Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:49, курсовая работа
Процесс становления личности не равномерный. Кроме постепенных изменений, которые сопровождаются приобретением знаний и навыков, существуют этапы, когда развитие носит характер стремительный и скачкообразный. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют.
Введение 3
1. Общее представление о развитии его видах и свойствах 5
1.1. Определение развития 5
1.2. Основные свойства и виды развития 6
2. Онтогенез. Основные этапы онтогенеза 9
3. Кризис трех лет 17
3.1. Общая характеристика кризиса
3.2. Основные новообразования кризиса трех лет
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Версия шаблона |
|
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение
1. Общее представление о развитии его видах
и свойствах
5
1.1. Определение развития
1.2. Основные
свойства и виды развития
2. Онтогенез. Основные этапы онтогенеза
3. Кризис трех лет
3.1. Общая характеристика кризиса
3.2. Основные новообразования кризиса трех лет
Заключение
Приложение
В детской и возрастной психологии под онтогенезом подразумевают процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства от рождения до наступления зрелости.
Процесс становления личности не равномерный. Кроме постепенных изменений, которые сопровождаются приобретением знаний и навыков, существуют этапы, когда развитие носит характер стремительный и скачкообразный. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют.
Кризисов, которые будет преодолевать ребенок несколько: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста. Время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: острый период, трудновоспитуемость, впечатление регресса.
Кризис трех лет - один
из самых ярких по проявлениям
кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера
ваш малыш был милым и послушным, а вы,
уже немного отдохнув от бессонных ночей,
начали ощущать всю радость материнства
(или отцовства), как вдруг перед вами новое
испытание - ребенка как подменили. Он
капризничает, упрямится, с ним трудно
даже договориться в тех ситуациях, в которых
раньше достаточно было просто попросить
или даже указать на то, что нужно делать.
Актуальность исследования кризиса
трех лет в онтогенетическом развитии
ребенка связана, прежде всего, с важностью
кризисов в жизни ребенка
Объект исследования – исследование новообразований у детей в период кризиса трех лет
Предмет исследования – кризис трех лет, его симптомы и механизмы протекания
Цель исследования – исследование особенностей кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка.
Развитие – процесс необратимых, нацеленных и закономерных изменений, приводящих к происхождению количественных, качественных и структурных преображений психики и поведения человека.
Развитие имеет возможность рассматриваться на фило -, антропо-, онто- и микроуровнях:
– Филогенез – становление вида, то есть максимальная кратковременная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их перемена, дифференциацию и преемственность, то есть всю биосоциальную эволюцию, начиная с обычнейших и заканчивая человеком.
– Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, даже культурный социогенез, то есть часть филогенеза, возникающая с возникновением Homo sapiens и завершающаяся нынешним днем.
– Онтогенез – личное развитие, то есть временная дистанция протяженностью в человеческую жизнь, которая наступает с этапа зачатия и заканчивается концом жизни.
– Микрогенез – более краткая временная дистанция, обхватывающая «возрастной» период, на протяжении которого проходят кратковременные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые очередности деяний и так далее.
Основными свойствами развития считаются:
1) Необратимость – способность к накапливанию конфигураций, «надстраиванию» свежих изменений над предшествующими.
2) Тенденция – способность системы к поведению общей, внутренне взаимосвязной полосы развития.
3) Закономерность – способность системы к воссозданию однотипных конфигураций у различных людей.
Именно в данный момент психическое развитие человека осматривают исходя из убеждений системного подхода, включающего 4 аспекта:
– динамический определяет психическое развитие как процесс, исполняющийся в протяжении жизни, то есть данное возрастная динамика всевозможных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.)
– структурный – высококачественные перемены в психических действиях, к примеру, усложнение действий запоминания, выработка разумных способов мышления
– каузальный – определение детерминант, двигающих обстоятельств развития
– онтологический – выяснение особенности психического развития человека как био и общественного единства.
Следовательно, системный расклад к развитию представляет исследование того, собственно, как, в какую сторону, с какими переменами, по каким первопричинам развивается в нервной системе и персоны человека – биосоциального создания в течение всей жизни.
Выделяют последующие виды развития:
- Преформированное – вид развития, как скоро в самом начале установлены как стадии, которые организм пройдет, но и окончательный эффект, который станет получен.
- Непреформированное – вид развития, который не предопределен заблаговременно.
- Психическое – развитие познавательных психических действий.
-Личностное – развитие достоинств человека, моральных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я» – концепции.
Психическое и личностное развитие плотно взаимосвязаны, хотя порой однонаправлены и рядоположены. Во всевозможные возрастные периоды им предоставляется возможность не быть схожим и разнообразно влиять приятель на приятеля.
Моменты психического развития – данное основные детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Деяние фактора наследственности имеет место быть в индивидных свойствах человека и выступает в виде посылов развития, деяние фактора среды (сообщества) – в соц. свойствах персоны и влияние фактора активности – во содействии 2-ух предыдущих.
