Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа
Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития
Введение 3
1. Формы и виды критики 4
2. Грамотная критика 8
3. Критика в конфликтных ситуациях 11
4. Замена критики 13
Заключение 16
Министерство образования РФ
Воронежский
государственный технический
Кафедра
связей с общественностью и
Контрольная
работа.
По
курсу: «Конфликтология».
Тема:
«Критика ее виды и формы».
Выполнила:
№ группы СО-082, № зачетки 508831
Проверил:
Воронеж
2011
Содержание.
Введение
1.
Формы и виды критики
2.
Грамотная критика
3.
Критика в конфликтных ситуациях
4. Замена критики 13
Заключение
Введение.
Сейчас,
в наше бурное, конфликтное время
без умения постоять за себя, выйти
победителем из конфликтной ситуации,
спора человеку просто невозможно выстоять,
выжить в этом мире. В последние
годы стало очевидно, что каждый,
кто стремится не только выжить,
но и преуспеть в этом мире, должен и в
теории, и на практике постичь такую нелегкую,
но нужную науку конфликтологию. С точки
зрения теоретического знания конфликтология
как наука находится лишь в самом начале
своего развития. Поэтому пока она выступает
как искусство спора, ведения переговоров
и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев.
Конфликтология как зарождающаяся наука
прежде всего опирается на синтез социально-психолого-
Читая
некоторую психологическую
1. Формы и виды критики.
Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.
Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний. [2]
Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.
Критика по форме бывает:
Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.
Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.
Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности.
Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»
Прямая критика о недостатках говорит прямо.
Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.
Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.
Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.
Открытая - автор критики известен.
Скрытая - неизвестен.
Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку, поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.
Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.
Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.
Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.
Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.
Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.
Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика.
Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).
Например.
У руководителя есть любимый, талантливый
сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз
дизайна, руководитель смотрит и
реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал
мой лучший, самый талантливый сотрудник!
Да, мы видим хорошую, качественную работу
- в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано
неряшливо, как будто второпях, а во-вторых
- где же изюминка? Так нарисуют многие
профессионалы, но ты то - не многие! Когда
переделаешь?»
Виды критики.
Кроме
того, критика отличается по тому, на
что она направлена: на ситуацию,
на личность, на высказывания человека
или на его действия. Критика ситуации
- это недовольство. Критика высказывания
- это возражение. [5]
2.
Грамотная критика.
Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.[1]
Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:
Критика уместна, если у вас есть возможность контакта. Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.
Легче с людьми воспитанными, знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский).
Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками. Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив, критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.
Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:
Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.
Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.
Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на: