Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа
Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития
Введение 3
1. Формы и виды критики 4
2. Грамотная критика 8
3. Критика в конфликтных ситуациях 11
4. Замена критики 13
Заключение 16
Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное). [2]
В грамотной критике недопустимы конфликтогены (слово, оборот, жест, интонация, способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.), обвинения и позиция жертвы.
Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:
3.
Критика в конфликтных
ситуациях.
Безусловно, критика - жизненно полезна и необходима. Причиной конфликта она становится лишь тогда, когда теряет свои основные черты - заботу об общем деле и гласность. Критика при отсутствии гласности воспринимается людьми без всякого энтузиазма, она порождает у них реакции защиты, а потому обычно ведет к стрессам. Здесь, как в любых ситуациях, критикуемый видит «виновника зла», против которого начинает вести психологическую, нередко и физическую» борьбу.
Критика бывает «удачная» и «неудачная», чаще встречается последняя. Можно назвать четыре причины неудачной критики:
1. Фатальность. Критика построена таким образом, что она формирует у критикуемого ощущение безвозвратной потери, невозможность исправить положение, изменить события к лучшему. Обычно критикующий говорит, что надо было сделать по-другому, но изменить уже ничего нельзя. Человек попадает в тупиковую ситуацию, и ему ничего не остается, кроме как сопротивляться. Критика не достигает цели. Люди напрасно расходуют свою энергию. Такая критика часто бывает причиной неурядиц в семьях. Известно, что критические замечания делают в адрес друг друга" супруги. Считается, что таким «искусством» наделены женщины, особенно с невротическими наклонностями.
2.
Назидательность. Критикующий
может создать у
3. Эмоции. Иногда критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере, на первых порах, он часто не может вовремя остановиться. Лица с ярко выраженной авторитарной направленностью при этом повышают громкость речи. Слабых натур такая критика подавляет, а у сильных вызывает ответное противоборство. Коэффициент полезного действия от такой критики очень мал.
4. Негативные обобщения. Критические замечания часто вызывают противодействие у того, к кому они обращены из-за негативных обобщений. Причем, такие обобщения делаются по какому-нибудь одному частному аспекту деятельности. В подобных случаях, критикующий сам того не ведая, обращается к модели «если ... то».
В условиях производства
критическое воздействие
имеет некоторые особенности. Это
связано с тем, что в сферу
критики на производстве вклинивается
переменная величина, которую можно назвать
профессионализмом. [1]
4.Замена
критики.
Иногда в интересах дела вместо критики можно использовать другие, более эффективные способы влияния.
Если ошибка не задела окружающих каким-либо образом, то стандартная реакция - злорадство, смех. Если ошибка задела, то шаблонная реакция - расстроиться, указать и укорить (сделать замечание), а то и начать ругаться. Иногда это бывает правильно, чаще - не нужно никому, оказывается конфликтогеном.
Правильная реакция на ошибку - разобраться в ситуации: ошибка может быть случайной (разовой) или типовой (повторящейся);
понять видение человека - оно может быть схожим с вашим (человек понимает) либо у человека другое видение происходящего, и для него происшедшее вовсе не ошибка. И вообще может быть подвиг;
понять состояние того, кто совершил ошибку, для этого - поставить себя на место другого. Человеку может быть в ресурсе и здравомыслии, может немного переживать, может переживать до отключения способности соображать. [3]
Грамотная реакция на случайную, разовую ошибку:
Если
ошибочное поведение может
Способы эффективного влияния - это способы достижения желаемого от других людей, быстрее других приводящие к нужному результату без ненужных последствий.
Основные способы эффективного влияния, это:
Все эти способы могут быть осуществлены как в прямой, так и непрямой форме (манере):
Я-послание - обращение, в котором человек без обвинений и давления говорит другому о своем состоянии, чувствах и желаниях. Описывает свои чувства и формулирует свои пожелания (дает инструкции) - не только без наездов, но и по возможности с мотивацией нужных ему от партнера действий. Например, "Мне важно твое мнение, но когда собеседник меня не слушает, мне неприятно".
Положительное действие этого метода:
Как способ предупреждений конфликтов я-послания работают
только в отношении близких людей, с которыми
у вас хорошие, доверительные отношения.
[5]
Заключение.
Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе позитивный взгляд на людей и отношения.
Чтобы
критиковать, не обязательно видеть
в человеке плохое: если видеть в
человеке возможность идеала, критики
в его адрес может родиться
ничуть не меньше. Но тогда любого из
нас можно критиковать с утра до вечера,
и тогда возникает вопрос — а зачем это
делать? Даже при использовании самых
грамотных форм, критика должна быть в
определенных рамках.
Список
используемой литературы.