Для понимания приспособления психического развития малыша нужно будет выделить группы, обрисовывающие этот процесс:
1) Общественная ситуация развития малыша – точная форма важных для малыша взаимоотношений, в каких он присутствует с находящейся вокруг его реальностью (сначала общественной) в какой-нибудь период собственной жизни. Соц. обстановка развития вполне описывает формы и пути развития малыша, виды работы, покупаемые им новейшие психические характеристики и свойства. Любой возраст характеризуется нестандартной, единственной и неподражаемой общественной обстановкой развития. В масштабах общественной ситуации развития встает и развивается основной вид деятельности.
2) Ведущая деятельность – данное деятельность малыша в масштабах общественной ситуации развития, исполнение коей характеризует происхождение и составление у него ключевых эмоциональных новообразований на этой ступеньки развития.
Любая стадия психического развития малыша характеризуется надлежащим типом основной работы. В масштабах водящей работы происходят тренировка и становление всех психических функций малыша, собственно приводит к их высококачественным переменам.
3) Кризис развития – концентрация внезапных и капитальных сдвигов и смещений, конфигураций и переломов персоны малыша. Сутью любого упадка считается перестройка внутреннего треволнения, характеризующего отношение малыша к среде, перемена необходимостей и побуждений, двигающие его поведением. Предпосылкой происхождения упадка считается неудовлетворение свежих необходимостей малыша. Противоречия, основополагающие сущность упадка, имеют все шансы проходить в острой форме, порождая крепкие чувственные треволнения, нарушения в поведении деток, в их отношениях с совершеннолетними.
Кризис развития встает на стыке 2 возрастов и знаменует собой окончание предшествующего возрастного периода и начало последующего.
В словаре заморских слов1 кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, финал) преподносится как внезапный, лихой перелом, тяжкое переходное состояние. С.И. Ожегов в собственном «Толковом словаре российского языка» заявляет об упадке как о затруднительном, нелегком положении.
В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре специалиста по психологии – консультанта» под кризисом разумеет хоть какое непредвиденное прерывание обычного развития ситуации в жизни индивидуума или же сообщества, которое просит переоценки моделей работы и мышления.
Что все-таки это за кризисы и как они появляются? Малыш проходит через ряд возрастных упадков в собственном развитии. Не случается такового, дабы возрастные кризисы избегали малыша. Кризисы – данное для начала перемена системы взаимосвязей малыша с окружающими, упрямство, капризность, противодействие власти совершеннолетних, чувственная неустойчивость.
2.1. Основные этапы онтогенеза
Онтогенез – процесс персонального развития в течение жизненного пути человека. Выделяют последующие главные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, детство, ранешний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, центральный возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В нешироком значении онтогенез понимается как период усиленного психического развития малыша.
Пренатальный период. В период беременности организм малыша и маме являют из себя общее целое. Хотя плод станет ощущать себя «как у Христа за пазухой», богатый всем требуемым с материнской стороны, в случае соблюдения всех медицинских советов. Более нежный к вредоносным действиям снаружи – период первых 3-х месяцев.
Перинатальный период. Рождение малыша, по убеждению профессионалов, – главный стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную базу боли и испуга. Прохождение плода по узким родовым маршрутам, выдавливание из матки, ну а в последних вариантах – наложение акушерского прибора на его голову, можнож сопоставить с пытками либо избиением дремлющего младенца. В следствии этого говорят, собственно люди, извлеченные из матки милующим приемом при помощи кесарева сечения, безбоязненны. Травматизм в период родов, вместе с генетической патологией и отягощениями беременности, – более нередкая первопричина недостатка тела и следующего дефицитарного развития человека.
Новорожденность. Данное период активной исходной психофизиологической адаптации новорожденного к новейшей наружней среде обитания. Случился физический разрыв с организмом маме, хотя необыкновенно существенно сберечь многократный и узкий контакт с ней в смысле ухода за ребенком. Сначала пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены предпочтительно состоянием его внутренней среды, интроцептивными чувствами, они слабо соединены с выделением наружных объектов-раздражителей. В большинстве случаев, на появление мамы он может сразу заулыбаться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Выход в свет комплекса оживления значит завершение периода новорожденности.
Младенчество. Начиная с данного возрастного периода в развитии человека выслеживаются стадии смены основной психической активности, связанной с ее концентрацией или в работы на манипуляции с вещами, или в поведении на общении с людьми.
В чем состоит отличие в эмоциональных понятиях «поведение» и «деятельность»? сначала, явно, собственно в различие от способности наблюдать хоть какое поведение деятельность имеет спрятанную от наружного наблюдающего составляющую – внутреннюю работа анализа, планирования, программирования, исправления поступков наружных. Психологическая суть поведения связана с приспособительной функцией выражения дела в разговоре, где на 1-ый намерение выступают адекватные средства размена информацией. Так же, обращение основным образом базируется на чувственном притяжении и отталкивании, ощущениях симпатии – антипатии, которые образуются меж людьми часто напротив законам логики. Приспособительная функция работы наружней заключена в распоряжении собой и прочими, преображении себя и мира вокруг нас на интеллектуальной и волевой базе осознанной внутренней работы. Работа – разумное создание эффекта. Она во всех имеющихся обликах – игровом, учебном, трудовом – предметна, то есть изменяет положение и качества как самого человека, но и мира вокруг нас. Тогда как зачастую наше поведение исполняет в одно и тоже время и правящую функцию работы.
Информация о работе Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка