Кризис подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:39, доклад

Описание работы

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Файлы: 1 файл

Кризис подросткового возраста.docx

— 24.64 Кб (Скачать файл)

В процессе обучения развивается  абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений. Например, очень  большие возможности для развития мышления подростка представляет математика.

Переход от арифметики к  алгебре вообще означает переход  к более высокому уровню обобщения. Если в арифметике имеет место  абстрагирование числа от предмета, то алгебру характеризует переход  к действиям с условными обозначениями  чисел, т.е. обобщение обобщения, что  дает возможность в абстрактной  и обобщенной форме выражать отношение  между величинами. Изучение алгебры  вследствие этого дает новый толчок к развитию мышления.

Велико значение и геометрии, где имеет место абстрагирование  от конкретных предметов и усвоение форм, и отношение геометрических тел в отвлеченном виде. Геометрия  приучает к строгой логичности мышления, развивает умение обосновывать и  доказывать, рассуждать, различать  несомненное, достоверное от сомнительного, проблематичного, возможного.

Все учебные предметы, изучаемые  подростком, прежде всего, стимулируют  развитие у него абстрактного мышления. Естественно, что особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая  с каждым годом способность к  абстрактному мышлению, изменение соотношения  между конкретно-образным и абстрактным  мышлением в пользу абстрактного мышления. Конечно, не должна иметь  место упрощенная трактовка возрастных изменений в мышлении, согласно которым  младший школьник мыслит конкретно, а в подростковом возрасте он переходит  к абстрактному мышлению. С переходом  к подростковому возрасту существенно  изменяется, обогащаются как отвлеченно-обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности развивается  способность к конкретизации, иллюстрированию, открытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее  представление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у  старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается  аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и  их анализом укрепляется тенденция  к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладеть умением обосновывать, доказывать определенное положение, делать широкие обобщения. В процессе обучения формируются отвлеченные понятия  – математическая (точка, линия, угол, равенство), физические (сила, удельный вес, скорость), географические (экватор, полюс, широта, долгота), исторические (рабовладелец, раб, боярин, эпоха).

 

Разумеется, и в пределах подросткового возраста имеют место  возрастные различия: одно дело мышление школьника 11 – 12 лет, другое дело –  мышление школьника 15 лет. Овладение  абстрактным мышлением происходит не без трудностей. Учащиеся VI класса, часто и учащиеся VII класса испытывают специфические в этом отношении  затруднения, отмеченные в ряде исследований психологов. Так, отмечается, что учащиеся VII класса, зная существенные признаки предмета, не всегда могут их выделить в непривычной, изменённой ситуации. Покажем это на примере геометрии. При поворачивании деревянного  прямоугольного треугольника многие учащиеся называют его то прямоугольным (при  положении прямого угла «внизу», у основания), то остроугольным (при  положении прямого угла «вверху»). Хотя соответствующее определение  они знают четко и правильно  указывают

на существенный признак, выделить его в непривычной ситуации (когда гипотенуза является основанием треугольника) многие из них не в  состоянии.

Отмечается и другая особенность: семиклассники очень часто с  трудом усваивают геометрические доказательства, что связано с невыработанным еще умением отвлечься от конкретных фигур, изображенных на чертеже, и понять, что доказывае­мое положение  относится не только к данному  чертежу, а имеет общее значение. Помимо этого, учащимся VII класса приходится преодолевать серьезные трудности, связанные с необходимостью сохранять  последовательность рассуждений и  обосновывать каждое положение при  геометрических доказательствах; типич­ными ошибками при этом являются пропуск, перестановка, повторение отдельных  звеньев доказательства, введение лишних смысловых звеньев, пропуск обоснования.

Отмечается еще сравнительно невысокое развитие аналитико-синтетической  деятельности у многих подростков, недостаточное владение методом  рассуждения. Это, в частности, выражается в том, что решение геометрических задач на доказательство представляет значительные трудности для многих подростков, особенно в тех случаях, когда чертеж не «подсказывает» хода доказательства, метода решения. В этом случае учащиеся идут примитивным методом  «хаотических проб-угадываний».

В ряде психологических исследований отмечается недостаточ­ная способность  к абстрагированию, характерная  для многих младших подростков, изучающих  грамматику. Они еще не всегда умеют  абстрагироваться от значения слов и  ориентироваться лишь на их грамматическую форму: слова «беготня», «ходьба», «плаванье», «сидение» часто относятся ими  к глаголам, слово «толстяк» —  к прилагательным.

Некоторые подростки испытывают трудности при установлении причинно-следственных связей, причем они раньше и лучше  справляются с нахождением причин событий или явлений, чем с  установлением следствий, т. е. прогрессивное (или прямое) рассмотрение причинно-следственных связей (от причины к следствию) вызывает, как правило, большие затруднения, чем регрессивное (или обратное—  от следствия к причине).- Например, справляясь с заданием выяснить, чем  объясняется климат определенной местности, от каких условий он зависит, учащиеся в то же время испытывают затруднения  при ответе на вопросы типа, «какой климат должен соответствовать данным условиям?» У некоторых учащихся установленные в одном направлении  причинно-следственные связи приобретают  «обратимый» характер.

Все приведенные материалы  показывают, что абстрактное мышление находится у подростка в стадии становления, быстрого развития, связанного с преодолением известных трудностей.


Информация о работе Кризис подросткового возраста