Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:18, реферат
Окончил юридический факультет Московского универитета(1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 года работал в московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Позднее читал лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление Л. С. Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие.
Краткая биография Л.С. Выготского
Выготский Лев Семенович(1896-1934) – выдающийся психолог, создатель концепции развития высших психических функций. Он родился в белорусском городке Орше, но уже через год Выготские переехали в Гомель. Его отец был банковским служащим и страховым агентом. Мать, почти всю жизнь посвятила воспитанию восьми детей.
Окончил юридический факультет
Московского универитета(1917) и одновременно
историко-философский
В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной в 1960г.) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением. В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания. Исследуя речевое мышление Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии. Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Основные положения культурно-исторической теории
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30х годах ХХв. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928г.
В работе «История развития
высших психических функций» Л.С. Выготский
разработал культурно-историческую теорию
развития психики в процессе освоения
индивидом ценностей
Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, изменялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетической исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий. Л.С.Выготский четко дифференцирует процессы употребления орудий у человека и у обезьян. Он соглашается с размышлениями А.Р.Леруа о недопустимости сравнения технической деятельности первых людей с ловкостью бильярдного игрока, напоминающей во многом действия обезьяны и других животных. Ловкость в большей мере принадлежит к области инстинкта и передается биогенетическим путем. Техническая же деятельность «примитивов» носила надинстинктивный характер, что исключало возможность их биологического исследования. Изготовление лука илитопора не сводится к инстинктивной операции: надо выбрать материал, узнать его свойства, обработать и т.д. Во всем этом ловкость может придать точность движения, но не поможет ни осмыслить, ни комбинировать.
Тем самым Выготский с полным основанием мог заявить, что культурно-историческая теория видит основные факторы психологического развития примитива в развитии техники. В какой мере человек создавал технику, в такой же мере она создавала его: общественный человек и техника обусловили существование друг друга. Техника, техническая деятельность обусловили существование культуры. Л.С.Выготский ввел генетический принцип и сформировал культурно-генетический метод. Так в его экспериментах исследуются не сами высшие психические функции, а процесс их генезиса, образования. Он подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитых в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человека как носителя разума на земле. В основу своих исследований Выготский кладет три определяющих момента:
Анализ процесса (противопоставляется
анализу вещи), «который по сути дела
сводится к динамическому развертыванию
главных моментов, образующих историческое
течение данного процесса». «Истинная
задача анализа во всякой науке есть
именно вскрытие реальных казуально-динамических
отношений и связей, лежащих в
основе каких-нибудь явлений. Необходим
кондиционально-генетический анализ,
т.к. он исходит из вскрытия реальных
связей, скрывающихся за внешним обнаружением
какого-нибудь процесса. Этот анализ спрашивает
о возникновении и
При исследовании омертвевших, окаменелых процессов, явлений(автоматизированные и механизированные психические процессы), которые утрачивают свой первоначальный облик и все признаки своего происхождения необходимо «превратить вещь в движение, окаменелость в процесс. Для этого исследователю приходится переделывать автоматический, механизированный, омертвевший характер высшей формы и возвращать ее историческое развитие вспять, чтобы иметь возможность проследить процесс ее возникновения (т.е.динамический анализ – путем указания на происхождение)».
Согласно Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а вовсе не простого органического созревания.
Культурно-историческая природа высших психических функций
Суть психологических
взглядов Выготского составляет положение
о культурно-исторической природе
собственно человеческих форм психических
функций, названных им высшими психологическими
функциями, и культурных форм поведения,
а также процесса их формирования.
Это значит, что внутренние психические
функции – такие, как внимание,
память, мышление и др., - не являются
внутренними изначально, как считала
классическая эмпирическая психология.
Они образуются прижизненно в
результате овладения внешними средствами
культурного поведения и
Овладение ребенком связью
между знаком и значением, использование
речи в применении орудий знаменует
возникновение новых
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что взрослый человек с помощью определенного средства управляет поведением ребенка , направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения».
Образование высших психических функций происходит в процессе общения людей. По существу такое общение есть обучение. Высшие психические функции возникают и развиваются в процессе обучения и не могут возникнуть иначе: ни не даны человеку от природы. Опосредование высших психических функций проходит долгий путь в онтогенетическом развитии ребенка, в ходе которого осуществляется преобразование внешних социальных форм во внутреннюю форму индивидуального сознания. Высказанное положение рассматривалось как закон развития: «…всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
Отсюда изучение генезиса психики становится главной научной проблемой Выготского. Поскольку сначала высшие психические функции разделены между людьми и лишь потом становятся функциями самой личности, возникает задача – показать, как из форм коллективной жизни возникает индивидуальная функция, как из отношений детей, например, спора, рождается размышление. Разрешение этой задачи требовало адекватного метода исследования. Им стал экспериментально-генетический метод. В отличие от субъективного метода классической эмпирической психологии этот метод открывал объективные пути изучения психики и сознания, позволял увидеть живой процесс выработки исторических форм поведения и психики. Например, в опытах с вниманием создавалась ситуация, когда пятилетний ребенок вставал перед задачей овладеть процессами своего внимания с помощью внешних средств. Он должен был выбрать из двух чашек ту, в которую незаметно для него был положен орех. Обе чашки были закрыты одинаковыми крышками из белого картона с наклеенными на них полосками светло- и темно-серого цвета. Ребенок действовал путем проб и ошибок; только после того, как экспериментатор пальцем показывал на темно-серую полоску (а именно под этой крышкой был положен орех), ребенок делал правильный выбор, объясняя: «Где темнее, там орех». Так указание экспериментатора помогло ребенку обратить внимание на тот признак, с которым он должен был связать реакцию.
В результате подобных экспериментов, проводившихся с процессами памяти, образованием понятий и др., многие факты, которые интерпретировались в психологии как результат спонтанного созревания этих функций на разных стадиях онтогенеза, теперь, после проведения генетического анализа получили действительное объяснение как формы, возникающие в процессе развития. В ходе генетических исследований были получены факты, в которых выступили важные особенности соотношения процессов обучения и развития высших психических функций. В частности, оказалось, что качество новых умений, например чтение и письмо в дошкольном возрасте, непосредственно зависит от необходимости этих умений для ребенка: они будут развиваться, если для чего-нибудь нужны ребенку. Это означает, что в обучении необходимо отойти от узкопрактических установок на формирование механизмов чтения и письма и основываться на естественно развивающихся потребностях ребенка, на его самодеятельности. Материал по развитию форм оперирования количествами у детей дал основания для предположения о том, что их развитие идет не по совершенно прямой линии. От непосредственного восприятия количества ребенок переходит к опосредствованному знаками (цифрами) и правилами их обозначения, т.е. происходит переход от непосредственной реакции на количество к отвлеченным операциям над знаками. Этот факт необходимо учитывать при организации обучения арифметике, чтобы не задерживать ребенка на более низкой ступени развития.