Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, реферат
Я выбрала эту тему потому, что я будущая мама. Сейчас мне немного рано говорить о детях, но стоит заранее ознакомиться с теми трудностями, с которыми предстоит столкнуться в роли родителей. Зачастую, взрослые неправильно реагирую на непослушание детей, плаксивость, непослушание. Многие не осознают, что дети переходят на новый этап развития и стоит не ругать их, а наоборот – помочь им адаптироваться и справиться со сложностями. В данной работе я попытаюсь раскрыть основные периоды кризисов детского возраста, конфликты, которые могут возникать в детском возрасте и способы их разрешения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородская
Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации
Реферат
На кафедру:
Психиатрии и медицинской психологии
На тему:
Кризисы и конфликты детского возраста
Выполнила:
Проверила:
психологии
Нижний Новгород
2012
Введение.
Поведение детей иногда нас крайне удивляет не с лучшей стороны. Причин этому может быть множество. Среди них и не по-детски серьёзные кризисы жизни. Эти непростые возрастные ступени придётся пройти каждому ребёнку и, конечно, родителям вместе с ним. Подкреплённым информацией гораздо легче предусмотреть следующую ступеньку и «правильно подать руку помощи».
Я выбрала эту тему потому, что я будущая мама. Сейчас мне немного рано говорить о детях, но стоит заранее ознакомиться с теми трудностями, с которыми предстоит столкнуться в роли родителей. Зачастую, взрослые неправильно реагирую на непослушание детей, плаксивость, непослушание. Многие не осознают, что дети переходят на новый этап развития и стоит не ругать их, а наоборот – помочь им адаптироваться и справиться со сложностями. В данной работе я попытаюсь раскрыть основные периоды кризисов детского возраста, конфликты, которые могут возникать в детском возрасте и способы их разрешения. Детская психика очень чувствительна и изменчива и я хочу узнать, что стоит делать для того, чтобы помочь ребёнку справиться с конфликтными ситуациями, при этом не навредив ему.
Кризисы детского возраста.
Общая характеристика кризисов
детского развития.
Кризисы детского развития
характеризуются с чисто внешней стороны
чертами, обратными по отношению к тем
периода, которые названы устойчивыми
или стабильными возрастами. В этих периодах
на протяжении относительно короткого
времени, исчисляемого несколькими месяцами,
годом или самое большее двумя, сосредоточены
резкие и капитальные сдвиги и смещения,
изменения и переломы в личности ребенка.
Ребенок в очень короткий срок меняется
весь в целом, в основных чертах своей
личности. Развитие принимает бурный,
стремительный, иногда катастрофический
характер. В эти периоды оно напоминает
революционное течение событий как по
темпу происходящих изменений, так и по
смыслу совершающихся перемен. Это поворотные
пункты в детском развитии, принимающем
форму острого кризиса.
Первая особенность таких
периодов заключается в том, что границы,
отделяющие начало и конец кризиса от
смежных с ними возрастов, являются в высшей
степени неотчетливыми. Кризис возникает
незаметно — трудно определить момент
его наступления и окончания. С другой
стороны, характерно резкое обострение
кризиса, происходящее обычно в середине
этого возрастного периода. Наличие такой
кульминационной точки, в которой кризис
достигает своего апогея, характеризует
все критические возрасты и резко отличает
их от стабильных эпох детского развития.
Второй особенностью этих
возрастов является то, что и послужило
отправной точкой их эмпирического изучения.
Значительная часть детей, переживающих
критические периоды своего развития,
обнаруживает трудновоспитуемость. Дети
как бы выпадают из той системы педагогического
воздействия, которая еще совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения. В школьном возрасте в критические
периоды у детей обнаруживается падение
школьной успеваемости, ослабление интереса
к школьным занятиям и общее снижение
работоспособности. В критические возрасты
развитие ребенка часто сопровождается
более или менее острыми конфликтами с
окружающими. Внутренняя жизнь ребенка
порой связана с болезненными и мучительными
переживаниями, с внутренними конфликтами.
Правда, все это встречается
далеко не всегда. У разных детей
критические периоды протекают
по-разному. В протекании кризиса даже
у наиболее близких по типу развития, по
социальной ситуации детей существует
гораздо больше вариаций, чем в стабильные
периоды. У многих детей в эти возрасты
вовсе не наблюдается сколько-нибудь ясно
выраженной трудновоспитуемости или снижения
школьной успеваемости. Размах вариаций
в протекании этих возрастов у разных
детей, влияние внешних и внутренних условий
на протекание самого кризиса настолько
значительны и велики, что дали повод многим
авторам поставить вопрос о том, не являются
ли вообще кризисы детского развития продуктом
исключительно внешних, неблагоприятно
действующих на ребенка условий и не должны
ли они поэтому считаться скорее исключением,
чем правилом в истории детского развития
(Буземан и др.).
