из-за разницы стилей работы в группе появлялась напряженность в семейной жизни.

Что в первую очередь должны сделать два человека, решившие вместе вести группу? Как отмечают M.S. Corey и G. Corey (1987), они обязаны сделать следующее [4, с. 12]:

1) перед началом совместной работы лучше познакомиться лично и профессионально, если перед этим не были близко знакомы;

2) обсудить, каких теоретических установок они придерживаются и как понимают групповую терапию, какой опыт работы с группами имеется у каждого из них, какое влияние на будущую работу может оказать их стиль руководства;

3) обменяться мнениями о сомнениях или опасениях, касающихся общей работы, обсудить, как и чем будут дополнять друг друга;

4) сказать друг другу о своих сильных сторонах и недостатках и обсудить, какое влияние это может оказать на совместную работу;

5) согласовать свои этические требования к работе с группами.

Также важно договориться встречаться несколько раньше перед  каждой встречей, чтобы иметь возможность обменяться мнениями относительно будущей встречи, и после каждой встречи группы, с тем чтобы обсудить состоявшуюся встречу.

Предварительное обсуждение этих вопросов поможет терапевтам избежать непредвиденных разногласий во время работы с группой.

Возникает вопрос: должны ли ко-терапевты быть во всем единодушны или между ними могут быть разногласия? Трудно все предвидеть заранее, поэтому в ходе встречи группы мнения терапевтов могут и разделяться. Желательно, чтобы они открыто высказывали несогласие друг с другом и возникающие в связи с этим чувства и напряжение. Открытое выражение чувств и конструктивное решение взаимных разногласий (а оно обязано быть именно таким) могут быть моделью аутентичных межличностных отношений для участников группы.

Однако ко-терапевты  должны контролировать свое поведение  и особенно избегать конкуренции между собой (к примеру, за симпатии участников), так как участники могут воспользоваться ею в манипуляционных целях. Но, как отмечают С. Виноградов и И.Д. Ялом, в группах психически больных и в начальной стадии работы психотерапевтических групп участникам трудно принять разногласия терапевтов [10, с. 217].

Таким образом, с помощью ко-терапии можно значительно увеличить эффективность психотерапии с семьями и супружескими парами, так как предполагается, что взаимная поддержка профессионалов, более объективный взгляд на ситуацию в семье и диалог при обсуждении работы облегчает терапевтический процесс. Каждый психотерапевт обращает внимание на разные аспекты внутрисемейного функционирования. Профессионалы помогают друг другу, что в частности предотвращает их затягивание в дисфункциональную семейную систему. Когда один застревает, вероятно у другого может появиться хорошая идея. Каждый из психотерапевтов имеет возможность предложить альтернативные пути выхода клиентов из трудной ситуации. Терапевты кроме того могут обсуждать между собой ситуацию в данной семье, давая возможность клиентам побывать в роли наблюдателей, а также узнать какое впечатление они производят на других. Короче говоря ко-терапевты, могут поддерживать и взаимодополнять друг друга, что чрезвычайно важно в психотерапии вообще, и в семейной терапии в особенности.

Процедура проведения и сфера использования ко-терапии

 

 

 

Эффективная ко-терапия - это гораздо больше, чем одновременное  участие двух психотерапевтов на сессии. Они должны при этом еще  и сотрудничать. Например, это особо актуально при примении парадоксальных техник. В то время как один работает с семьей, способствуя изменениям в семейной системе, другой высказывает вслух ту точку зрения, что время для изменений еще не наступило. В дополнение к этому, психотерапевты могут способствовать позитивным изменениям в семье, зеркально отражая внутрисемейные образцы поведения.

Например, терапевты вначале могут создать зеркальное отражение настроений своих клиентов. Это делается для образования альянсов. Однако в середине диалога терапевты меняют свою стратегию и показывают пример совсем другого подхода к проблеме - попытки ее решения на основе сотрудничества. Когда супружеская пара продолжает свою дискуссию, они сразу же начинают искать пути реального разрешения проблемы вместо того, чтобы пытаться выиграть очки во взаимной борьбе или спорить в том, кто является большей жертвой.

