Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Процесс становления личности не равномерный. Кроме постепенных изменений, которые сопровождаются приобретением знаний и навыков, существуют этапы, когда развитие носит характер стремительный и скачкообразный. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют.

Содержание работы

Введение 3
1. Общее представление о развитии его видах и свойствах 5
1.1. Определение развития 5
1.2. Основные свойства и виды развития 6
2. Онтогенез. Основные этапы онтогенеза 9
3. Кризис трех лет 17
3.1. Общая характеристика кризиса
3.2. Основные новообразования кризиса трех лет
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Севина Кризис трех лет.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

       3) Строптивость ориентирована в общем против общепризнанных мерок воспитания, стиля жизни, который сформировался до 3-х лет

     4) Своеволие – проявление инициативы личного деяния, желание все делать лично

     5) Протест-бунт – малыш в состоянии войны и инцидента с окружающими

     6) Симптом обесценивания – имеет место быть в том, собственно малыш начинает браниться, дразнить и бранить опекунов

     7) Деспотизм – младенец принуждает опекунов делать все, собственно он просит.

     Осмотрим их подробнее. 1-ая из их – негативизм. Малыш выдает неблагоприятную реакцию не на само деяние, которое он отрицается исполнять, а на притязание либо просьбу совершеннолетнего. Он не делает что-нибудь лишь поскольку данное предложил ему особый зрелый человек. Вообщем, негативизм избирателен: младенец пренебрегает притязании 1-го члена семьи или же одной воспитательницы, а с иными довольно покорен. Руководящий тема деяния – устроить напротив, то есть напрямик противоположное тому что ему сказали.

      На первый взгляд кажется, собственно так ведет себя непослушный младенец хоть какого возраста. Хотя при простом непослушании он чего-то не делает поскольку конкретно данного ему делать не охото – ворачиваться домой с улицы, расчищать зубы или же ложиться впору дремать. А раз ему предложить иное занятие, занимательное и приятное ему, он здесь ведь даст согласие. При негативизме действия развиваются по-другому. Л.С. Выготский приводит таковой образчик из собственной медицинской практики. Девченка, волнующаяся кризис 3 лет, чрезвычайно желала, чтоб ее брали на конференцию, где совершеннолетние «обговаривают ребят», хотя, получив разрешение, на заседание не вульгарна. Данное была отрицательная реакция на предложение совершеннолетнего. По сути ей аналогично хотелось пойти, скажем ранее, до собственного отказа, и оставшись 1, она горько хныкала.

       Из образца заметно, как изменяется мотивировка поведения малыша. Ранее в приятной ситуации у него появлялся аффект – конкретное чувственно тяжелое стремление что-нибудь устроить; импульсивные деяния малыша подходили данному желанию. В 3 года он в первый раз делается способен попадать напротив собственному конкретному желанию. Поведение малыша ориентируется не данным желанием, а отношениями с иными, совершеннолетним человеком. Тема поведения теснее располагается вне ситуации, этой ребенку. Окончательно, негативизм – кризисное действо, которое обязано скрыться с годами. Но тот факт, собственно малыш в 3 года получает вероятность работать не под воздействием хоть какого нечаянно образовавшегося стремления, а попадать, отталкиваясь от иных, наиболее трудных и устойчивых тем, считается существенным покорением задумывает

     2-ая черта упадка 3 лет – упрямство. Данное реакция малыша, который требует в чем-то не затем, собственно ему данного слишком охото, посему, собственно он

5лично про это заявил совершеннолетним и просит, дабы с его воззрением числились. Его начальное решение описывает все его поведение, и категорически отказаться от данного решения в том числе и при изменившихся жизненных обстоятельствах младенец не имеет возможности. Упрямство – не упорство, с коей малыш достигает желанного.6 Настойчивый малыш требует на том, собственно ему не очень охота, либо совершенно не охота, либо издавна расхотелось. Предположим, малыша призывают домой и он не желает уходить с улицы. Объявив, собственно он станет кататься на велике, он вправду станет продолжать кутить по двору, нежели бы его ни искушали (игрушкой, десертом, постояльцами и т.п.), хоть и с абсолютно печальным видом.

      В переходный период сможет показаться строптивость. Она ориентирована не против точного совершеннолетнего, а против всей образовавшейся в ранешном детстве системы взаимоотношений, против принятых в семье общепризнанных мерок воспитания.7 Младенец рвется настоять на личных желаниях и недоволен всем, собственно ему дают и делают иные.

Само собой, ясно имеет  место быть направленность к самодостаточности: младенец пытается все делать и улаживать сам. Грубо говоря данное полезное действо, хотя в период упадка извращенная направленность к самодостаточности приводит к своеволию, она нередко неадекватна вероятностям малыша и вызывает добавочные инциденты со совершеннолетними8.

       У неких ребят инциденты с родителями стают постоянными, они вроде бы неустанно присутствуют в состоянии войны со совершеннолетними. В таких ситуациях заявляют о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком сможет показаться деспотизм. Малыш агрессивно показывает собственную власть над окружающими его совершеннолетними, диктуя, собственно он станет есть, а собственно не станет, имеет возможность мать уйти из здания либо нет и так далее когда в семье немного деток, взамен деспотизма обыкновенно встает ревность: такая же направленность к власти тут выступает как информатор ревнивого, нетерпимого дела к иным людям, у которых нет практически практически никаких прав в семье, на взгляд молодого деспота.

      Любопытная черта кризиса 3 лет, коя станет присуща всем следующим переходным периодам, – обесценивание. Обесценивается в очах малыша то, собственно пораньше было обыкновенно, занимательно и недешево, к примеру, 3-летний младенец сможет начать ругаться (обесцениваются ветхие правила поведения), отбросить или же в том числе и сломать любимую игрушку, предложенную не впору (обесценив привычки к вещам) и т.д.

       Эти все явления говорят про то, собственно у малыша меняется отношение к иным людям и к себе самому. Кризис проходит как кризис общественных взаимоотношений, филиала от ближайших совершеннолетних и связан со становлением самосознания малыша. В данном имеет место быть необходимость в реализации и утверждении личного Я. Образующиеся в речи малыша слова «пытаюсь», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, стают разумными. Встает специальная форма, собственного сознания, снаружи проявляющаяся в великой формуле «Я сам». Парадокс «Я сам» знаменует психологическое филиал малыша от совершеннолетнего и распад старой ситуации общественного развития.

 

 

 

 

 

 

      3.2. Основные новообразования кризиса трех лет

 

       Две взаимосвязанные направленности развития реализуются в кризисный период - направленность к эмансипации и направленность к волевой форме поведения.

       Л.И. Божович, рассматривая кризис 3 лет, связывает его с выходом в свет некого системного новообразования, которое выражается в зарождении слова «Я». Доминирующей считается необходимость в реализации и утверждении личного Я. Опосля происхождения «системы Я», как последствие, появляются и др новообразования, наиболее солидными из являющаяся самомнение и связанное с ней желание подходить притязаниям совершеннолетних, быть «превосходным».

Выход в свет самомнения (стремления быть неплохим) к концу  третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни малыша: вроде как, находится стремление действовать  по собственному личному желанию, с  иной – отвечать притязаниям ощутимых совершеннолетних. Что и ведет к зарождению амбивалентных веяний в поведении.

     Учитывая мнение Л.И. Божович, 3 года – существенный психологический барьер в развитии ребенка; «система Я» содержит какое-либо познание о себе и отношение к себе. Данное настоящий старт развития самосознания, которое дальше на любом возрастном шаге имеет  необыкновенности.

В раннем возрасте ребенок  строит свое действие при помощи уподобления  действию-образцу совершеннолетнего. К 3 годам, когда малыш овладевает речью, ему раскрывается его влияние как это то, но не лишь как вплетенное в обстановку общей работы со совершеннолетним.

      Младенец желает работать без помощи других, хотя действительность его жизни делает данное нереальным. В первый раз в жизни малыша ему приходится работать в ситуации разделенности темы (настоящее роль во совершеннолетней жизни) и реализуемой цели (игрового) деяния. Такое положение вещей – 1-ая ступенька к формированию персоны.

       При сравнительно демократичной системе взаимоотношений совершеннолетнего и малыша опасный период проходит притупление. Но и в таких ситуациях детки время от времени сами отыскивают предлог противопоставить себя совершеннолетнему, потому что им данное «морально нужно будет». Ситуации, в каких нужно настоять на запрете, есть, и родители, невзирая на отрицательные реакции и провокации малыша, обязаны их обозначить.

      У ребят начинают формироваться воля, независимость (автономию, самодостаточность), они прекращают иметь необходимость в опеке со стороны взрослых и рвутся сами выбирать. Малыш узнает отличие меж «пытаюсь» и «обязан». В случае если кризис проходит вяло, такое может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон персоны. Отмечается, собственно детки, не имевшие трудностей с поведением в 3-х летнем возрасте, став совершеннолетними, нередко характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства позора и закомплексованности заместо независимости появляются у ребят тогда уже, как скоро родители сдерживают выхода в свет автономии малыша, наказывают или же осмеивают всякие поползновения самодостаточности.

     К концу ранешнего юношества интересы малыша смещаются к миру зрелых людей, «публичных совершеннолетних». Встает свежее отношение к совершеннолетнему. Сейчас он выступает как воплощение общественных ролей («матери как говорится», папы, шофера автобуса, доктора, милиционера), как носитель образчиков поступков и общественных взаимоотношений (руководства и подчинения, хлопоты и агрессии). Разрешение упадка ранешнего юношества соединено с переводом воздействия в игровой, условный проект, с происхождением настоящей забавы.

 

Заключение

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

   

2

Представление

это воспроизведенный образ  предмета, основывающийся на прошлом  опыте.

3

Двигательная память 

запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем

4

Эмоциональная память

запоминание, сохранение и воспроизведение  эмоционально окрашенных явлений, память на чувства

5

Словесно-логическая память

специфически человеческий вид  памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем

6

Запоминание смысла

это запоминание общих и существенных сторон и признаков материала  и отвлечение от деталей и малосущественных индивидуальных его признаков

7

Образная память

это запоминание сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности

8

Кратковременная память

процесс относительно небольшой длительности, но достаточной для точного воспроизведения  только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений

9

Непроизвольное запоминание 

это первоначальная, биологически исходная форма запоминания, присуща как  животным, так и человеку

10

06ъем памяти

это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации, задача измерения объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом


 

Список использованных источников

1

Словарь иностранных  слов. Под ред Спиркина А. Г. — М: «Русский язык», 1979. — 622 с.

2

Пряжников Н.С .Личностное самоопределение в преклонном возрасте. http://fpo.ru/teor/pryaj_samoopred.html

3

.

4

Веккер Л. М. Психические  процессы. - Т. №3. - Л. 1981. – 180 с.

5

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую  психологию. Курс лекций М., 1988. – 190 с.

6

Громова Е. А. «Эмоциональная память и  её механизмы» М., 1980. – 210 с.

7

Занков Л. В. «Память» М., 1949. –  250 с.

8

Истомина З. М. «Развитие памяти», учебно-методическое пособие. М., 1978. – 230 с.

9

Корсанов И. А., Корсанова  Н. К. «Наедине с памятью» М., 1984. – 180 с.

10

Крылов А. А., С. А. Маничева, Практикум по общей, экспериментальной  и прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000. – 89 с.

11

Кузин В. С. Психология / под  ред. Б. Ф.Ломова. Учебник М.: Высш. школа, 1982. – 230 с.

12

Леонтьев А. Н. «Развитие  высших форм запоминания». М., 1983. – 90 с.

13

Лурия А. Р. Внимание и  память. Материалы к курсу лекций по  общей психологии. МГУ 1975. – 100 с.,

14

Немов Р. С. «Психология Учебник для студентов.» Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: «Просвещение»1994. – 225 с.

15

Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999. – 195 с.

16

Смирнов А. А. «Христоматия по общей психологии». М. 1979. – 200 с.

17

Шлычкова А. Н. «Непроизвольное  и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками» // «Вопросы психологии». М., 1986. – 128 с.


Приложения

А

 

Б

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Словарь иностранных слов. Под ред Спиркина А. Г. — М: «Русский язык», 1979. — 622 с.

Информация о работе Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка