Критика ее виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития

Содержание работы

Введение 3
1. Формы и виды критики 4
2. Грамотная критика 8
3. Критика в конфликтных ситуациях 11
4. Замена критики 13
Заключение 16

Файлы: 1 файл

критика ее виды и формы.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)
  • позитив (например воодушевляющая критика),
  • конструктив (напр. конструктивная критика),
  • ответственность.

     Результатом критики должно оказаться не желание  человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное). [2]

     Что недопустимо в грамотной критике.

     В грамотной критике недопустимы конфликтогены (слово, оборот, жест, интонация, способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.), обвинения и позиция жертвы.

     Если  ваша критика воспринимается как конфликтоген,

  • спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
  • используйте формат и композицию грамотной критики.

     Композиция грамотной критики

     Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно  построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:

  1. Плюс-минус-плюс (начинать с достоинств, продолжать трудным, завершать приятным и воодушевляющим)
  2. Веселая критика (претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, кого критикуют)
  3. Развернутая критика (вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент ("минус") говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики - не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива - как на будущее делать лучше.)
  4. Критика в обход сопротивлений (специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого критикуют. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Критика в конфликтных ситуациях. 

         Безусловно, критика - жизненно полезна  и необходима.  Причиной  конфликта она становится лишь тогда, когда теряет свои  основные  черты  -  заботу  об общем деле и гласность.  Критика  при  отсутствии  гласности  воспринимается людьми без всякого энтузиазма, она порождает у них реакции защиты, а  потому обычно  ведет  к  стрессам.  Здесь,  как  в  любых   ситуациях, критикуемый  видит  «виновника  зла»,   против   которого   начинает   вести психологическую, нередко и физическую» борьбу.

       Критика бывает «удачная» и «неудачная»,  чаще встречается  последняя.  Можно назвать четыре причины неудачной критики:

       1. Фатальность.  Критика  построена  таким  образом,  что  она  формирует  у критикуемого  ощущение  безвозвратной  потери,  невозможность   исправить положение, изменить события к лучшему. Обычно  критикующий  говорит,  что надо было сделать по-другому, но  изменить  уже ничего  нельзя.  Человек попадает в тупиковую ситуацию,  и  ему  ничего  не  остается,  кроме  как сопротивляться. Критика не достигает цели. Люди напрасно  расходуют  свою энергию. Такая критика часто бывает причиной неурядиц в семьях. Известно, что критические замечания делают в адрес друг друга" супруги.  Считается, что  таким  «искусством»  наделены  женщины,  особенно  с  невротическими наклонностями.

       2. Назидательность. Критикующий   может  создать  у  критикуемого  негативные отношения  к   своей  персоне.  Нередко  такое   случается   по   причинам назидательного тона, назидательных словосочетаний: «Вы  поняли  как  надо  поступать?», «Больше надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой». У критикуемого нередко создается ощущение, что к нему придираются. Такого  не  произойдет,  если  употребить,  например,  такую фразу:  «Я  говорю  Вам  это  потому,  что  хочу,  чтобы  наши  отношения оставались  по-прежнему  хорошими».  В  подобной  ситуации  умонастроение критикуемого скорее будет складываться по такой  модели:  «Он  хочет  мне помочь».

       3.  Эмоции.   Иногда   критикующий   дает   волю   чувствам.   Не   встречая противодействия, по крайней мере, на первых  порах,  он  часто  не  может вовремя остановиться. Лица с ярко выраженной авторитарной направленностью при этом повышают громкость речи. Слабых натур такая критика подавляет, а у  сильных  вызывает  ответное  противоборство.   Коэффициент   полезного действия от такой критики очень мал.

       4.   Негативные   обобщения.   Критические    замечания    часто    вызывают противодействие у того, к кому они обращены из-за  негативных  обобщений. Причем, такие обобщения делаются по какому-нибудь одному частному аспекту деятельности.  В подобных  случаях,  критикующий сам того  не  ведая, обращается к модели «если ... то».

         В  условиях   производства   критическое   воздействие   имеет   некоторые особенности. Это  связано  с  тем,  что  в  сферу  критики  на  производстве вклинивается переменная величина, которую можно назвать профессионализмом. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              4.Замена критики. 