Внешние условия, разумеется,
определяют конкретный характер обнаруживания
и протекания критических периодов. Различные
у различных детей, они обусловливают
крайне пеструю и многообразную картину
различных вариантов критического возраста.
Но не наличием или отсутствием каких-либо
специфических внешних условий, а внутренней
логикой самого процесса развития обусловлена
необходимость критических переломных
периодов в жизни ребенка. В этом убеждает
нас изучение относительных показателей.
Так, если перейти от абсолютной
оценки трудновоспитуемости к относительной,
основанной на сравнении степени легкости
или трудности воспитания ребенка в предшествующий
или последующий кризису стабильный период,
со степенью его трудновоспитуемости
в период кризиса, то нельзя не увидеть,
что всякий ребенок в этом возрасте становится
относительно трудновоспитуемым по сравнению
с самим собой в смежном стабильном возрасте.
Точно так же, если перейти от абсолютной
оценки школьной успеваемости к ее относительной
оценке, основанной на сравнении темпа
продвижения ребенка в ходе обучения в
различные возрастные периоды, то нельзя
не увидеть, что всякий ребенок в период
кризиса снижает темп продвижения сравнительно
с темпом, характерным для стабильных
периодов.
Третьей и, пожалуй, самой
важной в теоретическом отношении особенностью
критических возрастов, наиболее неясной
и поэтому затрудняющей правильное понимание
природы детского развития в эти периоды,
является отличающий их негативный характер
развития. Все, кто писал об этих своеобразных
периодах, отмечал в первую очередь то
обстоятельство, что развитие здесь, в
отличие от устойчивых возрастов, совершает
скорее разрушительную, чем созидательную
работу. Прогрессивное развитие личности
ребенка, непрерывное построение нового,
которое так отчетливо выступало во всех
стабильных возрастах, в периоды кризиса
как бы затухает и гаснет, временно приостанавливается.
На первый план выдвигаются процессы отмирания
и свертывания, распада и разложения того,
что сложилось на предшествующей ступени
и отличало ребенка данного возраста.
Ребенок в эти периоды не столько приобретает,
сколько теряет многое из приобретенного
прежде. Эти возрасты не отмечаются при
своем наступлении появлением новых интересов
ребенка, новых стремлений, новых видов
деятельности, новых форм внутренней жизни.
Ребенок, вступающий в эти периоды, скорее
характеризуется обратными чертами: он
теряет интересы, вчера еще оказывавшие
направляющее влияние на всю его деятельность,
которая недавно поглощала большую часть
его времени и внимания, а теперь как бы
замирает; прежде сложившиеся формы внешних
отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Л. Толстой назвал образно и точно один
из таких критических периодов детского
развития "пустыней отрочества".
Это и имеют в виду в первую
очередь, когда говорят о негативном характере
критических возрастов. Этим хотят выразить
ту мысль, что развитие в эти периоды как
бы меняет свое позитивное, созидательное
значение, заставляя наблюдателя характеризовать
подобные возрасты преимущественно с
отрицательной, с негативной стороны.
Многие авторы даже убеждены, что этим
негативным содержанием исчерпывается
весь смысл развития в критические периоды.
Это убеждение закреплено в самих названиях
критических возрастов (иной такой возраст
называют негативной фазой, иной - фазой
строптивости и т. д.).
Понятия об отдельных
критических возрастах вводились в науку
эмпирическим путем и в случайном порядке.
Раньше других был открыт и описан кризис
семи лет (седьмой год в жизни ребенка
является переходным между дошкольным
и отроческим периодом). Ребенок 7—8 лет
уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетний
ребёнок отличается как от дошкольника,
так и от школьника. В силу этого семилетний
ребёнок представляет трудности в воспитательном
отношении. Негативное содержание этого
возраста проявляется, в первую очередь,
в нарушении психического равновесия,
в неустойчивости воли, в неустойчивом
настроении и т. д.
Позже был открыт и описан
кризис трехлетнего возраста, называемый
многими авторами фазой строптивости
или упрямства. В этот период, ограниченный
коротким промежутком времени, личность
ребенка претерпевает резкие и внезапные
изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым.
Он проявляет строптивость, упрямство,
негативизм, капризность, своеволие. Внутренние
и внешние конфликты часто сопровождают
весь этот период.
Еще позже был изучен кризис
тринадцати лет, который описан под именем
негативной фазы возраста полового созревания.
Как показывает самое название, негативное
содержание этого периода выступает на
первый план и при поверхностном наблюдении
кажется исчерпывающим весь смысл развития
в этот период. Падение успеваемости, снижение
работоспособности, дисгармоничность
во внутреннем строении личности, свертывание
и отмирание прежде установившейся системы
интересов, негативный протестующий характер
поведения — все это позволяет характеризовать
этот период, как стадию такой дезориентировки
во внутренних и внешних отношениях, когда
человеческое «я» и мир разделены более,
чем в иные периоды.
Сравнительно недавно было
теоретически осознано то положение, что
хорошо изученный с фактической стороны
переход от младенческого возраста к раннему
детству, совершающийся около одного года
жизни, представляет собой в сущности
критический период, характеризующийся
отличительными чертами.
Кризисные периоды детства и их особенности.
Психологи выделяют несколько основных кризисов детского возраста:
1) Кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
2) Кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
3) Кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;
4) Кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Кризис новорождённости. Смена среды, физиологические изменения являются для новорожденного большим стрессом. Дети по-разному реагируют на это. Некоторые распрямляются, превозмогая все изменения после родовой деятельности. А другие возвращаются в позу эмбриона. Специалисты утверждают, что это будет являться решающим фактором в закладывании программы реагирования на всю дальнейшую жизнь. Для тех, кто проходит это не лучшим образом, нагрузка на физиологическое и психическое состояние только увеличивается. Повышается показатель гормонов стресса, а адаптивность снижается. Конечно, рефлексы помогают в этот период адаптации. Но беспомощность ребёнка в купе с невозможностью прямого общения не совсем удобны. Для развития мозговой деятельности после рождения важными станут не только благоприятная обстановка, но и присутствие новых впечатлений для анализаторов. Позже контакт с матерью установится при возможности фокусирования на её лице. А при появлении звуков и улыбки установится «комплекс оживления», определяемый потребностью в общении. Завершение кризиса определиться возвращением изначального веса и появлением условных рефлексов на раздражители. После ребёнок переходит в стадию младенчества. Кризис новорожденности меняет жизнь малыша к самостоятельности. Успешный выход из него станет задатком для физического, умственного и эмоционального здоровья.
Помощь. Спокойствие в дородовый период, как утверждают исследователи, может предотвратить ослабление родовой деятельности, что станет большой помощью малышу при рождении. Если в середине беременности выстраиваются уже отношения мать-ребёнок (а не мать-плод, как в начале), то это также станет большой поддержкой малышу для позитивной активности. Считается, что единственным способом помочь новорожденному пережить этот период может стать приближенное воссоздание спокойной обстановки во время родов, к которой привык малыш в утробе (без громких голосов и звонких инструментов, с приложением к маме, с последующим помещением в теплую ванную, а потом уже с обрезанием пуповины). Также положительным фактором станет возможность естественных родов и подготовленность матери к этому процессу. Важным станет и первое прикладывание к груди матери, самостоятельное кушанье (положительно лишь грудное вскармливание). Наилучшей поддержкой малышу станет максимальное терпение мамы, чувство любви, понимание, мир в душе.
Кризис 1 года. В 1 год ребёнок переходит от возраста младенчества в период раннего детства. Активность, выражающаяся в ползанье, ходьбе, становлении речи (часто понятной только самым близким), в познавательном процессе окружающей среды часто натыкается на запрет, слишком частое слово «нельзя». Негативность эмоциональной реакции на это трудно переоценить. В малыше бурлит протест. Сталкивается воля ребёнка и воля родителей. Истерик, капризов, упрямств не миновать.
Помощь. Для смягчения и эффективности периода родителям следует очень обдуманно и аккуратно подойти к системе запретов, отказов. А подкреплять всё это стоит терпением, выдержкой, последовательностью и крайне важным позволением определенной самостоятельности для малыша. Запреты должны вноситься на постоянный период (навсегда или до определенного возраста). Для того, чтобы количество запретов не приобретало неиссякаемые объемы, можно предусмотрительно убрать с поля зрения малыша заранее запрещенные вещи и ситуации. Запрет должен действовать на любой территории, в любой ситуации и поддерживаться всеми взрослыми. Чёткость, понятность и доступное количество запретов сможет обозначить ребёнку границы дозволенности и позволит ясно увидеть свою безопасность и определенность.
Кризис 3 лет. Очень сложный кризисный
этап в 3 года (у некоторых и в 2,5года) является
начальным периодом формирования личности.
Изменения во всех сферах характеризуются
усовершенствованием психофизиологических
функций и появлением сложных новообразований
личности. Выделение собственного «Я»
имеет определение как феномен «Я сам!».
Ребёнку важна возможность имитировать
поведение взрослых, а его не полная способность
к этому может решаться в игре. Именно
поэтому игра становится основным видом
деятельности. Благодаря ей, формируется
символизация, воображение, ориентация
на общий смысл, на особенности человеческих
отношений. Малыш начинает осмысленно
ориентироваться в своих переживаниях,
и появляется способность их обобщения.
Ребёнок через игру учиться выстраивать
свои действия в определенный порядок,
выбирать собственный путь поведения.
Если же этот путь, порыв самостоятельности
встречает постоянные препятствия и ограничения,
не имеет поощрения, то кризис может проявиться
очень ярко со вспышками гнева, упрямства,
с большими негативными последствиями.
Ребёнок может демонстрировать деспотизм,
ревность к другим детям, обесценивать
свои любимые игрушки и чувства к взрослому-любимчику,
проявлять упрямство и своеволие, протестовать
и защищать своё «Я».
Помощь. Родителям следует запастись терпением, гибкостью, решительностью, следить за своим поведением (ведь малыш повторяет за вами). Важно наделить ребёнка правами, обязанностями и снабдить четким распорядком. Следует при этом не утомляться настойчиво, но доброжелательно повторять правила, пока у ребёнка это не станет «собственной инициативой». Если ребёнок занимается порученным делом, постарайтесь не вмешиваться без его просьбы. В разговоре следует проявлять заинтересованность в его мнении. Если возникают острые ситуации, истерики, специалисты советуют отвлечь малыша на что-то другое или перевести в игру. В этом возрасте часты проявления негативизма при кормлении. Рекомендуется, не заставлять малыша кушать, а обыграть это при помощи любимой игрушки: накорми любимую игрушку, ложечка для неё, а ложечка для себя за компанию. Не стоит беспокоиться, если нет ярких проявлений данного кризиса у малыша, но присутствуют формирование воли и самостоятельности.
Кризис 7 лет. Малыш проходит период социализации. Возникает концепция «Я-ученик». В ребёнке пробуждается желание быть успешным как идентификация взрослости. Ребёнок не терпит отношения к себе как к малышу. Ведущей становится учебная деятельность. В ходе неё ребёнок сравнивает себя с другими, формируются мотивы, потребности, способности к анализу, мысленному планированию и рефлексии. Познавательная деятельность, игровая деятельность составляют мир малыша. Внимание в этот период будет больше непроизвольным, с ориентацией на яркость, интерес, необычность. Важна наглядность в обучении. А произвольное внимание будет проявляться крайне неустойчивым. Развивается способность к логическому смысловому запоминанию, основным будет наглядно-образное мышление с последующим развитием образного. Важным становится закладывание нравственности, стремления к признанию, одобрению, избеганию неудач. Ради всего этого ребёнок может хитрить и лгать, прибегать к контролю над своими эмоциями, пытаться анализировать человеческие отношения, оценивать взрослых, определяя авторитеты. Ребёнок уже в какой-то степени способен понять «несовершенство» мира. В этом возрасте дети могут кривляться (учась пользоваться своими эмоциями), пререкаться, упрямиться, застывать в выполнении, делать что-то на зло. Эмоциональная неустойчивость – явный показатель данного кризиса.
Помощь. Важно продолжать линию четкости требований и правил, много общаться и объяснять, давать территорию самостоятельности, любить и уважать ребёнка. Стоит помочь разобраться ребёнку, что авторитетом может быть не сам человек, а его реальные отдельные качества, при этом, не ломая этот «идеальный» образ от ревности (так как чаще авторитетом становятся не родители, а, например, учитель). Иначе ребёнок может потерпеть разочарование в определенном им авторитете или «на зло» бороться за него. Несовершенство мира, отсутствие чудес – в этом понимании также стоит постараться поддержать ребёнка для мягкости осознания, показать в замену его возможности делать что-то «чудесное» и улучшающее его мир. Следует обращать внимание на то, что в этом возраст дети очень внушаемы и доверчивы.