Кризисные периоды развития в школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 5
Понятие о возрастном кризисе 5
Отличие критических периодов развития от стабильных периодов 9
Структура возрастного кризиса 16
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 21
2.1 Кризис младшего школьного возраста 21
2.2 Кризис подросткового возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Кризисные периоды развития в школьном возрасте.docx

— 67.58 Кб (Скачать файл)

Кризисные периоды развития в школьном возрасте (без практической)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО  КРИЗИСА                                 5

    1. Понятие о возрастном кризисе                                                               5
    2. Отличие критических периодов развития от стабильных периодов  9
    3. Структура возрастного кризиса                                                           16

ГЛАВА 2. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ                                                            21

2.1 Кризис младшего школьного  возраста                                                  21

2.2 Кризис подросткового  возраста                                                             25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кризис буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший  момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни это  ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения  препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние  лишает человека опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что  в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в  процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней  шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому  психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной  стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой. Таким  образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте  человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной  формы. Именно это отношение и  провоцирует сначала конфликт, затем  попытки его разрешения, а затем  и переход в новую систему  сотрудничества, т. е. переход к новой  ведущей деятельности.

Кризис - это не тупик, а  некие противоречия, которые накапливаются  у человека. Рассматривая кризисы  как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и  причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека. Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически. Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

Актуальность исследования заключается в том, что школьный возраст - это очень серьезный этап в становлении человека, и психика человека меняется кардинально, за 10 школьных лет, из меленького ребенка формируется взрослая личность. Этот этап невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих - младший школьный возраст и подростковый период (отрочество).

Предмет исследования: возрастные кризисы.

Объект исследования: кризисы  школьного возраста.

Цель исследования:  рассмотреть  кризисные периоды развития в  школьном возрасте.

Задачи исследования:

1)рассмотреть сущность  возрастного кризиса;

2)определить кризис младшего  школьного возраста;

3)проанализировать кризис  подросткового возраста.

Курсовая работа написана на основе научной и учебной литературы.

Курсовая работа состоит  из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

 

1.1 Понятие о  возрастном кризисе

 

Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

Возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Следует отметить, что в  возрастной психологии нет единого  мнения по поводу кризисов, их места  и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.[1, с. 50]

Кризисы возникают на стыке  двух возрастов и знаменуют собой  завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное  новообразование, возникая в ответ  на потребности ребенка, включает аффективный  компонент и потому несет в  себе побудительную силу. Именно поэтому  центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка  в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности.

Все эти особенности детей, переживающих критический период, говорят  об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека потребностей. Поэтому можно сделать вывод, что на стыке двух возрастов такую реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным, т.е. личностным, новообразованием соответствующего возраста. Следует различать фрустрацию потребности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями, и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный  кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных  критических возрастах вводились  в науку эмпирическим путем и  в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис семи лет. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности  в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д. Позже был  открыт и описан кризис 3-летнего  возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка  претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, который описан под  названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл  развития в этот период. Падение  успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание  прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения  позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки  во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир  разделены более, чем в иные периоды.[6, с.80]

Сравнительно недавно  было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической  стороны переход от младенческого  возраста к раннему детству, совершающийся  около одного года жизни, представляет собой, в сущности, тоже критический  период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, Л.С. Выготский  предложил включить в нее в  качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит  название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком  в системе других возрастов и  является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным  кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его  жизни, характеризует начальный  период внеутробного развития. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз, подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.[14, с.114]

Возрастной кризис - это преобразование социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.[5, с.108]

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек  при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами, и социальными факторами. Возрастные кризисные дисфункции могут  иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными  для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих  реакциях, а могут быть достаточно затяжными, длительными.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально мотивационной сферы  и др. Начало кризисного периода  знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т.е. рассогласованием рефлексивных моделей и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий.

1.2 Отличия критических  периодов развития 

от стабильных периодов

 

Возрастные изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или литическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, изменения, совершающегося путем незначительных «молекулярных» достижений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят только в результате длительного течения скрытого «молекулярного» процесса. Они выступают наружу и становятся доступны прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом  за счет микроскопических изменений  личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно  обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая  часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным  путем, то при сравнении ребенка  в начале и в конце стабильного  возраста отчетливо выступают огромные перемены в его личности.[7, с.300]

Стабильные возрасты изучены  значительно полнее, чем те, которые  характеризуются другим типом развития - кризисами. Последние отличаются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий, как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Информация о работе Кризисные периоды развития в школьном возрасте