Критика ее виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития

Содержание работы

Введение 3
1. Формы и виды критики 4
2. Грамотная критика 8
3. Критика в конфликтных ситуациях 11
4. Замена критики 13
Заключение 16

Файлы: 1 файл

критика ее виды и формы.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

    Министерство  образования РФ

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики. 
     
     
     

    Контрольная работа. 

    По  курсу: «Конфликтология». 

    Тема: «Критика ее виды и формы». 
     
     
     
     
     
     

    Выполнила:

                № группы СО-082, №  зачетки 508831

    Проверил:  
     
     
     

     Воронеж 2011 
 
 
 
 

     Содержание. 

     Введение                                                                        3

     1. Формы и виды критики                                            4

     2. Грамотная критика                                                   8

     3. Критика в конфликтных ситуациях                       11

     4. Замена критики                                                       13

    Заключение                                                                 16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. 

     Сейчас, в наше бурное, конфликтное время  без умения постоять за себя, выйти  победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние  годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого-педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих. [1]

     Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая  межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию. 
 
 
 
 
 

     1. Формы и виды критики.

     Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

     Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое  указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний. [2]

     Критика в жизни возникает, когда человек  не понимает по-хорошему, когда не можем  придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

     Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

     Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных  или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное  осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная  критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

     Разрушительность  такой критики - в том, что она  затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

     Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

     Конструктивная  критика — критика, в которой  говорится не что плохо, а что  и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

     Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности.

     Конструктивная  критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

    1. Прямая и косвенная.

     Прямая  критика о недостатках говорит прямо.

     Косвенная - описывается похожий случай или  чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

     Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

     Чем меньше опасность эмоциональных  защит, тем проще и прямее можно  говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

    1. Открытая и скрытая.

    Открытая - автор критики известен.

    Скрытая - неизвестен.

    1. Поддерживающая и разгромная.

     Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку, поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

     Поддерживающая критика  полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

    1. Общего плана и конкретная.

     Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

     Как правило, конкретность полезна и  ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

     Если  же говорить точнее, необходимость  конкретики и детализации зависит  от уровня компетентности. Если критикуемый  не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

     Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

     Мотивирующая  критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика.

     Воодушевляющая  критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

     Например. У руководителя есть любимый, талантливый  сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз  дизайна, руководитель смотрит и  реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?» 
 

    Виды  критики.

     Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство. Критика высказывания - это возражение. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Грамотная критика. 

     Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует  конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.[1]

     Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

     Критика уместна, если у вас есть возможность контакта. Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

     Легче с людьми воспитанными, знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский).

     Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками. Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив, критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

     Основные  факторы, влияющие на грамотный выбор  формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

     Например  высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

     Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить  в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения  у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

     Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Информация о работе Критика ее виды и формы