Ко-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать особенности ко-терапии и специфику ее применения.

Содержание работы

Введение 3
1. Общее понятие о ко-терапии 4
2. Процедура проведения и сфера использования ко-терапии 8
3. Преимущества и недостатки ко-терапии 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

ЕГПУ Ко-терапия (пс-пед.коррекция).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Копперсмит обсуждает  три различных типа стратегических телефонных звонков. Первый - звонок психотерапевту от супервизора или какого-то другого члена семейно-терапевтической команды, который производится из комнаты за односторонним зеркалом. Его целью может быть стремление придать работе новое направление - наблюдатели могут чувствовать, что психотерапевт не касается, хотя должен, очень важного вопроса. Команда может также передать психотерапевту свое разочарование по-поводу настроенности на серьезную работу семьи или того прогресса, который ею достигнут. Это дает возможность психотерапевту занять позицию, противоположную команде наблюдателей, надеясь при этом на поддержку семьи.

Второй тип телефонного  звонка - от члена команды наблюдателей непосредственно какому-нибудь члену  семьи. Результат, как и в первом типе, может быть самым неожиданным, так как звонок разбивает устоявшуюся на сессии атмосферу, внося в нее новые элементы. Кроме того, телефонный звонок попадает в фокус обсуждения на сессии, и это может быть особенно полезно тогда, когда психотерапевт пытается включить в дискуссию члена семьи, занявшего позицию аутсайдера.

Третий тип звонка - от члена семьи, который ранее  покидает психотерапевтический кабинет и присоединяется к наблюдателям за односторонним зеркалом. Его звонок и разговор со своим родственником также изменяет атмосферу на сессии и перефокусирует внимание клиентов.

Описанная техника эффективнее  всего используется тогда, когда  работает команда семейных терапевтов. Она подходит ко всем индивидам, за исключением совсем маленьких детей. Техника особенно полезна для реструктуирования семейной системы. Телефонные звонки могут прояснить границы и организацию субсистем, облегчить формирование альянсов. То, что члены команды могут занять позицию отличную от позицию работающего с семьей психотерапевта, создает парадоксальную двойную связь. И неважно, что конкретно они делают, они должны с кем-то кооперироваться. Звонки могут также использоваться для облегчения усилий терапевта по присоединению к семье [3, с. 117].

Техника может применяться  в рамках самых различных теоретических ориентаций, хотя вероятно наибольший интерес она привлечет семейных терапевтов структурального и стратегического направлений.

Телефонные звонки могут  также использоваться для того, чтобы  включить в процесс отсутствующего члена семьи, связавшись с ним по телефону, а также способствовать немедленному изменению в поведении клиента. Например, прямо из кабинета психотерапевта и при поддержке присутствующих, стеснительный член семьи договаривается об интервью по приему на работу, или кто-то "здесь и теперь" звонит родственникам и решает с ними наболевшие проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества  и недостатки ко-терапии

 

 

 

Как и любая другая психологическая техника ко-терапия  имеет свои преимущества и недостатки. Однако, например, достаточно трудно дифференцировать преимущества ко-терапии отдельно для самих терапевтов и той семьи с которой они работают. Скорее всего, в семейной терапии что-то хорошее получают либо все, либо никто.

Главное преимущество, или основной "плюс" работы в ко-терапии - это возможность непосредственного, тесного профессионального сотрудничества, поскольку благодаря и через ко-терапевта осуществляется самый актуальный, рабочий и действенный контакт с профессиональным сообществом. Таким образом, в ко-терапии можно использовать все преимущества работы с привлечением профессионального сообщества, а именно:

- укрепление и развитие Я-образа в профессиональной сфере;

- развитие сознания, как категории совместного знания;

- помощь в сохранении (отслеживании) нейтральности, возможность оперативной или интраоперационной супервизии, благодаря возможности одному из терапевтов "вынырнуть", "уйти за зеркало" и с новыми наблюдениями и информацией вновь вернуться в работу;

- разделение ответственности, что дает возможность не брать на себя ненужную, лишнюю ответственность за семью, четче обозначить рамки участия терапевтов в жизни семьи, избежав тем самым путаницы, недоразумений и разочарований;

- "камерные", то есть вне сессии, вне "поля" работы, обсуждение, планирование, отреагирование чувств, обращение к собственной семейной истории [2, с. 17].

Ко-терапия создает  оптимальный уровень, или баланс, свободы и зависимости, прав и обязанностей, дисциплины и анархии.