     Иногда  в интересах дела вместо критики  можно использовать другие, более эффективные способы влияния.

  1. Реакция на ошибки окружающих

     Если  ошибка не задела окружающих каким-либо образом, то стандартная реакция - злорадство, смех. Если ошибка задела, то шаблонная реакция - расстроиться, указать и укорить (сделать замечание), а то и начать ругаться. Иногда это бывает правильно, чаще - не нужно никому, оказывается конфликтогеном.

     Правильная реакция  на ошибку - разобраться в ситуации: ошибка может быть случайной (разовой) или типовой (повторящейся);

     понять  видение человека - оно может быть схожим с вашим (человек понимает) либо у человека другое видение происходящего, и для него происшедшее вовсе не ошибка. И вообще может быть подвиг;

     понять  состояние того, кто совершил ошибку, для этого - поставить себя на место  другого. Человеку может быть в ресурсе и здравомыслии, может немного переживать, может переживать до отключения способности соображать. [3]

     Грамотная реакция на случайную, разовую ошибку:

  1. если человек ошибку заметил и нужные выводы сделал без нас - улыбнитесь и пропустите. Тут даже не надо прощать, потому что вы и не обвиняли.
  2. Если человек нуждается в поддержке – по возможности поддержите его.

     Если  ошибочное поведение может повторяться, грамотная реакция должна учитывать  причины.

  1. Сделал не подумав, по привычному шаблону. Грамотная реакция - обратить внимание, попрость повторить правильно.
  2. У человека другое видение, в его видении ошибки нет. Нужно обсудить. Если ошибка в полной мере человеку не понятна и нужные выводы не сделаны, можно применить алгоритм "Плюс-Минус-Плюс" и далее Конструктивная критика.
  3. Способы эффективного влияния

     Способы эффективного влияния - это способы  достижения желаемого от других людей, быстрее других приводящие к нужному  результату без ненужных последствий.

     Основные  способы эффективного влияния, это:

  1. Применение силы. Принуждение, давление, напряжение, натиск, вызов, подкуп.
  2. Влияние мягкое, по-доброму. Использование мягкое убеждение, побуждение.
  3. Организация (создание или выстраивание) ситуации, в которой нужные действия происходят закономерно и естественно.
  4. Управление видением, чувствами и состоянием.

     Все эти способы могут быть осуществлены как в прямой, так и непрямой форме (манере):

  1. Заставить прямо — или непрямо, опосредованно,
  2. Вызвать желание, мягко заинтересовать, непосредственно — или через некоторый маневр,
  3. Организовать ситуацию напрямую — или через какую-то ситуацию еще.
  4. Я-послание

     Я-послание - обращение, в котором человек без обвинений и давления говорит другому о своем состоянии, чувствах и желаниях. Описывает свои чувства и формулирует свои пожелания (дает инструкции) - не только без наездов, но и по возможности с мотивацией нужных ему от партнера действий. Например, "Мне важно твое мнение, но когда собеседник меня не слушает, мне неприятно".

     Положительное действие этого метода:

    1. предупреждают конфликты и возникновение взаимных обид.
    2. помогают партнеру понять ваши чувства и переживания, не разрушая контакта и доверия.
    3. учат партнера говорить о своих эмоциях так же корректно и ответственно, принимая ответственность за свои эмоции и на себя.
    4. во многих случаях успешно заменяют грамотную критику.

     Как способ предупреждений конфликтов я-послания работают только в отношении близких людей, с которыми у вас хорошие, доверительные отношения. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

     Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и  недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе позитивный взгляд на людей и отношения.

     Чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в  человеке возможность идеала, критики  в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — а зачем это делать? Даже при использовании самых грамотных форм, критика должна быть в определенных рамках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы. 

    1.  Андреев В. И Конфликтология Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, М 1995.
    2. Алякринский Б. С Общение и его проблемы, М 1982.
    3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.
    4. Цыбульская М.В., Яхонтова E.C. «Конфликтология» / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и пра-ва. – М., 2003.
    5. Энциклопедия практической психологии «Психологос» под ред. Н.И. Козлова

Информация о работе Критика ее виды и формы