Ко-терапевты могут способствовать изменениям, блокируя внутрисемейное общение. Этот подход может использоваться в частности в том случае, если один из членов семьи вовлечен в другие отношения, вне нуклеарной семьи, тем самым мешая эффективному внутрисемейноу взаимодействию [1, с. 185].

Ко-терапия может осуществляться во многих ситуациях. Часто она используется при работе с особенно большими семьями, а также в ходе групповой психотерапии с семьями и супружескими парами. Во всех этих случаях эффект моделирования может оказаться весьма полезным, особенно когда в роли ко-терапевтов выступают мужчина и женщина.

Техника также широко используется в тренинговых центрах, где она служит учебным целям. Например, начинающий психотерапевт работает с ее супервизором или два новичка находятся под наблюдением одного супервизора.

Конечно здесь могут быть и недостатки. Главный из них - цена, которую необходимо платить за вовлеченность в процесс дополнительного профессионала. Также важно, чтобы оба ко-терапевта были в состоянии действительно взаимодействовать друг с другом (в том числе и с теоретическими ориентациями другого), а не, наоборот, мешать друг другу. Причем существенно, и это является необходимой составной частью работы психотерапевта, заранее выделить время для обсуждения случая, как до сессии, так и непосредственно после нее. Ничего страшного, если иногда профессионалы на сессиях могут не соглашаться друг с другом и будут искренне и без излишних страхов показаться несовершенными, стремиться преодолеть свои различия, моделируя как это делается перед семьей, чтобы и они делали также при разрешении своих собственных конфликтов.

Другой вид ко-терапии состоит  в том, что один из ко-терапевтов находится за односторонним зеркалом, взаимодействуя с коллегой, работающим с семьей, при помощи телефонных звонков, стуков в дверь и т.д. Рассмотрим особенности таких техник [5, с. 234].

«Видеомагнитофонный проигрыш». Данная процедура разработана Алгером (Alger,1976). Семье сообщается о том, что психотерапевт планирует записать работу на видеомагнитофон, так как это поможет терапевтическому процессу. Указывается, что пленка не будет показана никому до тех пор, пока клиенты не дадут на этот счет своего письменного разрешения. Клиентам также дают некоторую информацию по поводу отличия телевизионных образов от того, что в действительности происходит в жизни, чтобы они не очень переживали от несоответствия представления о себе самом и того, что они увидят на телеэкране. Главное внимание при просмотре обращается на стили внутрисемейного взаимодействия. При этом важно, чтобы психотерапевт мог хорошо обращаться с видеотехникой. Видеомагнитофонные проигрыши могут осуществляться непосредственно после записи или же на следующей сессии. Психотерапевт либо сам выбирает куски для просмотра, либо полагается на мнение семьи.

Видеомагнитофонный проигрыш может  использоваться везде, где это доступно в техническом плане. Использование техники не должно быть ограничено взрослыми клиентами, она может с успехом применяться и с детьми, особенно с подростками.

 «Телефонные звонки в ходе сессии». Использование телефона на психотерапевтических сессиях с семьей впервые было описано Копперсмитом. Первоначально телефонные звонки терапевту во время сессии использовались для того, чтобы осуществлять непосредственное супевизорство его работой. Вместе с тем телефонные звонки могут иметь и полезные в собственно-терапевтическом смысле функции:

- включать в терапевтическую систему новых членов, в том числе и наблюдателей за односторонним зеркалом;

- членов семьи, которые в этот момент находятся в другом месте;

- способствовать изменению плана деятельности терапевта;

- введению в контекст сессии нового содержания [6, с. 173].

Звонки могут обратить внимание терапевта на то, что она, возможно, упустила (часто наблюдатели-профессионалы могут заметить больше, наблюдая со стороны, по сравнению с непосредственно вовлеченным в работу с семьей их коллегой), они также имеют возможность вызвать любопытство у клиентов, помочь клиентам и терапевту отвлечься на время от текущего обсуждения и взглянуть на проблему с другой стороны, способствовать переструктуированию семейной системы, прояснить границы и организацию семейных субсистем, облегчить установление альянсов и давать возможность наблюдателям принимать сторону различных членов семьи и т.д. Звонки также могут использоваться для помощи психотерапевту в присоединении к семье.

Информация о работе Ко-терапия