Взаимодействие ко-терапевтов друг с другом может явиться для семьи хорошей моделью, примером, "как можно жить по-другому", строить отношения, ясно высказывать свои желания, открыто проявлять чувства.

Прекрасным примером ко-терапии служит разнополая терапевтическая пара. Этот вариант, безусловно, наиболее предпочтителен и эффективен для работы с семейной системой, так как создает естественный "физиологический" баланс в паре терапевтов, а также между терапевтами и семьей. В этом случае отчетливее становятся различия во взаимодействии семьи с одним и другим терапевтом, с женщиной и мужчиной, что, в свою очередь, помогает лучше понять правила семейной игры. Так, например, по тому, кого из терапевтов больше игнорируют, а к кому предпочитают обращаться члены семьи, можно определить традиционное доминирование в семье мужской или женской роли. Обычно уже в ходе первой сессии видно, кто из членов семьи к кому из терапевтов "привязывается", у кого ищет поддержки, с кем стремится вступить в коалицию - уже в этом может проявляться звучание определенных семейных тем, которые требуют дальнейшего целенаправленного исследования [9, с. 201].

Таким образом, можно прийти к выводу, что среди преимуществ ко-терапии следует указать следующие:

1. Участники группы получают взгляд двух компетентных лиц на одну и ту же ситуацию, и это дает возможность увидеть ее в более широкой перспективе.

2. Если группу ведут мужчина и женщина, это дает возможность участникам "воссоздать" некую модель своей семьи и более продуктивно использовать один из психотерапевтических факторов группы – коррекцию опыта первичной семьи.

3. Взаимоотношения терапевтов могут быть ценной моделью межличностных отношений для участников группы.

4. Ко-терапевты имеют возможность обмениваться мнениями о ходе работы в группе, профессионально совершенствоваться в совместной деятельности.

5. Совместная работа двух терапевтов уменьшает возможность появления "синдрома сгорания", особенно при работе с трудными группами, к примеру с психически больными людьми.

6. Ко-терапевты могут помочь друг другу, когда один из них становится объектом нападок со стороны отдельных участников или всей группы. В таких случаях другой терапевт может частично направить на себя злость участников, помочь им разобраться в ее истоках и смысле.

7. Присутствие ко-терапевта важно, когда один из терапевтов испытывает чувства контрпереноса. Их обсуждение после встречи группы может помочь составить более объективное представление о природе своих чувств.

8. Ко-терапия помогает избежать прекращения работы группы в случае болезни или отъезда куда-либо одного из терапевтов.

Однако необходимо упомянуть  и о проблемных аспектах, трудностях, опасностях, связанных с работой в ко-терапии. Если они не преодолимы, если они не решаются в данной конкретной ко-терапетической системе, то это, безусловно, становится "минусом" для работы данных конкретных терапевтов и тогда их терапевтическая система становится дисфункциональной , а работа малоэффективной во всех отношениях. В то же время, успешное преодоление трудностей, а может быть и определенных ограничений, с которыми связана ко-терапия, приносит удовлетворение и радость и это остановится явным "плюсом" [2, с. 18].

Ко-терапия начинается с решения двух людей работать вместе. Уже здесь происходит изначальный  отбор на индивидуальном, личностном уровне - терапевт допускает для  себя возможность работы в паре, и в этом необходимом условии уже заложен изначальный, "природный" ресурс для ко-терапии. И все же, первым значимым для дальнейшей работы этапом является выбор ко-терапевта. В этом выборе можно опираться либо на какие-то определенные представления, часто неверные, что в итоге может привести к разочарованию и неуспешности, а можно следовать за определенными чувствами, интуицией, то есть почувствовать единомышленника.

Необходимые близость, "сродство" ко-терапевтов вероятнее всего имеют корни в схожести каких-то семейных традиций, воспитания, в том, что располагается даже несколько глубже, так называемого, социо-культурного уровня и является, в конечном счете, определяющим. Тогда терапевты смогут говорить на одном "языке", не будут бояться быть непонятыми, или понятыми неправильно, смогут в достаточной степени доверять друг другу.

Одним из возможных нежелательных эффектов ко-терапевтической работы, который во многом зависит от успешности первого этапа - встречи и соединения двух терапевтов в ко-терапевтический союз, может быть формирование коалиции терапевтов, цель которой лишь поддержка и защита друг друга во взаимодействии с семейной системой. Если ко-терапевтическую систему образуют люди с недостаточной самооценкой, высокой тревожностью и недостаточным уровнем сформированности Я-образа в профессиональной сфере, то это создает жесткие внешние и внутренние границы, терапевты много усилий тратят на укрепление этих границ и на обслуживание самих себя.

Может возникнуть и противоположная  ситуация, когда высокий уровень профессиональной конкуренции превращает работу ко-терапевтов в постоянное соперничество, борьбу, которые поглощают все силы и время, а на семью в итоге ничего не остается при видимой внешне интенсивной и насыщенной работе [2, с. 18].

Еще один проблемный аспект. На ко-терапевтическую систему, как  и на любую другую систему, безусловно, действуют законы гомеостаза и развития. И это, конечно же, серьезная проверка на функциональность системы, это требует постоянной проработки, мониторинга отношений, поддержания баланса, а в конечном счете - сил и времени.

На ко-терапию можно  еще взглянуть и как на, своего рода, любовный треугольник - два терапевта и одна психотерапия. Соответственно, в этой ситуации может воспроизводиться все, что происходит в реальном любовном треугольнике - соперничество, ревность, обиды.

Итак, обобщив вышесказанное  о проблемных аспектах ко-терапии, необходимо указать на то, что в числе потенциальных проблем можно выделить следующие:

1. Если терапевты мало общаются после групповых встреч или между ними, их совместная работа может стать несинхронной или могут появиться расхождения в понимании целей группы.

2. В ко-терапии существует потенциальная опасность конкуренции терапевтов из-за внимания участников группы. Это в особенности реально, когда один из терапевтов склонен к доминированию, к чрезмерной активности и своим поведением может подавлять коллегу. Конкурентные отношения между терапевтами позволяют участникам манипулировать их амбициями, и группа может утратить свой психотерапевтический потенциал.

3. Особенно отрицательные последствия для работы группы могут иметь попытки терапевтов создать в группе коалиции, направленные друг против друга. Так случается, когда терапевты используют группу для выражения негативных чувств по отношению друг к другу.

4. Если группу ведут мужчина и женщина, их интимные отношения могут отразиться на группе и разрушить ее психотерапевтический процесс.

 

 

 

 

 

 

Заключение  

Итак, в процессе работы над темой было выяснено, что ко-терапия представляет собой одновременную работу двух психотерапевтов. Такая техника позволяет значительно повысить эффективность консультирования, так как у двух профессионалов складывается более объективное и расширенное представление о возникшей ситуации.

При котерапии формируется более целостное представление о пациенте, а это дает возможность избежать осложнений, возникающих из-за наличия у психотерапевта «слепых» зон. При существовании двух углов зрения появляется больше интуитивных догадок. Так, например, когда один психотерапевт интенсивно работает с одним из участников групповой или семейной психотерапии, другой в это время имеет возможность держать в поле зрения остальных и гораздо лучше воспринимать их реакцию на текущий обмен репликами.

Ко-терапевты дополняют друг друга во многих отношениях: в понимании пациентов, в технике и использовании различных терапевтических стилей. У каждого из них есть возможность переходить от одной позиции к другой, от активной к пассивной. Таким образом, при совместной деятельности психотерапевтов появляется большее разнообразие ролей при ведении группы. В ходе сеанса взаимоотношения психотерапевтов могут стать важной моделью межличностных отношений для участников группы. Преимуществом для клиентов является то, что они получают возможность увидеть одну и ту же ситуацию глазами двух профессиональных психотерапевтов. Благодаря разделению психотерапевтических функций в процессе котерапии появляется возможность многоуровневой проработки проблемы в течение одного сеанса, сочетания глубинного, структурного анализа с актуальными, «поверхностными» техниками, что обеспечивает быстрые изменения в настрое пациентов.

Список  использованной литературы

 

 

 

  1. Александров А.А. Современная психотерапия / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 2007. – 335 с.
  2. Арефьев И. Плюсы и минусы работы в ко-терапии / И. Арефьев // Вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 17-18.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 256 с.
  4. Верятина Ю. Размышления о ко-терапии / Ю. Верятина // Заметки психолога. - 2012. - №9. - С. 12-15.
  5. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 544 с.
  6. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2010. - 324 с.
  7. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: Ось-89, 2007. - 176 с.
  8. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. проф. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2009. - 744 с.
  9. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
  10. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма "Класс", 2009. - 576 с.

Информация о работе Ко-терапия