Краткие характеристики психодиагностических методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Средства и объекты диагностирования, подготовленные к проверке параметров состояния или осуществляющие ее по правилам, установленным соответствующей документацией, называются системой технического диагностирования.
Таким образом, различают понятие диагностики как отрасли знаний и как области практической деятельности. В первом случае используется термин "техническая диагностика", во втором - "техническое диагностирование".

Файлы: 1 файл

корташова.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Средства  и объекты диагностирования, подготовленные к проверке параметров состояния  или осуществляющие ее по правилам, установленным соответствующей  документацией, называются системой технического диагностирования. 
Таким образом, различают понятие диагностики как отрасли знаний и как области практической деятельности. В первом случае используется термин "техническая диагностика", во втором - "техническое диагностирование". 
Важнейшее требование к диагностированию - возможность оценки состояния объекта без его разборки. 
Диагностика решает задачи трех типов по определению состояния объектов диагностирования. К первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент (диагноз - от гр. diagnosis - распознавание, определение), ко второму - задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент (прогноз - от гр. prognosis - предвидение, предсказание), к третьему - задачи по определению состояния, в котором находился объект в некоторый момент в прошлом (генезис - от гр. genesis - происхождение, возникновение). Задачи первого типа относят к технической диагностике, второго - к технической прогностике (или, как чаще говорят, к техническому прогнозированию), а третьего - к технической генетике.

 

Таблица 1 Классификация  психодиагностических методов 

 

Краткие характеристики психодиагностических методик

1.     Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

 

     Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2.     Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

 

     Недостатки:

·    субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

·     эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

3.     Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

4.     Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

5.     Объективно – манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую  классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив  другие критерии (с5. Порядок проведения обследования детей 
 

5.1. Направление детей  и обучающихся в общеобразовательных  учреждениях в ПМПК Большеберезниковского муниципального района осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования детей в ПМПК Большеберезниковского муниципального района могут быть также специалисты образовательных учреждений.

5.2. В случае получения согласия родителей (законных представителей) на обследование ребёнка директор школы направляет списки детей для обследования и документы на каждого ребёнка:

- заявление от родителей  на имя начальника отдела по работе с учреждениями образования администрацииБольшеберезниковского муниципального района;

- амбулаторная карта;

- копия свидетельства  о рождении (паспорта);

- подробная выписка  из истории развития ребёнка;

- выписка из протокола  психолого-медико-педагогического  консилиума;

- педагогическое представление;

- представление педагога-психолога;

- представление учителя-логопеда.

- тетради контрольных  работ по русскому языку и  математике, и творческие работы (рисунки, поделки и прочие  продукты творческой деятельности).

5.3. Обследование ребенка в ПМПК Большеберезниковского муниципального района осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.

5.4. Обследование детей  проводится в присутствии родителей (законных представителей).

5.5. По результатам  обследования составляется коллегиальное  заключение ПМПК Большеберезниковского муниципальногорайона, с учетом мнения каждого специалиста и выдается родителям (законным представителям) под роспись. Заключение является документом, подтверждающим право детей на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.

5.6. Заключение ПМПК Большеберезниковского муниципального района служит основанием для обращения родителей (законных представителей) в Министерство образования Республики Мордовия для получения путевки в бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательные учреждения для получения образования в соответствии с рекомендациями.

5.7. Выездные заседания ПМПК Большеберезниковского муниципального района проводятся на базе муниципальных образовательных учреждений района в соответствии с графиком выездных заседаний ПМПК Большеберезниковского муниципального района.

5.8. В случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК Большеберезниковского муниципального района родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.

5.9. ПМПК Большеберезниковского муниципального района ведется следующая документация:

- журнал учета детей, прошедших  обследование в ПМПК Большеберезниковского муниципального района, в котором записывается фамилия, имя, отчество ребёнка, дата рождения, место жительства, Ф.И.О. родителей, заключение и тип учреждения, в котором рекомендовано обучение ребёнка;

- протоколы детей, прошедших  обследование в ПМПК Большеберезниковского муниципального района.

м. табл. 2)

 

Так как  проблема в действительности не так  проста, как может показаться, и не имеет универсальных правил, на основе которых можно было бы оградить тайну личности, психодиагносты в своих профессиональных кодексах предусматривают только общие пути решения. Применение этих общих правил к отдельным конкретным случаям требует большой осторожности, а также сознательности и профессиональной ответственности каждого психолога. Каковы же эти общие правила ?

Их два, они формулируются  как релевантность и информационное согласие. Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную методику, то есть измеряющую именно то, что нужно для достижения поставленной цели.

В зависимости от цели, с которой проводится диагностика, психолог по-разному подходит к вопросу обеспечения тайны личности. Но в любом случае речь идет о получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это правило означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание испытуемыми целей диагностики и способов применения диагностических результатов.

Как правило, в связи  с проблемой обеспечения тайны  личности рассматриваются три цели, с которыми может проводиться диагностическое обследование. Это индивидуальное консультирование, экспертиза в интересах какого-либо учреждения и научное исследование (например, ради стандартизации или установления надежности методики).

При индивидуальном консультировании клиент ожидает помощи от психолога и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого необходимо. Поэтому психодиагност в ситуации консультирования не вторгается в тайну личности, так как его в эту тайну добровольно посвящают. Впрочем, даже в этих условиях клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информацию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчет.

Когда диагностирование проводится с  целью экспертизы (профотбор, отбор в учебное заведение, определение уровня квалификации и т. д.), оно обеспечивает главным образом интересы общества или какого-либо его звена (учреждения, фирмы, промышленного предприятия, учебного заведения и т. д.). Поэтому диагностируемый должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его результаты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласится предоставить о себе нужную информацию или постарается исказить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге все равно будет признан непригодным.

Итак, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.

Это, однако, не означает, что индивиду заранее будет показан образец методики или ее отдельных заданий, а также сообщено, как будут оцениваться его ответы, какие индивидуальные особенности будут вскрыты. Такая информация делает результаты методики недействительными, лишает ее диагностической силы. Например, если испытуемому заранее известно, что будут оценивать его волевые качества, существенные в отношении избранной им работы, он сможет осознанно контролировать свои ответы, стремясь предстать в максимально выигрышном свете.

Если диагностическая методика выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации сталкивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, некоторые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.

 

В последние  время диагностика все чаще и  чаще становится предметом специальных  исследований педагогов и психологов, которые рассматривают функции  и виды диагностики в контексте развития образовательных систем. Данные исследования устанавливают необходимость системы диагностического обеспечения, взаимосвязи педагогической, социальной, психологической диагностики. Наиболее исследованной выступает педагогическая диагностика.

Понятие "педагогическая диагностика" было предложено К. Ингенкампом  по аналогии с медицинской и психологической  диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она  заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики [1, с.236]

Диагностика (от греческого diaqnosis) – распознавание) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза [2, с.418]. Термин "диагноз" пришел в педагогику из медицины, где означает установление сущности и характера заболевания. Однако в диагнозе и диагностике, в установлении качественного состояния нуждаются все явления, процессы общественной жизни, производства, объекты эксплуатации. Поэтому понятие диагноза получило широкое распространение в науке, технике, производственной практике. Диагностика стала неотъемлемым, органичным компонентом всех управляемых общественных, производственных, технологических систем и процессов, способом получения обратной информации о действиях и качестве результатов [3, с.300].

Лихачев Б.Т. под диагностикой понимает процесс  получения информации о состоянии  наблюдаемого или изучаемого объекта  с помощью совокупности методов, способов, приемов. Диагностическая  информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Подласый И.П. определяет диагностику как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Хуторский А.В. рассматривает диагностику как обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяются достижения поставленных целей. Ушакова Л.С. рассматривает диагностику как способ выявления качества, продуктивности учебно-воспитательного процесса, его состояния и результатов как средство анализа причинно-следственных связей и оценки по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания обучающихся.

Таким образом, обобщая  существующие понятия, под педагогической диагностикой мы будем понимать совокупность методов, позволяющих получить наиболее достоверную информацию о ходе образовательного процесса с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Предмет диагностики в вузе – различные стороны учебной и общественной деятельности студентов, цель диагностики – получение научно обоснованной информации для совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.

Информация о работе Краткие характеристики психодиагностических методик