Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:39, доклад
В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
В процессе обучения развивается
абстрактное мышление, анализ и синтез
изучаемых явлений. Например, очень
большие возможности для
Переход от арифметики к
алгебре вообще означает переход
к более высокому уровню обобщения.
Если в арифметике имеет место
абстрагирование числа от предмета,
то алгебру характеризует переход
к действиям с условными
Велико значение и геометрии,
где имеет место
Все учебные предметы, изучаемые
подростком, прежде всего, стимулируют
развитие у него абстрактного мышления.
Естественно, что особенностью мыслительной
деятельности подростка является нарастающая
с каждым годом способность к
абстрактному мышлению, изменение соотношения
между конкретно-образным и абстрактным
мышлением в пользу абстрактного
мышления. Конечно, не должна иметь
место упрощенная трактовка возрастных
изменений в мышлении, согласно которым
младший школьник мыслит конкретно,
а в подростковом возрасте он переходит
к абстрактному мышлению. С переходом
к подростковому возрасту существенно
изменяется, обогащаются как отвлеченно-
Постепенно, под влиянием
школьного обучения развивается
аналитико-синтетическая
Разумеется, и в пределах
подросткового возраста имеют место
возрастные различия: одно дело мышление
школьника 11 – 12 лет, другое дело –
мышление школьника 15 лет. Овладение
абстрактным мышлением
на существенный признак, выделить его в непривычной ситуации (когда гипотенуза является основанием треугольника) многие из них не в состоянии.
Отмечается и другая особенность: семиклассники очень часто с трудом усваивают геометрические доказательства, что связано с невыработанным еще умением отвлечься от конкретных фигур, изображенных на чертеже, и понять, что доказываемое положение относится не только к данному чертежу, а имеет общее значение. Помимо этого, учащимся VII класса приходится преодолевать серьезные трудности, связанные с необходимостью сохранять последовательность рассуждений и обосновывать каждое положение при геометрических доказательствах; типичными ошибками при этом являются пропуск, перестановка, повторение отдельных звеньев доказательства, введение лишних смысловых звеньев, пропуск обоснования.
Отмечается еще сравнительно невысокое развитие аналитико-синтетической деятельности у многих подростков, недостаточное владение методом рассуждения. Это, в частности, выражается в том, что решение геометрических задач на доказательство представляет значительные трудности для многих подростков, особенно в тех случаях, когда чертеж не «подсказывает» хода доказательства, метода решения. В этом случае учащиеся идут примитивным методом «хаотических проб-угадываний».
В ряде психологических исследований отмечается недостаточная способность к абстрагированию, характерная для многих младших подростков, изучающих грамматику. Они еще не всегда умеют абстрагироваться от значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму: слова «беготня», «ходьба», «плаванье», «сидение» часто относятся ими к глаголам, слово «толстяк» — к прилагательным.
Некоторые подростки испытывают
трудности при установлении причинно-следственных
связей, причем они раньше и лучше
справляются с нахождением
Все приведенные материалы показывают, что абстрактное мышление находится у подростка в стадии становления, быстрого развития, связанного с преодолением известных трудностей.